«Солнечный удар» Ивана Бунина. Мастерская построения знаний и творческого письма по биографии И.А. Бунина

Разделы: Литература


Изучение литературы в 11-м классе традиционно начинается с творчества И.А.Бунина, в котором большое место занимает тема любви, всегда вызывавшая интерес у старшеклассников. Для того чтобы учащиеся имели представление о бунинском видении и понимании сущности любви, при изучении биографии писателя невозможно обойти молчанием то место, которое в его жизни занимало это чувство. Нами была проведена мастерская построения знаний и творческого письма “Солнечный удар Ивана Бунина”, посвящённая чувству любви в жизни писателя.

Материалы: фотографии И.Бунина, его родных и близких; материалы по биографии Бунина для каждой группы.

Ход урока

(Индуктор). Задание классу.

Мы много читали и говорили на уроках и вне уроков о любви. Что это за чувство? Подберите эпитеты, сравнения. Запишите свои ассоциации. (Ученики записывают, затем читают вслух свои записи и добавляют новые слова и выражения).

А что знал о любви писатель, создавший целый цикл рассказов о любви? Каково это чувство у Бунина?

(Создание творческого продукта). Класс делится на группы и в группах обсуждаются тексты о Бунине, его семье, близких и любимых. Информация записывается каждым членом группы.

(Социализация). Обмен информацией, запись новых фактов, сведений. 1 человек от каждой группы переходит в другую группу, Делится своей информацией, выслушивает остальных, записывает и переходит в следующую (так продолжается по кругу, пока все не вернутся в свои группы).

Возвращение в свою группу (после прохождения всех остальных по кругу) и обсуждение полученной информации. Выстраивание своего варианта рассказа о личной жизни Бунина. Ответ от группы.

Вопрос классу: какие из записанных в начале урока слов и выражений можно употребить для описания чувства любви писателя к разным женщинам? Подумать, записать. Чтение вслух и обсуждение (кратко).

Как факты биографии могли отразиться и отразились в творчестве писателя? Ответы записать.

Дополнительный вопрос: Отличается ли чувство любви, описанное в произведениях Куприна, от любви, описанной Буниным? Чем отличается и почему?

Рефлексия (общая). Что дала мастерская? Её плюсы и минусы?

Домашнее задание. Написать сочинение на тему “Солнечный удар Ивана Бунина”.

Приведём в качестве примера несколько отрывков из работ на эту тему.

Любовь Л.: “Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных тем в творчестве Бунина. “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” - в этих словах пафос изображения любви Буниным. Во всех произведениях исход трагичен, но настолько ли, насколько в жизни самого писателя?

Анна Цакни, Варвара, Галина Кузнецова, Вера Муромцева – эти женщины играли важнейшую роль в жизни и творчестве Бунина. С течением времени в свете разных событий в жизни меняется его восприятие окружающего мира, что не могло не отразиться и в творчестве. “Любовь – высший дар судьбы, и чем прекрасней этот дар, тем он скоротечней”. До “Солнечного удара” трагизм любви – в её неразделённости, а после этого рассказа – в том, что “любовь взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться”.

Для Бунина любовь – ни с чем не сравнимое, самое прекрасное чувство, но которое всё же способно рушить судьбы. Любовь – это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная”.

Екатерина Т.: “Как каждой творческой личности, ему необходимо было черпать откуда-то это вдохновение, эти чувства, и, разумеется, для того, чтобы так умело, правдиво и естественно описать отношения между мужчиной и женщиной, их взгляды, мысли, флюиды и влюблённость, необходимо испытать это самому... Что он и делал. У Ивана Алексеевича было довольно-таки много романов, влюблённостей, причём каждый раз – как навсегда, как в последний раз, с неудержимой страстью, кидаясь в новые отношения, как в омут с головой, забывая обо всех и вся вокруг. То была ярчайшая вспышка, солнечный удар или как последний глоток воздуха тонущему... Но все эти явления быстро проходят: вспышка гаснет, солнечный удар проходит, вылечивается, тонущий либо умирает, либо выживает, и тот последний вздох забывается и становится абсолютно не важен. Практически также и со всеми его влюблённостями; эта неудержимая страсть проходит, блеск в глазах исчезает, крылья за плечами деваются куда-то... Остаются последствия в виде воспоминаний, грусти, выраженных на страницах написанных рассказов... Все любовные истории его имели разную наполненность и, конечно же, каждый раз новые чувства и ощущения, и заканчивались по-разному, но была всё-таки в его жизни женщина, оставшаяся с ним навсегда, - Вера Муромцева, его законная вторая жена, принявшая и любившая его таким, какой он есть, со всякими странностями... Но всё-таки она заслужила и выстрадала его любовь, в которой он и признался ей в конце жизни, как в единственной и вечной, несмотря ни на что”.

Надира С.: “Любовь играла в жизни Бунина одну из главных ролей и сильно повлияла на его творчество. Все свои чувства и жизненный опыт он перевёл в свои гениальные произведения, которые теперь может прочитать каждый из нас”.

Анна С.: “Бунин влюблён в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И всё же любовь рушит судьбы. Со счастливой, долго длящейся любовью Бунину нечего делать – и именно поэтому он о ней ничего не пишет. Некоторые современники и наиболее близкие ему люди замечали, что в Бунине живёт “Мальчишка”, что он был очень эгоцентричен, экспрессивен, амбициозен. А ведь для длительных отношений нужно быть “взрослым”, нужно уметь прощать, прощать и отдавать (не только брать), возможно, поэтому что в жизни, что в творчестве любовь у Бунина угасала рано. Недаром он однажды процитировал чужие шутливые слова: “Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней”. Не это ли юношеский максимализм?

Бунин не верит в длительные отношения. В таких отношениях уже нет боли, нет страха потери или разлуки, а значит, нет настоящего счастья и острого осознания обладания этим счастьем. Настоящая любовь по своему качеству предельно близка к смерти, а потому оказывается совершенно несовместимой с жизнью.

Иван Алексеевич Бунин верит в короткую вспышку, солнечный удар, мгновение, любовь с первого взгляда; этими же понятиями он объяснял все свои романы, которые впоследствии стали основой многих его произведений”.

Впоследствии интерес к данной теме в творчестве Бунина привёл к тому, что учащимися были прочитаны сверх программы (в классе обсуждались такие произведения, как “Деревня”, “Господин из Сан-Франциско”, “Лёгкое дыхание”, “Солнечный удар”, “Грамматика любви”) и другие рассказы, которые обсуждались на уроке по обмену читательским опытом и нашли отражение в читательских дневниках (“Антоновские яблоки”, “Тёмные аллеи”, “Руся”, “Натали”, “Чистый понедельник”).

Полезные ссылки:

  1. http://bunin.niv.ru/bunin/bio/biografiya-6.htm
  2. http://kostyor.ru/biography/?n=51
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%
    BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%
    D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  4. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00041601184773068517
  5. http://c-cafe.ru/days/bio/000134.php
  6. http://tvorilife.com/bunin-ivan-alekseevich-biografiya.html