Создание межпредметных коллективных проектов. Представление проекта "Красуйся, град Петров"

Разделы: Литература, Информатика


Представление проекта “Красуйся град Петров”.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Эта технология решает задачу формирования у школьника стремления получать конкретный осязаемый продукт своей учебной и внеклассной деятельности, четко выделяет одаренность ребенка.

Мы представляем коллективный, межпредметный проект “Красуйся град Петров”.

Участники и авторы проекта учащиеся 8 класса, руководители проекта: Мантуленко С.А учитель информатики и Баранникова И.Н учитель русского языка и литературы.

Цель проекта:

Совершенствование ключевых компетенций, ориентированных на качественную учебную деятельность.

Визитка проекта. (Приложение 1.)

Задачи:

  • Научить отбирать материал, анализировать, отслеживать результаты собственной деятельности.
  • Развить информационные компетенции учащихся.
  • Сформировать умения пользоваться сетью Интернет.

Время создания проекта: 3 недели.

Вид деятельности: Групповая работа над коллективным проектом.

Особенности проекта:
Данный проект можно реализовывать в разноуровневом обучении. В ходе работы над проектами были выработаны приемы представления информации в форме презентации. Это стало возможным в среде Power Point.

Используемый материал:
Маршрутный лист. (Приложение 4.)
Презентация проекта. (Приложение 2.)

Организация применения проекта:
Проект может быть использован на уроках литературы, истории и для самостоятельной подготовки учащихся. Полноэкранные презентации можно демонстрировать ученикам на уроке с использованием проектора или на ученических персональных компьютерах, оборудованных колонками или наушниками.

Информатика.

Цель: Применение компьютерных технологий обучения для создания ученических проектов с использованием информационных ресурсов.

Задачи:

  1. Отследить уровень реализации применения информационных компетенций в практической деятельности учащихся.
  2. Изучить возможности самостоятельной групповой работы для развития исследовательской компетенции учащихся.

Литература.

Цель: Проанализировать, как отразился образ города в произведениях русских писателей.

Задачи:

  1. Актуализировать знания пройденного материала.
  2. Вскрыть причины обращения и заинтересованности писателей образом города.
  3. Продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Так как основой метода проектов является исследование учащимися определенной проблемы, мы выбрали в качестве основополагающего вопрос: “Почему, так по разному воспринимали город Петербург поэты и писатели”

Как у любого вида деятельности у проекта были свои этапы выполнения:

1-й этап. Введение в проектную деятельность. Была выдвинута тема, обозначен проблемный вопрос, распланирована работа (постановка задач, обоснование работы, сроки завершения), сформированы группы учащихся.

2-й этап. Самостоятельная исследовательская работа учащихся с оформлением результатов деятельности. На данном этапе предполагается работа учащихся с литературой по заданной теме, мультимедиа-источниками, сетью Интернет, а также изучение и применение прикладных программ и устройств компьютера для создания мультимедиа-проекта.

На этом этапе осуществлялось тесное сотрудничество преподавателей информатики и интегрированного предмета – литературы. Сбор, анализ и проверка достоверности информации по предмету литература проводился под руководством Баранниковой И.Н., а анализ оформления и способ представления учителем информатики – Мантуленко С.А.

3-й этап. Защита содержания проекта, анализ. Учащиеся защищали содержание проекта и анализировали способ оформления и представления проекта на защиту. Данный этап координировался учителем информатики.

4-й этап. На последнем этапе проводится защита проектов, в нашем случае это был урок. Суть защиты сводилась к следующему: была создана экспертная комиссия, каждый член комиссии получил протокол защиты для оценки работы по определенным критериям (доступность изложения, дизайн и т.д), согласно которому должен был оценить защищаемую учащимися работу. При защите учащиеся должны были показать знания целей и задач проекта, области его применения.

Содержание проекта:

О.Мандельштам. “Ленинград” – песня.

Историческая справка.

Образ города в русской литературе.

  • “Петербург в 18 веке” (образ Петербурга в творчестве М.В Ломоносова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, В.К.Тредиаковского).
  • “ Петербург в 19 веке” (образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова).

Пример проекта учащихся. (Приложение 3.)

  • Поэты “Серебряного века о Петербурге”.
  • Блокадный Ленинград.
  • Поэты Казахстана о Ленинграде.

Работа в Интернете – тема: “Петербург в биографии писателей”.

Выводы учащихся.

С.Я.Маршак. Стихи о Петербурге.

В ходе урока было проведено интернет-задание.

Интернет-задание. (Приложение 5.)

Цель задания: Найти необходимую информацию о писателе на библиографических страницах “Большой энциклопедии города Санкт-Петербурга”, по которому выполнен проект, оформить эту информацию в виде сообщения и вывести его на печать.

В конце урока учащиеся в таблице компетентностной оценки своей деятельности (Приложение 6) отметили на каждом этапе, какие компетенции они развили в процессе работы над проектом.

Приложение к таблице “Компетентностная оценка собственной деятельности”.

Перечень ключевых компетенций учащихся.

1. Ценностно-смысловая компетенция.

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция.

Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенций определяются требования соответствующих функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция.

При помощи реальных объектов) телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий(аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ ,Интернет ), формируются умением самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащей в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету заявление, задать вопрос, вести