Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения

Разделы: Литература


Слайд № 1.

Название темы.

Цели:

  • Обучающая: прививать интерес к древнерусской литературе; показать художественные особенности произведения, определив роль главных героев «Слова…» в раскрытии идейного замысла автора; обозначить проблемы, поднятые автором в произведении, актуальность произведения, способствовать пониманию обучающимися неоднозначности оценки исторической личности.
  • Развивающая: создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, развивать аналитические умения и навыки обучающихся, определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, расширять знания о древнерусской литературе, проследить связь литературы и живописи.
  • Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать любовь к родному краю.

Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения; индивидуальная и групповая работа, создание проекта, словарная работа, аналитическая беседа.

Оборудование: выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов, презентация, мультфильм (отрывок).

Слайд № 2.

«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Д.С.Лихачев

Ход урока

Введение в тему (слово учителя).

Слайд № 3. Солнце? Что для Вас значит Солнце? Ответы обучающихся.(Повторили написание синквейна). Солнце.

Теплое, золотое.
Согревает, будит, ласкает.
Солнце – это жизнь!
Звезда.

Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьба земли тесно связана с солнцем. Издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом. Богом солнца финикиян был Геракл, египтян - Озирис, Ра; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; славян - Даждь-бог, Хорс. Славянские праздники - Коляда, Масленица, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу.

Тема сегодняшнего урока «Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.Постарайтесь определить цели нашего урока. (Ответы обучающихся). Сегодня мы, исследуя солнечную символику «Слова...», на примере главных героев произведения должны разобраться, как влияет природа на судьбы и характеры людей, насколько они связаны с солнцем, определить роль солнечной символики в понимании идейно-эстетической сущности литературного памятника.

I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить обучающихся к активной деятельности на уроке.

Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока до её изучения? (Ответы обучающихся). Почему 4 солнца? Кто эти 4 солнца? Символом чего является солнце в «Слове…»? Влияет ли солнце на судьбы героев? Как? и др.)

Вот на эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся с Вами ответить.

Слайд № 4. Сколько раз в «Слове…» упомянуто солнце? (7 раз). Подтвердите текстом.

Солнце как небесное светило упомянуто автором 5 раз:

- Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых (с. 5);

- Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило (с. 8);

- Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило (с. 32);

- Ты, светлое, тресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?" (с. 39);

- «Солнце светится на небеси — Игорь князь в Русской земли» (с. 44).

А в каком еще значении в поэме упоминается Солнце? (Подтвердите текстом).

В поэме солнце упоминается дважды в сугубо символическом значении (обозначение князей):

- Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. (С. 12);

- Два солнца померкли, Два багряных столпа угасли, А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав, Тьмою подернулись. На реке на Каяле свет темнотою покрылся (с. 25).

ВЫВОД: Используя яркие изобразительные средства, образ солнца, автор рассказывает о реальных событиях 1185 г., которые описаны в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской).

Слайд № 5. Солнечное затмение застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу Донца. (?) Это было предостережение для выступившего в поход князя Игоря, который, невзирая на затмение, решает продолжить поход (Игорь «въступи... въ златъ стремень и поѣха по чистому полю»).

Слайд № 6. Сколько раз автор описывает солнечное затмение в "Слове"? Дважды: в начале описания похода Игоря и после его встречи со Всеволодом.

Почему так происходит? Описание двух затмений имеет чрезвычайную символическую значимость. Чтение текста. От Игорь "<...> наведе своя <…> плъкы на землю Половѣцькую... Тогда Игорь възрѣ на <...> солнце и видѣ отъ него тьмою <...>", а затем "Игорь <...> пoѣxa по ... полю. Солнце ему тъмою <...>" Сначала солнце предупредило Игоря, только прикрыв "тьмою" его войско, а затем оно преградило путь ("заступаше") ему самому. И тогда уже исход нападения "русичей" на "сватов" был предрешен. Игорь как бы дважды пренебрег роковым для его предков солнечным символом.

