Этот год является Годом педагога и наставника, именно сейчас хочется поделиться опытом по созданию инновационного продукта. В самом начале возникают вопросы: «С чего начать? Как практику и теорию грамотно соединить в единый продукт? Как оформить материалы?» Именно этой проблеме и многим другим вопросам посвящается данная статья.
Год назад мы приняли участие в Международном фестивале «Диалог культурных эпох как способ приобщения к мировому культурному наследию». На этом фестивале нами был представлен инновационный продукт, который разработала наша творческая группа учителей русского языка, литературы и изобразительного искусства: Сидорова Елена Анатольевна, Лоянич Марина Владимировна, Захарова Елена Николаевна и Клачкова Ирина Анатольевна, Кекконен Татьяна Викторовна. Это был не просто фестиваль, где со своими работами выступали представители различных стран, это был еще и конкурс. Наша группа заняла второе место в номинации «Сохранение обычаев и традиций народов Балтийского региона».
Какой инновационный продукт мы создали? Сборник сказок «Перо Жар-птицы». Тема нашего выступления на фестивале была такой: «Развитие творческих способностей школьника. От книжки-малышки к театральной постановке и мультику».
В современном образовании особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Русский язык и литература как учебные предметы считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Как пришли мы к такой идее - создать книжку и почему сборник сказок?
А уж сказки - вам сказать,
Так не можно надивиться;
Надо ж этак умудриться!
Узнали строки? Читая замечательную сказку Петра Павловича Ершова «Конек горбунок, смеясь и печалясь над строками о «младшем вовсе дураке» Иванушке, сделавшем, как бы сейчас сказали, блистательную карьеру благодаря полезным связям, всякий раз задумываешься: «А что произошло с пером жар-птицы?». Царь его, как известно, «надкусил» и повелел найти саму жар-птицу, которая, по правде сказать, как-то не очень впечатляет:
А хвосты-то - сущий смех.
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету.
Словно батюшкина печь!
То ли дело - чудо-огонек перо! Способное преображать, освещать мир своим чудесным светом, оно было дано, как ни странно, человеку творческому (как положено любому гению с «некоторой долей безумия»). Идет на трудное дело спасения пшеницы - поет «Распрекрасные вы, очи!», чтоб не шел сон - звезды считает (упустим «краюшку уплетает»); «творит ночные проказы», когда ухаживает за чудо-конями. Творческий подход, однако, не способствовал зарождению в Иванушке поэтического таланта. Стал царём… Проза жизни.
А ведь перо не зря ему давалось! Словно подбирая брошенное царём перо, Ершов написал великую сказку, открывшую ему двери в творческое общество Санкт-Петербурга! Писалась сказка не в золотые годы, а во времена, когда бушевала холера, бунтовали люди. Перо не выпало из руки молодого писателя, а созданная им поэтическая сказка понравилась не только читателям, но и самому Александру Сергеевичу Пушкину, сказавшему, что после «Конька-Горбунка» он может больше не беспокоиться о сказочном жанре и оставить этот род сочинений. Мы решили не прятать перо в утлые тряпицы повседневности, как Иванушка, а попробовать свои силы в написании вечного жанра - сказки.
Это предисловие к сборнику сказок «Перо Жар-птицы» написано Еленой Анатольевной Сидоровой.
Именно со сказки, вечного жанра, и начинается знакомство ребенка с миром литературы, именно сказка начинает развивать ребенка духовно-нравственно. Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира.
На уроках литературы в разделе «Устное народное творчество» в 5 классе после изучения темы «Сказка» ребята получили задание создать книгу сказок. Класс был разбит на группы. Одни сочиняли сказку, другим было предложено проиллюстрировать сказки, третья группа готовила оформление книги. И как пытливые исследователи, дети предварительно изучали, какой должна быть книга (переплет, титульный лист, выходные данные). Это был их проект. И в качестве защиты проекта - инсценирование сказки. Но! И чтение, и изучение, и сочинительство сказки интересно не только пятиклассникам. И тогда нам пришла идея привлечь к этому проекту обучающихся и других параллелей, тем самым обобщить опыт работы с одаренными учениками. Мы распределили между собой направления работы в этом проекте: книжки-малышки, лингвистические сказки, литературная гостиная, новогодняя пьеса (для постановки на школьной сцене) и, наконец, создание мультфильма по придуманной сказке. На основе интеграции таких предметов, как русский язык, литература, изобразительное искусство, история, обществознание создавалось содержание сборника сказок.
