Форма урока - урок внеклассного чтения (комбинированный урок)
Цель урока - расширение читательского кругозора, выявление читательских впечатлений, развитие самостоятельности суждений и оценок.
Формы деятельности
- работа с дополнительной литературой;
- обобщение информации;
- высказывание суждений;
- участие в учебном диалоге;
- выразительное чтение
Задания к уроку:
- Прочитать сонеты Шекспира 5, 23, 68, 90, 102,116
- Выучить наизусть один из сонетов на выбор (индивидуальное задание - сонеты 5, 23, 116- звучат на уроке)
Работа с дополнительной литературой, письменно ответить на вопросы:
- Что такое сонет? Кто из предшественников Шекспира писал сонеты? В чём особенность сонета как стихотворной формы? К кому обращены сонеты Шекспира? Кто переводил сонеты Шекспира?
- Подобрать иллюстративный материал к уроку, выполнить презентацию (индивидуальное задание, выполняемое под руководством учителя)
Ход урока
Кто из предшественников Шекспира обращался к форме сонета?
Форма сонета была изобретена давным-давно, в XIII веке.
Но свое классическое развитие сонет получил в Италии эпохи Возрождения.
(Отвечая, учащиеся используют иллюстративный материал-презентация)
"Суровый Дант не презирал сонета,
В нем жар любви Петрарка изливал...".
Именно Петрарка поднял искусство писания сонетов на величайшую высоту.
Что такое СОНЕТ?
Сонет - стихотворение из 14 строк
Формы сонета
- Итальянская схема ( Петрарка) - 4 + 4 + 3 + 3
Первое четверостишие - экспозиция, изложение темы.
Во втором четверостишии - дано развитие темы, иногда по принципу противопоставления.
В трехстишиях дается решение темы, итог, вывод из размышлений автора.
Сонет не допускает повторения слов
- Английская форма (шекспировская) - 4 + 4 + 4 + 2
Эта система является более простой по сравнению с итальянской схемой Петрарки.
Последние ДВЕ строки так называемый "ЗАМОК СОНЕТА".
Как вы думаете, почему они так называются? - о б с у ж д е н и е
Основа внутренней формы сонета - сравнение. Для каждой темы поэт находил свой образ или целую цепь образов. Чем неожиданнее было уподобление, тем выше оно ценилось. Сравнение доводилось нередко до крайней степени гиперболизма. Но поэты не боялись преувеличений.
Чтение уч-ся наизусть сонета № 5 - о б с у ж д е н и е
Какова тема сонета?- БЫСТРОТЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ.
Какой художественный приём использует поэт, развивая тему?
ЗИМА ("ЗЕМЛЯ МЕРТВА") - ЛЕТО (напоминание "АРОМАТ ЦВЕТУЩИХ РОЗ").
Как вы понимаете заключительные строки?
(С годами уходит внешняя красота, но неизменен духовный мир человека).
Это интересно (сообщение учащихся)
Большинство исследователей считает, что
"Сонеты" были написаны Шекспиром между 1592 и 1598 годами.
С этого времени сонет стал самой модной формой лирики. Поэты состязались друг с
другом в обработке этой трудной стихотворной формы и создали большое количество сонетных циклов.
В обычае поэтов эпохи Возрождения было писать сонеты так, чтобы они складывались в циклы, внутренне связанные с определенной темой и лирическим сюжетом. "Сонеты" Шекспира близки к этому. Единство цикла Сонетов не столько сюжетное, сколько идейно-эмоциональное.
Чтение уч-ся наизусть сонета № 23
Как вы понимаете заключительные строки произведения?
(о б с у ж д е н и е)
Прочтешь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?
Сколько можно выделить персонажей в драме, драме, развертывающейся перед нами в "Сонетах"? (три персонажа: Друг, Смуглая дама ("смуглая леди сонетов") и Поэт).
Порядок, в котором дошли до нас "Сонеты", несколько перепутан, содержание их яснее всего раскрывается, если сгруппировать стихотворения по тематическим признакам. В целом они распадаются на две большие группы: первые 126 сонетов посвящены другу, сонеты 127-154 - возлюбленной.
Возможные прототипы - предположения исследователей (сообщение учащихся)
По мнению многих исследователей, имя его зашифровано инициалами в посвящении, которым открывается первое издание "Сонетов". Посвящение гласит: "Тому единственному, кому обязаны своим появлением нижеследующие сонеты, господину W.Н. :" Генри Ризли, граф Саутгемптон, покровительствовал Шекспиру, который посвящал ему стихи. Неизвестный художник. 1590 год.
Выразительное чтение сонета № 68
Второе лицо, упоминаемое в "Сонетах", - возлюбленная поэта.
По имени она не названа. В те времена авторы сонетов давали дамам, которых они воспевали, возвышенные поэтические имена. Шекспир не позаботился дать своей возлюбленной даже условное поэтическое имя. Из "Сонетов" мы узнаем только, что она смугла, черноволоса :за ней утвердилось имя "Смуглой дамы Сонетов" (the Dark Lady of the Sonnets).
Большинство исследователей творчества Шекспира называют Мери Фиттон.
Если друг изображен как существо идеальное, то подруга поэта показана как вполне земная женщина. Штампованным признакам красоты Шекспир противопоставляет реальный женский образ.
Выразительное чтение сонета №130
Комментарий учителя
"Сонеты" раскрывают перед нами диалектику душевных переживаний, связанных с чувством любви, которое оказывается не только источником высочайших радостей, но и причиной тягчайших мук.
Слушаем сонет №90 в исполнении С.Никитина
Драматизм чувств нарастает. Но побеждает любовь. Поэт прощает и друга, и возлюбленную. Для него тяжелее лишиться дружбы, чем любви
Чтение уч-ся наизусть сонета № 116
Заключительное слово учителя
"Сонеты" Шекспира принадлежат к выдающимся образцам лирической поэзии. В лирике, как правило, привыкли видеть выражение личных чувств и переживаний поэта. В первой половине XIX века утвердился взгляд на "Сонеты" как на лирическую исповедь Шекспира. Поэт-романтик Вордсворт, возрождая форму сонета, исчезнувшую в поэзии XVIII века, писал: "Этим ключом Шекспир открыл свое сердце". Такой взгляд получил широкое распространение. Многие исследователи Шекспира решили, что "Сонеты" в самом точном смысле автобиографичные. В них стали видеть поэтический документ, в котором Шекспир рассказал факты своей личной жизни и личные переживания. Но нельзя напрямую отождествлять лирического героя с самим автором. Конечно, в образ лирического героя Шекспира вошло немало личного. Но это не автопортрет, а художественный образ.
Художник всегда обогащает натуру, внося многое, чего в ней нет.
Переводы (сообщение учащихся)
В России интерес к творчеству Шекспира и его "Сонетам" возникает в первой половине XIX в., но первые переводы в эстетическом плане были слабыми . Наиболее известными признаны переводы, выполненные М. Чайковским (1914), С. Маршаком (1948) , А. Финкелем, С. Степановым, А. Кузнецовым.
Переводы отдельных сонетов принадлежат поэтам Cеребряного века В. Брюсову , Н. Гумилеву, Б. Пастернаку.