Литературное краеведение последние годы стало неотъемлемой частью учебного процесса, и произведения местных авторов нашли свое место среди изучаемых школьной программой текстов. Несомненно, это хороший признак, так как дети должны помнить, что Родина - это не только данное при рождении, но и окружающее человека, находящееся рядом, а также понимать, что российская культура - это не созданное в Москве и Санкт-Петербурге, но рожденное на территории всей страны.
Однако при проведении уроков литературного краеведения возникает одна сложность: трудно объяснить детям, зачем нужно знакомиться с произведениями авторов, живущих рядом. Эта проблема обусловлена тем, что пути немалого количества известных людей пролегли по всей стране, вследствие чего возникает искушение (особенно из-за нехватки времени при изучении программы) остановиться на теме, рассказывающей о пребывании автора в каком-либо месте, городе, области и т.п. Например, в Ставропольском крае, о литературе которого речь пойдет ниже, за последние две сотни лет с разными целями бывали и художники, и литераторы с мировым именем, то есть, общество, посетившее Кавказские Минеральные воды по известности не сильно уступало Москве и Санкт-Петербургу.
Не так страшно, если вопрос: зачем говорить о "малом", когда так много "серьезных" тем, - задает ученик. Ребенку можно объяснить, заинтересовать его, заставить выучить, наконец. Хуже, если подобная мысль появляется в голове учителя. В этом случае спасают уроки, на которых можно провести параллели между произведениями, темами, мотивами, образами общеизвестных и местных авторов, поскольку классическая литература описывает общие процессы, рисует типичные для всей России картины жизни, а авторы регионов тоже самое рассматривают более узко, привязывают к той местности, где живут.
Конечно, могут возникнуть сомнения в правильности сопоставления произведений разного уровня, ведь сколько раз повторялось многими педагогами о некорректности подобного вида работы, к тому же это дополнительная нагрузка на детей, объемы-то большинства изучаемых произведений большие. Во многом эти утверждения верны, но есть же тексты, где параллели настолько очевидны, что их замечают даже неподготовленные ученики. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда для сравнения берутся крупные литературные формы, такие, как "Тихий Дон" М. Шолохова и "Молоко волчицы" А. Губина. Естественно, начинаем с разбора романа М. А. Шолохова (времени на его изучение отведено больше), а завершаем разговор о судьбе казачества в переломный, роковой для него период истории уроками по творчеству А. Т. Губина. Знакомясь с "Молоком волчицы", выделяем черты, общие для двух произведений:
- Временные рамки (1912-1922 и в "Тихом Доне" - 1911-1941 и в "Молоке волчицы").
- Начало, отсылающее читателя к истории (XVI, XIX вв. "Тихий Дон" - начало XIX в. "Молоко волчицы").
- Система образов (коммунисты, женщины, центральный герой в двух произведениях обладают сходными чертами).
- Основа романа - жизнь казачьей семьи (Мелеховы в "Тихом Доне" - Есауловы в "Молоке волчицы")…
Следующим этапом работы становится сравнение найденных общих черт и постановка провокационного вопроса: а не списал ли А.Т. Губин у М.А. Шолохова. Обычная реакция - немедленный ответ "списал". Теперь нужно еще раз перечитать эпизоды, где обнаружено сходство произведений, повторить характеристику персонажей, иногда составить сюжетную схему. Результатом работы станет осознание учениками самобытности этих произведений и появление мысли, что "похожести" этих романов возникли в связи с изображением одних и тех же событий.
Сразу следует отметить, что здесь не предусмотрен глубокий анализ произведения местного автора, выявляются только общие черты, на основании которых ведется сопоставление. Таким образом, дети начинают задумываться над общностью литературных процессов, при этом учебная нагрузка почти не увеличивается.
По похожей схеме проводится сравнение лирических произведений, разве что объем изучаемых текстов позволяет провести более глубокий анализ. При этом очень важно не допустить, чтобы разбор произведения свелся к характеристике "хуже" - "лучше". Целью здесь становится осознание важности раскрытых в произведениях тем независимо от места их создания. Приведем пример урока сопоставительного анализа лирических произведений по теме "Образ царицы Тамары: реальность и художественный вымысел".
I. Цели урока.
- Сравнить творческую манеру М.Ю. Лермонтова и В.В. Маяковского.
- Проследить, как изменяется образ Тамары в лирике М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского и Г.С. Фатеева.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Совершенствовать умение анализа образа.
II. Оформление, наглядность.
- Портреты М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского и Г.С. Фатеева.
- Репродукции картин с видами Кавказа.
- Иллюстрации, посвященные царице Тамаре.
- Распечатанные на весь класс тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова "Тамара" и
- В.В. Маяковского "Тамара и Демон".
- Музыкальные фрагменты грузинских песен.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Женщины… Много ли имен их нам сохранила история? Клеопатра, Семирамида, Екатерины I и II, Тамара… Эти имена овеяны легендами, воспеты литературой.
Сегодня мы попытаемся заочно познакомится с одной из великих женщин прошлого, царицей Тамарой. Давайте посмотрим, где жила Тамара.
Звучит музыка, показываются и вывешиваются на доску картины - пейзажи Кавказа, в частности Грузии.
2. Работа по теме.
Учитель. Давайте посмотрим на царицу.
Показываются иллюстрации, изображающие Тамару (можно использовать учебные истории).
Пожалуйста, запишите в тетрадь имя Тамара и в нескольких предложениях охарактеризуйте царицу, глядя на её изображения.