Итак, начали с книжек-малышек. Этот небольшой сборник, который составляли пятиклассники под руководством Ирины Анатольевны Клачковой, получил название «Фабрика волшебства» - книжка-раскраска для детей. В этот сборник вошли сказки «Чудесная дружба», «Волшебная флейта», «Верблюжий сон», их авторы - Вишневская Света, Рочева Юля, Пименова Карина, Мирошниченко Варя. Вот какое Предисловие придумали ребята к этому сборнику.
«Милые детки! Наш дружный творческий коллектив «КСЮВА и Ко» (Наверное, вы спросите: «А кто такие КСЮВА и КО?», мы вам ответим так: «Это мы, Ксюша, Юля, Света, Варя и мальчик Костя) создал для вас «Фабрику волшебства». Нет, на этой фабрике не делают игрушки, там сочиняют сказки - сказки для маленьких детей. Прочитав нашу книжку, вы попадете в мир добрых сердец. В мир, где музыка помогает найти новых друзей, в мир, где нет места злым и завистливым. А иллюстрации к сказкам не просто рисунки. Возьмите обязательно цветные карандаши и раскрасьте героев сказок яркими цветами.
Группа детей под руководством Захаровой Елены Николаевны сочиняли лингвистические сказки по заданным условиям. Это поучительные сказки, целью которых является закрепление изученных орфографических, пунктуационных правил, повторение таких разделов о языке, как лексика, фразеология, морфология. Например, изучили тему «Культура речи. Устная и письменная речь» из раздела о языке и речи. Задание - сочинить сказку на тему «Роль слова в жизни человека». Или, изучив тему из раздела «Морфология» «Употребление суффиксов имен существительных», дети сочиняли сказку, которая поможет запомнить правописание гласной в суффиксах имен существительных -ек- и -ик-. Очень интересно было детям сочинять молодежные сказки на тему «Жаргонизмы и сленг». Это после изучения раздела «Лексика».
Следующий этап работы над проектом - это создание литературной гостиной и спектакля по мотивам новогодней сказки «Чудеса под новый год», написанной Хансалу Яной. Руководитель Лоянич Марина Владимировна. Яркая афиша, пригласительные билеты, декорации, создание эскизов костюмов, работа над сценическим движением, музыкальное оформление, постановка сказки в Доме культуры - это мир, в котором ребенок открывает свои творческие способности.
И, наконец, самым интересным направлением в этой проектной работе - создание мультипликационного фильма по сказке Ададуровой Ангелины «О чем говорят сказки по ночам».
«Сказки сейчас часто воспринимаются как нечто детское, несерьезное, как короткая история, которую можно прочесть на ночь, чтобы ребенок заснул.. Но так ли это на самом деле? Любимые сказки детства остаются с человеком на всю жизнь, вспоминаются в самые непростые моменты. От того, что дети будут читать в детстве, зависит, какими они вырастут», - так написано в предисловии книги сказок Хансалу Яны. «Випли Дипли Шерри Лефт», «Чудо», «Солнечный день», «Запоздалый амур», «Сад надежд», «Золотые крылья» - вот названия сказок, вошедших в сборник этой девочки.
Созданные под руководством Елены Анатольевны Сидоровой сказки Артема Березина «Подарок для Лаар» и «Юхан» погружают в культуру финнов, греков, итальянцев, что перекликается с темой фестиваля - о «…мировом культурном наследии».
Сборник сказок не был бы таким ярким и выразительным без иллюстраций. Благодаря работе Татьяны Викторовны Кекконен ребята, осмысливая прочитанное, создавали эскизы, рисунки, схемы, которые и стали украшением сборника сказок «Перо Жар-птицы».
Сборник сказок с иллюстрациями, методическими рекомендациями находится на последней стадии подготовки. Он будет выпущен как в электронном виде, так и в бумажном формате.
Дорогие коллеги! От лица нашего методического объединения позвольте поздравить вас с окончанием столь непростого учебного года. Мы достойно выдержали очередное испытание! И хотя еще впереди у кого-то ОГЭ и ЭГЭ, кто-то будет трудиться в пришкольном лагере, в дверь уже стучится лето, скоро отпуск!!! Солнце, море, дача, путешествия! Желаем вам прекрасно отдохнуть, зарядиться положительной энергией, восстановить здоровье. И в новом учебном году с превеликим удовольствием и счастьем будем продолжать сеять разумное, доброе, вечное.