Вывод. Ошибка, совершенная Игорем, как бы удваивается.

Слайд № 7. Итак, Игорь, получив предостережение, что противопоставляет ему? Чтение текста. «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

Слайд № 8. Как это характеризует Игоря? С одной стороны, поступок предосудительный, а с другой - геройский.

В чем парадокс природного явления, описанного в «Слове…»? Солнце - источник тьмы.

В Киевской Руси предвестниками чего считались солнечные и лунные затмения? Это недобрые предзнаменования, предвестники беды, отрицательные знамения.

Историческая справка (сообщение обучающегося). Солнечное затмение в Древней Руси было знаковым явлением. Поэтому все солнечные затмения попадали в летописи. В том числе и солнечное затмение 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича на половцев. В судьбах черниговских князей "солнечного рода" Ольговичей затмение играло особую роль. За сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей.

Вывод. Образ Солнца играет в произведении важную роль, являясь едва ли не основным символом. Мотив борьбы света с тьмою - лейтмотив всего повествования. Метафора «князь-солнце» лежит в основе композиции, реализуясь на протяжении всего произведения.

Слайд № 9. В «Слове…» уподобляются солнцу все князья. ПОЧЕМУ? Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото — устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.

Слайд № 10,11. Кто же из князей, изображенных в «Слове…», является самым ярким Солнцем? Великий киевский князь Святослав. Эта запись станет центральной в "кластере". Обосновать свое размещение князей в кластере. (Кластер (гроздь)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится «звезда» — это главное, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы).

Слайд № 12. Сообщение группы исследователей. Автор назвал в «Слове…» более тридцати князей, собирательно семь или восемь, намеками еще троих; всего же сорок князей и четыре княгини, а если подсчитать и суммировать повторительные упоминания (Игорь назван, например, тридцать три раза), то получим следующий результат: в поэме представлено восемь поколений княжеского сословия около ста раз! И ни одной генеалогической ошибки, ни одного невпопад упомянутого имени почти за двести лет истории Руси!

Слайд № 13. Вспомните сюжет «Слова…». (Ответы обучающихся, работа с картой). Князь Игорь вместе с братом Всеволодом (НАШИМ ЗЕМЛЯКОМ!) князем курско-трубчевским, племянником Святославом Олеговичем князем Рыльским, сыном Владимиром Игоревичем и дружиной, насчитывавшей около 5000 ковуев, двинулись к берегам Дона.

Слайд № 14. Первая встреча с половцами окончилась победой русских воинов. Вторая – поражением. На берегах Каялы Игорь был окружен нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов легла на поле битвы, а князья с остатками дружин (15 человек) взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира.

II стадия – осмысление, ее цель – продолжить аналитическое чтение научных (исторических) текстов, получение новой информации.

Слайд № 15.

Проследим по тексту. Автор говорит: «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца…», почему четыре? Работа в группах. Обучающиеся рассказывают о выступивших в поход четырех князьях-светилах, которые в «Слове…» уподоблены Солнцу.

Игорь Святославич (1151 - 1202), из рода князей Черниговских, сын Святослава Олеговича - князь Новгород-Северский. Известен походом в половецкую землю (1185 год). Участвовал в ополчении одиннадцати русских князей, против Мстислава Изяславича, великого князя киевского. Ходил со своими северскими дружинами воевать на землю половецкую и одержал недалеко от р.Ворсклы знаменитую победу над ханами половецкими Кобяком и Кончаком. В 1198 г. Игорь занял черниговский престол. Оставил после себя пятерых сыновей.

Слайд № 16.

Всеволод Святославич - князь Трубчевский и Курский (история родного края) младший брат Игоря Святославича был женат на внучке Юрия Долгорукого Ольге Глебовне. Курск впервые упомянут в летописях в 1095 г., возник он в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь. Первоначально Курск был городом Переяславского княжества, но позже примкнул к Новгород-Северскому. В конце XI в. Курск уже был мощной крепостью, один из пограничных форпостов Киевской Руси. Опасность нападения врагов возникала внезапно, поэтому возле Курска располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу.

