"Сонет как литературный жанр эпохи Возрождения. Ф.Петрарка и У.Шекспир"

Разделы: Литература


Представлен урок в 2-х вариантах:

  1. логическая модель-схема;
  2. модель художественно-педагогической драматургии.

Цель урока: определить особенности сонета как литературного жанра; провести анализ развития жанра на протяжении эпохи; через интерпретацию поэтического текста учить видеть индивидуальность автора.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с композицией сонета, особенностями размера стиха и рифмы.
  • Развивающие: совершенствовать умение самостоятельно интерпретировать поэтический текст, сопоставлять два текста, делать выводы об особенностях поэтической манеры каждого.
  • Воспитательные: показать великую силу любви, дружбы, самопожертвования.

Оборудование: портреты Ф.Петрарки, У. Шекспира, тексты сонетов (по выбору учителя).

Основные понятия и термины: Ренессанс, Возрождение, сонет классический, сонет шекспировский, размер стиха двусложный, рифма, катрен, терцет.

Возможная лично-значимая проблема: представлять атмосферу эпохи, уметь чувствовать связь сонетов и единство жанра через произведение искусства.

Планируемые результаты изучения материала: более высокая стадия формирования адекватных культурно-исторических понятий; создание личностного образа эпохи Возрождения.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный. Форма урока – самостоятельная работа при закреплении знаний.

Развитие умений обучающихся:

  • развитие специфических навыков, необходимых грамотному читателю;
  • формирование собственного мнения; выработка личностного отношения к культурному наследию эпохи Возрождения.
  • развитие воображения, креативности;
  • совершенствование коммуникативных качеств, монологической речи.

I. Логическая модель-схема урока.

Этапы урока Их логический смысл Работа обучающихся на уроке
1. Повторение Подготовка к восприятию новой темы – связующее звено в цепи уроков, посвящённых эпохе Возрождения. В процессе беседы рассуждают о следующих понятиях: эстетический идеал эпохи Возрождения, пантеизм как основа философии эпохи.
2. Изучение нового материала. Лекция учителя с элементами беседы призвана подготовить теоретическую базу к пониманию особенности сонета. Выборочный конспект лекции, ответы на вопросы учителя.
3. Знакомство с творчеством Петрарки и Шекспира. Подготовка к самостоятельной работе с текстами сонетов через сопоставление и интерпретацию. Сообщение подготовленных учащихся о Ф. Петрарке и У. Шекспире. Краткая запись в тетрадь. Чтение сонетов.
4. Самостоятельнгая работа в творческих группах. Основываясь на теории, учиться самостоятельно видеть особенности творчества автора, формировать собственное восприятие, истолкование текста, доказывать свою точку зрения. Вдумчивое чтение сонетов, размышление в группах о прочитанном, высказывание собственного мнения. Устное сочинение – интерпретация с мотивацией своего заключения.
5. Подведение итогов и рефлексия. Определение значимости данного урока, его актуальности. Монологические высказывания о своём ощущении от урока.
6. Заключение. Через слово учителя подготовить к разговору о дальнейшем развитии жанра сонета в мировой и русской литературе. Слуховое восприятие.

II. Модель художественно-педагогической драматургии.

Тип урока: урок-обучение интерпретации сонета.

Форма урока: интегрированный (урок-диалог с использованием лекционного материала).

Оборудование: портреты Ф.Петрарки, У. Шекспира, тексты сонетов (по выбору учителя).

№ п/п Этапы урока в соответствии с требованиями худ.- пед. драматургии Содержание этапа Художественно-педагогический замысел Ход урока
1. Экспозиция. Сообщение темы, цели, знакомство с эпиграфом, повторение ранее изученного. Задать уроку определённую художественную тональность. Учитель предлагает ученикам прокомментировать эпиграф, приведя пример из МХК.
2. Завязка. Изучение нового материала. Знакомство с творчеством Петрарки и Шекспира. Провести цепочку в развитии жанра сонета: Данте – Петрарка – Шекспир. Лекция учителя с элементами беседы об особенностях жанра сонета. Сообщение учащихся о творчестве Петрарки и Шекспира.
3. Разработка. Самостоятельная работа в творческих группах. Поиск ответа на вопрос: в чём индивидуальность каждого автора. Чтение сонетов в группах. Дискуссия, обсуждение. Определение своеобразия творчества через интерпретацию сонетов.
4. Кульминация. Устное сочинение – интерпретация (высказывания учащихся). Формирование эстетического вкуса, самостоятельности в принятии решений. Подведение итогов работы в группах через интерпретацию.
5. Финал. Итоги урока и рефлексия. Подвести к идее: соприкосновение с прекрасным – радость. Высказывания учащихся о вечности поэзии и сонета.
6. Последействие. Заключительное слово учителя о “вечности” сонета. Вызвать в учащихся потребность к встрече с сонетами других авторов. Рассказ о дальнейшем развитии жанра в мировой и русской литературе.

Используемая литература.

1. Сонетов сладкозвучье. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Изд. “Феникс”, Ростов-на-Дону, 1996.-576 с.

2. Шекспир Уильям. Сонеты / Перевод с англ. С.Маршака.- Хабаровск: Кн.изд-во, 1987.- 224 с.

3. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – Изд.3-е, доп.- Рлстов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. :6ил.

4. Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-11 кл.: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 228 с.

5. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России./ Л.А. Рапацкая.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 375 с.:ил.

6. Пешкова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 96 с.