Представлен урок в 2-х вариантах:
- логическая модель-схема;
- модель художественно-педагогической драматургии.
Цель урока: определить особенности сонета как литературного жанра; провести анализ развития жанра на протяжении эпохи; через интерпретацию поэтического текста учить видеть индивидуальность автора.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить с композицией сонета, особенностями размера стиха и рифмы.
- Развивающие: совершенствовать умение самостоятельно интерпретировать поэтический текст, сопоставлять два текста, делать выводы об особенностях поэтической манеры каждого.
- Воспитательные: показать великую силу любви, дружбы, самопожертвования.
Оборудование: портреты Ф.Петрарки, У. Шекспира, тексты сонетов (по выбору учителя).
Основные понятия и термины: Ренессанс, Возрождение, сонет классический, сонет шекспировский, размер стиха двусложный, рифма, катрен, терцет.
Возможная лично-значимая проблема: представлять атмосферу эпохи, уметь чувствовать связь сонетов и единство жанра через произведение искусства.
Планируемые результаты изучения материала: более высокая стадия формирования адекватных культурно-исторических понятий; создание личностного образа эпохи Возрождения.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный. Форма урока – самостоятельная работа при закреплении знаний.
Развитие умений обучающихся:
- развитие специфических навыков, необходимых грамотному читателю;
- формирование собственного мнения; выработка личностного отношения к культурному наследию эпохи Возрождения.
- развитие воображения, креативности;
- совершенствование коммуникативных качеств, монологической речи.
I. Логическая модель-схема урока.
Этапы урока | Их логический смысл | Работа обучающихся на уроке |
1. Повторение | Подготовка к восприятию новой темы – связующее звено в цепи уроков, посвящённых эпохе Возрождения. | В процессе беседы рассуждают о следующих понятиях: эстетический идеал эпохи Возрождения, пантеизм как основа философии эпохи. |
2. Изучение нового материала. | Лекция учителя с элементами беседы призвана подготовить теоретическую базу к пониманию особенности сонета. | Выборочный конспект лекции, ответы на вопросы учителя. |
3. Знакомство с творчеством Петрарки и Шекспира. | Подготовка к самостоятельной работе с текстами сонетов через сопоставление и интерпретацию. | Сообщение подготовленных учащихся о Ф. Петрарке и У. Шекспире. Краткая запись в тетрадь. Чтение сонетов. |
4. Самостоятельнгая работа в творческих группах. | Основываясь на теории, учиться самостоятельно видеть особенности творчества автора, формировать собственное восприятие, истолкование текста, доказывать свою точку зрения. | Вдумчивое чтение сонетов, размышление в группах о прочитанном, высказывание собственного мнения. Устное сочинение – интерпретация с мотивацией своего заключения. |
5. Подведение итогов и рефлексия. | Определение значимости данного урока, его актуальности. | Монологические высказывания о своём ощущении от урока. |
6. Заключение. | Через слово учителя подготовить к разговору о дальнейшем развитии жанра сонета в мировой и русской литературе. | Слуховое восприятие. |
II. Модель художественно-педагогической драматургии.
Тип урока: урок-обучение интерпретации сонета.
Форма урока: интегрированный (урок-диалог с использованием лекционного материала).
Оборудование: портреты Ф.Петрарки, У. Шекспира, тексты сонетов (по выбору учителя).
№ п/п | Этапы урока в соответствии с требованиями худ.- пед. драматургии | Содержание этапа | Художественно-педагогический замысел | Ход урока |
1. | Экспозиция. | Сообщение темы, цели, знакомство с эпиграфом, повторение ранее изученного. | Задать уроку определённую художественную тональность. | Учитель предлагает ученикам прокомментировать эпиграф, приведя пример из МХК. |
2. | Завязка. | Изучение нового материала. Знакомство с творчеством Петрарки и Шекспира. | Провести цепочку в развитии жанра сонета: Данте – Петрарка – Шекспир. | Лекция учителя с элементами беседы об особенностях жанра сонета. Сообщение учащихся о творчестве Петрарки и Шекспира. |
3. | Разработка. | Самостоятельная работа в творческих группах. | Поиск ответа на вопрос: в чём индивидуальность каждого автора. | Чтение сонетов в группах. Дискуссия, обсуждение. Определение своеобразия творчества через интерпретацию сонетов. |
4. | Кульминация. | Устное сочинение – интерпретация (высказывания учащихся). | Формирование эстетического вкуса, самостоятельности в принятии решений. | Подведение итогов работы в группах через интерпретацию. |
5. | Финал. | Итоги урока и рефлексия. | Подвести к идее: соприкосновение с прекрасным – радость. | Высказывания учащихся о вечности поэзии и сонета. |
6. | Последействие. | Заключительное слово учителя о “вечности” сонета. | Вызвать в учащихся потребность к встрече с сонетами других авторов. | Рассказ о дальнейшем развитии жанра в мировой и русской литературе. |
Используемая литература.
1. Сонетов сладкозвучье. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Изд. “Феникс”, Ростов-на-Дону, 1996.-576 с.
2. Шекспир Уильям. Сонеты / Перевод с англ. С.Маршака.- Хабаровск: Кн.изд-во, 1987.- 224 с.
3. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – Изд.3-е, доп.- Рлстов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. :6ил.
4. Вахрушев В.С. Уроки мировой литературы в школе: 5-11 кл.: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 228 с.
5. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России./ Л.А. Рапацкая.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 375 с.:ил.
6. Пешкова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 96 с.