Слайд № 17.

Во время похода в половецкую степь в 1185 г. Всеволод командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на р. Каяле, за что автором «Слова» назван был Буй Туром и Яр Туром, который сыплет на врагов стрелы и гремит о шлемы неприятелей мечом булатным; "где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие". Таковы же были и его куряне, которые "под звуком труб повиты, концом копья вскормлены, - пути им сведомы, овраги знаемы, луки у них натянуты, колчаны открыты; рыщут они в поле, как серые волки, ищут самим себе чести, а князю - славы".

Слайд № 18.

Личное бесстрашие Всеволода вдохновлявшее всех курских воинов-дружинников и ополченцев, которые были окружены половцами после того, как черниговские ратники дрогнули, открыв брешь в обороне русских, было подтверждено в первую очередь Игорем Северским: ведь это он устремился на помощь брату, но в этот момент был ранен в руку и схвачен половцами; Всеволод также попал в плен к врагам. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы. Всеволод умер в 1196 г.

Многократно в «Слове» Всеволода называют Буй Туром («ярым туром»). Почему? В те древние времена турами звали диких быков — зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости — говорили: «храбрый, как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.

Слайд № 19.

Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170[1]). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. В крещении назван Петром. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» — половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.

Слайд № 20.

Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.—?) — князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского. Он уже в юные годы был воинственным и храбрым воином. С шестнадцати лет участвовал в походах на половцев, совершавших разбойничьи набеги на русские земли и, в частности, на Рыльское княжество, лежавшее на границе с половецкими кочевьями. В 1185 году Святослав Ольгович возглавлял рыльскую дружину в знаменитом походе Игоря Святославича на половцев, после поражения войска, возглавляемого Игорем Святославичем, попал в плен. Дальнейшая судьба неясна. По некоторым предположениям он умер в 1186 году в плену, по другой версии вернулся на Русь и был Курским князем c 1196 года, после смерти Всеволода Святославича. В 1152 г.Рыльск был центром волости Новгород-Северского княжества, которая была населена постоянными жителями-земледельцами.

Слайд № 21.

Каковы были взаимоотношения между кн. Игорем и Буй Тур Всеволодом? Подтвердите текстом. Братья крепко любили друг друга, обращения братьев друг к другу исполнены самых высоких чувств: "Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи!"

Игорь любуется храброй удалью брата, гордится его подвигами в бою с половцами. Автор наделяет его чертами былинного богатыря: "Ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, осыпаешь стрелами вражеских воинов, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие".

Взаимовыручка и взаимоподмога - неотъемлемые черты во взаимоотношениях с братом, которые выделяет автор. В тяжелые минуты боя, когда Всеволоду было трудно справляться с превосходящими силами врага, Игорь спешит ему на помощь: "Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода".

Составьте синквейны о князе Игоре и князе Всеволоде. Например:

Князь Игорь

Храбрый, недальновидный.

Любит, заботится, хочет прославиться.

«С вами, русичи, хочу … голову свою сложить…»

Сын своей эпохи.

Буй Тур Всеволод

Доблестный, самоотверженный.

Сражается, ранен, пленен.

"Где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие".

Русский богатырь.

Беседа после услышанного:

– Что вы уже знали, о чем мы говорили на предыдущих уроках о князьях? Что новое узнали? Что удивило, взволновало? (Ответы обучающихся).

Слайд № 22.

В «Слове..» после поражения князя Игоря звучит «золотое слово». Кто же его «изронил»? Почему «золотое»? Текст. (Ответы обучающихся). Святослав – киевский князь, государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства. Золотой цвет – символ солнца, княжеский цвет.

Слайд № 23.

В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? "На врага не вовремя напали", "ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном".

- К чему призывает Святослав русских князей? К объединению. Постоять " за Русскую землю, за Игоревы раны". Себя он сравнивает со старым соколом, который "никому не даст гнезда в обиду".

