Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с поэтическим миром снов, различными точками зрения на природу их возникновения.
- Выделить символическое значение сна для раскрытия идеи произведения.
- Развивать навыки анализа текста.
- Развивать речь учащихся.
- Расширить представление об иносказании.
Методы и приемы:
- репродуктивный (слово учителя);
- эвристическая беседа;
- исследовательский (анализ произведения с целью выявления роли «сна» как художественного приема);
- творческое чтение (умение «расшифровывать» иносказание);
- пропедевтический метод (индивидуальные задания для учащихся).
Оборудование:
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман И.А. Гончарова «Обломов»;
запись фрагмента оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»;
иллюстрации к роману А. Пушкина «Евгений Онегин»: художник И.В. Волков «Сон Татьяны» (1891 г); Ю. Звирбулис «Сон Татьяны» (1974г.); иллюстрации к роману И. А. Гончарова «Обломов»: С. Шор «В гостиной перед ужином» (1936 г.); Чемберс-Билибина «Двор в Обломовке» (1908 г.), «Илюша и няня» (1908 г.); В. Табурин «Илюша у оврага» (1898г.)
ХОД УРОКА
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
У. Шекспир «Буря» (Акт IY, сцена I)
I. Сообщение темы, целей урока; запись темы, эпиграфа в тетрадь.
1. Вступительное слово.
- Ребята, думаю, для вас не секрет, что сон для человека всегда был таинственной загадкой. Как всякая тайна, он чрезвычайно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и даже колдовство… Безусловно, интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Например, Никита Ильич Толстой (1923-1996), выдающийся советский и российский исследователь славянской мифологии и этнолингвистики, изучая славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, установил, что «сон-это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования и пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов». К постижению феномена сна стремится и наука, недаром изучением природы сна в настоящее время занимаются специализированные научно-исследовательские институты большинства стран мира. Некоторые из этих институтов так и называются: «Институт сна», «Лаборатория сна», «Институт изучения сна» или же «Клиника нарушений сна». Такой ажиотаж вокруг сна среди ученых связан в первую очередь с тем, что науке о сне не более ста лет. А Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель – продолжением деятельности. Например, Менделеев открыл свою таблицу во сне. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было использовано литературой. Сны – одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает его чувства и переживания.
- Ребята, может быть, вы вспомните стихотворения и их авторов, в названиях которых встречается слово «сон»?
- На память приходят такие названия стихотворений, как «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день…»)1830-31г, «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)1841г. М.Ю.Лермонтова; «Сновидение» 1817г. А.С. Пушкина; «Сон на море» 1830г. Ф.И. Тютчева; «Сны раздумий небывалых…» 1902г. А.А. Блока и т.д. Список может быть длинным. Мы ограничим нашу тему именами двух великих русских писателей (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», И.А. Гончаров «Обломов») и попытаемся выяснить, какую функцию выполняет сон в произведениях разных жанров. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки из шекспировской пьесы «Буря» 1609г.
Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны. И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
Писатели часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить желаемое своих героев, а порой через них и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного. Давайте вспомним святочную неделю, в течение которой русская традиция по гаданиям и снам предлагает угадывать будущее. Есть поговорка по такому случаю: «Сон – совет, а ясный день – ответ». И вот именно такой сон, роль которого нам нужно выяснить, мы увидим у А.С. Пушкина в его гениальном романе «Евгений Онегин».
II. Чтение, обсуждение и анализ эпизодов.
1. А.С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
- Ребята, сон Татьяны - это одно из самых поэтических и таинственных мест романа. Это очень своеобразный, тонкий поэтический прием.
- Вспомним, как А.С. Пушкин объясняет те особенности характера Татьяны, которые не понял Онегин и за которые любит ее Повествователь?
(«Татьяна русская душою…» (гл. 5, ст.IY))
- А теперь прослушаем запись из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
- Как эта запись перекликается с текстом романа?
(И в опере сатирически изображаются образы гостей, которых она ждет на свои именины, они особенно неприятны ей теперь, после того, как она узнала Онегина)
- Произведем сравнительный анализ: «За столом сидят чудовища кругом…» (гл.5,ст. XY)
Гости на именинах (гл.5,ст. XXY)
(С помощью сна перед нами выстраивается галерея карикатур, съехавшихся целыми семьями на «веселый праздник именин» к Лариным).
- Прошло полгода со времени объяснения Татьяны и Онегина, но он по-прежнему продолжает жить в ее воображении, за эти полгода он ни разу у Лариных не был, поэтому появление его на именинах будет воспринято Татьяной как неожиданность.