Самостоятельная работа учащихся по составлению характеристики Тамары. В это время раздаются листы с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова "Тамара".
Учитель. Мы еще вернемся к нашим записям, а сейчас давайте послушаем, как о царице рассказал М.Ю. Лермонтов, известный поэт XIX века.
Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение "Тамара". В это время очень тихо звучит музыка.
Учитель. Вы прослушали стихотворение, о чем оно?
- Назовите главного героя стихотворения. i
- Что мы узнаем о внешности царицы? (Прекрасна, как ангел небесный…")
- Какая черта характера героини подчеркивается Лермонтовым? (Коварство)
- Попробуйте на основании лермонтовского текста составить описание царицы Тамары.
Звучит музыка, ученики выполняют задание, в это время на столы раздаются листы со стихотворением В.В. Маяковского "Тамара и Демон".
Учитель. Пожалуйста, зачитайте, что у вас получилось. (Выслушивается 2-3 варианта). Скажите, совпала ли характеристика, данная царице Лермонтовым, с той, что составили вы, рассматривая иллюстрацию? (Выслушивается мнение учеников).
Учитель. Попробуем расширить наше представление об этой женщине, познакомившись со стихотворением В.В. Маяковского "Тамара и Демон".
Подготовленный заранее ученик читает стихотворение Маяковского.
Учитель. А о ком говорится в этом стихотворении? (Здесь нет рассказа о царице, как у Лермонтова, героем "Тамары и Демона" становится сам поэт, беседующий с Тамарой).
- Есть ли в тексте описание внешности царицы? (Нет)
- Почему же нас не покидает уверенность, что эта женщина красива? (Потому что Маяковский в тексте своего стихотворения вспоминает лермонтовскую "Тамару".)
- Какие черты характера царицы заявлены в стихотворении В.В. Маяковского? (Величественна, вспыльчива, бывает жестока).
- Еще раз перечитайте текст и попробуйте рассказать о царице Тамаре Маяковского.
Пока дети работают, тихо звучит музыка.
Учитель. Прочтите, пожалуйста, что вы записали. (2-3 ученика зачитывают характеристику царицы).
Учитель. Скажите, какой образ вырисовывается в нашем сознании после прочтения стихотворений М.Ю. Лермонтова и В.В. Маяковского?
(Обычно дети указывают на удивительную красоту царицы, при этом отмечают, что Тамара властна, коварна, жестока и чувственна).
Учитель. Скажите, а такой ли была царица в действительности? (Выслушиваются предположения учащихся).
Учитель. Чтобы грамотно ответить на этот вопрос, обратимся к истории Грузинского царства в 1184-1213г.г. В 1184г. на престол вступила внучка Давида Строителя Тамар (Тамара). По воспоминаниям современников, она была красива, лишена всякой развязности, тактична, умна. Эта женщина стремилась соответствовать идеалу властителя: благочестив, справедлив, милосерден. За годы своего правления Тамар усилила влияние Грузии на Ближнем Востоке, добилась, что страну признали во всем мире. Она огромное внимание уделяла строительству и укреплению Грузии. Время её правления названо "золотым" веком грузинской культуры.
- Скажите, совпадает ли образ царицы Тамары в русской литературе и в грузинской истории? Почему? (Не совпадает, так как поэтов интересовала не сама царица, а образ, созданный легендами).
Учитель. Мы не будем обвинять поэтов, а попробуем выступить в защиту царицы Тамары. Представьте, что вам нужно стать адвокатом этой великой женщины. Запишите своё защитное слово, стараясь уложиться в полстранички.
Пока ученики работают, собираются листы с текстами.
Учитель. Есть желающие выступить?
Заслушиваются выступления учащихся.
Учитель. Какие чувства заставили вас создать свою защитную речь? (Обида за царицу, желание исправить несправедливость.)
- Наверное, подобное происходило со ставропольским поэтом Геннадием Семеновичем Фатеевым. Давайте посмотрим, как он выступил в защиту царицы Тамары. (Зачитывается стихотворение Г.С.Фатеева "В защиту царицы Тамары").
- Какая здесь предстает царица? (Великой государыней).
- С чего начинает поэт свою защитную речь? (Указывает авторов, писавших о Тамаре, и говорит, что многое, сказанное об этой женщине, - небылицы)
- Какие аргументы приводит автор в защиту царицы? (Создание государства, добрая память людей).
- С каким российским царем сравнивает Г. Фатеев Тамару? Почему? (С Петром I, так как они похожи по своим государственным делам).
- Как объясняет поэт легенду об ущелье Дарьял? (Говорит, что ущелье названо по имени жившей там женщины).
- Обвиняет ли Г. Фатеев М.Ю. Лермонтова и В.В. Маяковского? (И да, и нет, он считает, что поэты извинились бы перед царицей).
Учитель. Итак, к каким же выводам мы пришли за время урока?
1. Один и тоже образ можно описать по- разному.
2. Цель литературы - не создание копии действительности, а творческое переосмысление окружающего мира.
3. Вступать в спор могут не только обычные люди, но и авторы, только полемику они ведут произведениями.
4. Не всегда восприятие лирического произведения поддаётся объяснению.
Домашние задание. Выучить одно из стихотворений о царице Тамаре.
III. Литература.
1. Лермонтов М.Ю. Лирика. М.: Художественная литература, 1952.
2. Маяковский В.В. Избранное. М.: Художественная литература, 1964.
3. Фатеев Г.С. Глядит Россия на Кавказ. Ставрополь, 1993.
4. Энциклопедия для детей. История. М., 1998.