ВЫВОД: Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «черным вороном» — символами врагов-половцев. Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова...» осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага. Пламенный призыв автора «Слова…»: «Загородите полю ворота!», обращенный к русским князьям, оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 года.

Слайд № 24.

Когда и при каких обстоятельствах в тексте «Слова…» снова возникает образ Солнца? (Подготовленное чтение наизусть). Жена Игоря Ярославна обращается к трем силам для нее - живым "господам": к ветру, Днепру Словутичю и, наконец, к могущественнейшему из них - "Светлое и тресветлое солнце!»

Почему тресветлое? В словосочетании «тресветлое солнце» отразилось народное (языческое) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний.

Слайд № 25,26.

"Ярославна – юная жена Игоря - оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Её речь, обращённая к природным силам, по литературной форме (Вопрос-ответ) – плач-заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся Солнцу.

Слайд № 27

Ярославна не может понять, почему же солнце, для всех такое благодатное, жестоко наказало Игоревы войска: "Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?" Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.

Отрывок из мультфильма.

Слайд № 28.

Сразу после того, как Ярославна произносит заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу (Как?) Игорь бежал из плена.

Слайд № 29.

Какое же теперь Солнце, как оно встречает князя Игоря? Подтвердите текстом. (Ранее - "тьмою", теперь - "горячюю лучю"), ("свѣтлое" - "свѣтится"). Русская земля, русские князья ассоциируются у автора с солнцем, светом. Для автора солнце всегда светлое, независимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце».

Слайд № 29. Автор показывает связь солнца с главными героями «Слова». Как и при первом своем появлении в виде знамения, солнце продолжает влиять на события. В конце произведения возвращение Игоря из плена сопоставляется с сиянием на небе солнца. Борьба солнца с тьмою завершена "княжеская судьба" Игоря снова встречается с солнцем, но теперь: "Солнцѣ свѣтится на небесѣ - Игорь князь въ Рускои земли".

Вывод. В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Рассмотренная система образа-символа Солнца позволяет яснее видеть в «Слове» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой, потрясающий образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова» как призыв к ее защите от внешних врагов». Через символику в произведении мы узнаем мир героев, их восприятие окружающей среды, их мировоззрение и веру. Образы-символы «Слова…» подчинены основной идее –

Слайд № 30.

Какой? - идее единства Руси: Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели.

“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.

Слайд № 31. В чем актуальность «Слова…»? Прошло почти тысячелетие после написания "Слова…", но оно не теряет своей свежести, мудрости, пленительности и значимости. Это бессмертное произведение русской литературы. Его можно сравнить с египетскими пирамидами, о которых говорят: все боится времени, и только время боится пирамид.

Обращение к эпиграфу урока. “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)

Слайд № 32. А знаете ли Вы? (О строительстве памятника в Курске).

Слайд № 33. Д/З: Написать сочинение «Мое золотое слово» или станьте участником Игорева похода «Иду в поход с Игорем» (Напр. «Что мне шумит, что мне звенит рано-рано перед зорями? Скоро, видимо, забрезжит рассвет. Звезды меркнут, и ветер сдувает с черной тверди светила - одно за другим. По небу несутся тревожные облака. Мне нынче опять видятся…»)

Итоги урока: Оценка деятельности обучающихся.

Слайд № 34. Рефлексия

  1. СЧИТАЮ СВОЮ РАБОТУ УДАЧНОЙ. Что мне позволило добиться удачи? Как новое знание (умение) изменило меня, как я буду применять его в жизни?
  2. МОЯ РАБОТА БЫЛА НЕДОСТАТОЧНО УДАЧНОЙ. Что надо изменить для того, чтобы работа была удачной? Чему меня научила моя ошибка? Как я этот опыт буду использовать в жизни?
  3. ЕСЛИ НЕИНТЕРЕСНО. Как бы я хотел изучать материал так, чтобы мне было интересно?

Спасибо за урок!!!

Приложение 1

Приложение 2