Сообщение, подготовленное заранее учащимся «Традиционные мистические элементы сна Татьяны» (Зверь, петух и свинья, медведь, козел, река)
(«Пошли приветы… (гл.5,ст. XXXIY)
- Кто помешал во сне счастью быть вместе с Онегиным? (Ольга и Ленский)
«Вдруг Ольга входит…» (гл.5, ст.XX)
- Ребята, как вы думаете, для чего Пушкин в реалистическом произведении вводит элементы мистики?
(Сон Татьяны - это своеобразное отражение ее будущих отношений с Онегиным, которые будут развиваться по линии неожиданностей. Сон предупреждает Татьяну о мертвенности духовного мира ее избранника, поэтому счастье между ними невозможно).
-Чем реален этот сон?
(Он предсказывает реальное событие – гибель Ленского, разрыв Татьяны и Онегина).
- Какова художественная роль сна Татьяны в романе?
(Пророческий)
- Как вы понимаете значение слова «пророческий»?
(Сон-предсказание, предупреждение).
- Обратимся к иллюстрациям русских художников. Удалось ли передать им замысел автора?
Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:
- любя свою героиню, А.С. Пушкин дарит ей пророческий сон-предупреждение, желая оградить ее от грядущих мук;
- сон Татьяны важен и с точки зрения композиции: на нем кончается привычное течение любовного романа.
2. И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ».
- Известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «…постепенно в истории культуры…сон-предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется сном как пути внутрь себя». Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и, естественно наяву. И такой сон, показывающий лучшие качества личности, которые читатель не сразу видит при описании обыденной жизни героя, мы наблюдаем в романе Гончарова «Обломов».
- Вспомним содержание главы «Сон Обломова».
Звучит художественный пересказ главы в исполнении учащегося с использованием иллюстраций к роману.
- Ребята, может быть, сон Обломова – это сон о потерянном рае, утраченной гармонии? Что такое Обломовка? Может, это образ прекрасной, но недостижимой, невозможной уже жизни, своеобразная утопия?
(Да, это утопия для Обломова, но не для автора)
- Вспомним, что такое утопия-антиутопия.
(Утопия – жанр художественной литературы, описывающий модель идеального общества.
Антиутопия – жанр художественной литературы, описывающий общество, в котором возобладали негативные тенденции развития).
- С помощью сна мы обращаем внимание на одну из важнейших тем романа – тему нереализованных возможностей. Это мы слышим из уст Штольца.
- Что он говорит в конце романа об Обломове?
(«А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен, и – пропал!»
ч. IY, гл. XI?)
- И Ольга Ильинская вторит Штольцу. Обратимся к тексту.
(«Отчего погибло все? – вдруг, подняв голову, спросила она. – Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и гибнешь!» ч. III, гл.XI)
- Чувствовал ли сам Обломов, что с ним происходит?
(«Отчего же я такой?» ч.1, гл.8)
- Что же объясняет сон Обломова?
(Сон объясняет, почему хорошие, светлые начала души героя все-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал, погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный).
- Какую композиционную роль выполняет сон в романе? Что отделяет? Почему?
(Сон отделяет Обломова от визитеров и Штольца. Герой не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления)
Учитель вместе с ребятами делает вывод и записывает его в тетрадь:
- Обломовка – символ. Она убила в юной душе стремление к действию.
- Сон - это объяснение: почему Обломов стал таким и в чем его трагедия.
- Гончаров, показывая Обломова, его сон, использует ярчайшую художественную особенность в этом эпизоде романа. Сказки В. Жуковского «Спящая царевна», «Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина говорили о том, что чудесный сон – избавление от смерти: придет любимый с поцелуем и исчезнут чары. Любовь вернет к жизни, разбудит от сна. Гончаров же, чтобы показать трагедию личности своего героя, подчеркивает, что сон Обломова продолжается всю жизнь, даже любовь Ольги не заставила его жить.
III. Подведение итогов урока.
- На основании своих записей в тетради, сделайте вывод: какова композиционная роль снов как художественного приема в литературе.
Учащиеся самостоятельно письменно формулируют общий вывод.
(Русские писатели, используя сон как художественный прием, помогают читателю глубже понять не только суть личности героев, но и идейное своеобразие всего произведения).
IY. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Сны Раскольникова как отражение его психологического состояния. (Для сильных учащихся)
- Прочитать и подготовить художественный пересказ и сравнительный анализ снов Раскольникова («Сон об убийстве лошади» и «Сон о моровой язве»)
- Творческое задание. Проанализировать слова Ф. Шиллера: «Сон – это голос подавленной совести человека, его скрытый внутренний судья…»