Создание онлайн-путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода»

Разделы: Литература


В нашем проекте важен не только и не столько результат, сколько сам процесс, потому что школьники учатся работать с информацией: как её найти, архивировать (сократить), систематизировать, хранить и т.д. Узнают много интересного из истории города. И учатся быть гражданами и патриотами своей Родины.

Техническое исполнение конечного результата нашего проекта – сайта, интерактивной карты «Литературный Нижний» – довольно сложное. А участники проекта (наша целевая группа) – ученики 8 класса. Поэтому, конечно, мы не обходимся без помощи старших ребят. Но и задача наша не обучение школьников Интернет-технологиям. Важно, чтобы они знали, что такое оформление материала возможно и что оно интересно, полезно и актуально. И мы видим на практике, что компьютерные технологии пробуждают творческие способности: стимулируют воображение, инициируют появление новых идей.

Что ребята уже сделали? На географической карте города Нижнего Новгорода нашли и нанесли на нашу будущую интерактивную карту места, связанные с именами русских писателей, что явилось трудоёмким процессом. Но делать это в команде ребятам было интересно. Главное – правильно организовать учеников: распределить роли и скоординировать их действия. Работали на нескольких компьютерах (использовать ноутбуки даже удобнее- они более мобильные). Дальнейшие действия выстраиваются таким образом: несколько ребят определяют местоположение литературно памятного здания в программе ДублГис; находят это место на нашей интерактивной карте (конечно, приблизительно- важен район города и в какой его части располагается этот объект); наш технический исполнитель отмечает на карте это место; выбирается путём обсуждения соответствующая метка, обозначение (так например, ребята решили, что места, связанные с именем М.Горького, нужно выделить как-то особо, – мы их обозначили красным кружочком); далее обсуждается, что должно высветиться при наведении мыши (ребята решили, что это будут фамилии писателей, а не адреса. Они правильно соотнесли назначение карты с её оформлением).

При нажатии на левую кнопку мыши открывается окно, в котором содержится пока очень сырой и только текстово-иллюстративный материал об этом литературно-историческом памятнике. Материал подбирают и оформляют ребята. Он, безусловно, будет ещё редактироваться и дополняться.

Большая часть работы в перспективе. Это пока только наброски.

Источниками для сообщений о литературных местах стали Интернет, библиотека; то, что ребята узнали из услышанного или на классном часе от учителя, или от экскурсовода на экскурсиях, от интересных рассказчиков, которых мы приглашали из библиотеки им. Горького.

Накапливается у нас фото-, видеоматериал, который мы также собираемся оформить в интерактивную карту. То есть, открывая окно в карте, мы можем не только увидеть и прочитать, но и услышать рассказ ученика или посмотреть видеорепортажи, сделанные учениками.

Эта карта – часть сайта, который мы также планируем развивать в дальнейшем.

Конечно, узнавая всё больше и больше о литературной истории Нижнего Новгорода, ребята испытывают гордость за свой город, в котором жили и творили люди, чьи имена вошли в сокровищницу мировой литературы. И всегда в таких случаях хочется поделиться. Поделиться с теми, кто не знает или знает только из книг.

На юге нашей страны, в столице Кабардино-Балкарской республики, в городе Нальчике есть гимназия, в которой с большим интересом ученики и учителя посмотрят результат нашего проекта – интерактивную карту «Литературный Нижний», наш сайт, посвящённый этой теме.

И беседа между учениками нижегородской и нальчикской школ в режиме видеоконференции станет логическим продолжением нашего проекта.

Уже работая над проектом, мы увидели новые образовательные возможности в этом направлении. Так, создание интерактивной карты помогает организовать командную работу наших учеников в реале, а в работе ребят над сайтом мы видим следующую перспективу: это их сетевое взаимодействие. Используется не только электронная почта, но и программы общения в on-line режиме. Что это даёт? Во-первых, расширяется круг общения, так как мы планируем проведение видео-конференции со школами из других городов нашей страны. На пользе такого общения детей детально останавливаться не будем – это очевидно. Во-вторых, стихийное общение наших учеников в виртуальной реальности (социальные сети, где они «пропадают»; такие программы, как мейл-агент, скайп, ICQ и т.п.), мы делаем попытку, взять под ненавязчивый педагогический контроль, поставить на образовательные рельсы, но не с тем (продолжая метафору), чтобы задавить, а с тем, чтобы пустить в правильном направлении: воспитывать культуру общения; воспитывать лучшие качества личности, используя очень мощный образовательный ресурс, так как мы знаем, какое место в жизни учеников занимает компьютер и Интернет. В конце концов, необходимо оградить наших ребят от дурного влияния, которое наряду с позитивными факторами несёт безграничное информационное пространство Интернет.

Эффективность образовательного проекта определяется его гибкостью, способностью подстраиваться под возникшую учебную ситуацию. Если возникает в ходе его работы необходимость интеграции (например, видим, что органично включается другая учебная дисциплина – в нашем случае это история), то нужно эти линии, эти направления развивать.

Очень важно школе быть единым организмом, работающим в одном ключе. И если такая реакция на работу проекта возникает, это говорит об удаче в выборе идеи проекта, правильной его разработке и выработанной стратегии. Значит, это не искусственная схема, созданная в кабинетной замкнутости, а это органичный, правильный, естественный ход, соответствующий образовательной ситуации в школе и в образовательном пространстве страны. Тем более что проект является открытым – планируется взаимодействие со школами других городов страны. Итак, правильно и хорошо, если проект живёт, корректируется, выбирает новые направления развития. И здесь важно придерживаться единого стержня, чтобы не развалить работу, не лишить её системности, упорядоченности.

Приложение 1
Приложение 2