Сопоставительный анализ на уроках литературы

Разделы: Литература


«Проблема нигилизма в творчестве А.С.Пушкина»
(сопоставительный анализ произведений «Цыганы», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»)

Цели:

  • развитие навыков сопоставительного анализа, синтеза;
  • развитие навыков исследовательской работы, навыков выразительного чтения; умения вести диалог;
  • воспитание внимательного читателя, чуткого к слову;
  • на анализе поступков героев воспитание таких нравственных качеств, как: сострадание, доброта, эмпатия, ответственность за поступки.

Оборудование:

  • Тексты названных произведений
  • Иллюстрации к произведениям: Дуэль Онегина с Ленским. Худ. М.В. Добужинский; Алеко убивает Земфиру. Худ. К.А.Клементьева; «Пиковая дама». Иллюстрация к повести. Худ. А.Бенуа.
  • ОСК №1 «Три злодейства», ОСК №2 «Путь», ОСК №3 «Треугольник»  (см. Приложение №1, №2, №3)

Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
А.С.Пушкин.

Слово учителя.

Трудно обозначить какую-либо проблему в русской литературе, которой бы не касался творческий гений Пушкина.

Не является исключением и проблема нигилизма, вынесенная сегодня на обсуждение.

Шаг за шагом, на основе трех, казалось бы, совершенно непохожих произведений: фантастической повести «Пиковая дама», романтической поэмы «Цыганы» и реалистического романа в стихах «Евгений Онегин», путем анализа и синтеза, исследуя, отвечая на поставленные вопросы и размышляя, мы постараемся найти ответ на вопрос: правомочно ли связывать данную проблему с именем Пушкина.

Итак, нигилизм (запись на доске) – от латинского nihil – ничто. Попробуйте сформулировать это понятие. Что оно может означать по отношению к человеку, обществу? (Полное отрицание всего общепризнанного; скептицизм; ничего не принимаю, не признаю, а значит – отрицаю).

Нигилизм как явление имеет на российской почве давнюю историю, еще со времен правления Петра 1.

Сообщение ученицы об истоках нигилизма в России.

Учитель зачитывает слова Ф.М.Достоевского: «Пушкин первый своим прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом. Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего; Россию и себя самого в конце концов отрицающего».

В образах Алеко, Онегина, Германна, Швабрина, в переживаниях лирического героя поэта как в зеркале «…отразился век, и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящем в действии пустом».

Но обратимся к нашим героям и посмотрим:

- Кто они? Что мы знаем о них? (Краткую характеристику каждого героя дают учащиеся)

- С кем из героев они связаны в произведениях?

ОСК №1 «Три злодейства»

Вопрос, который всегда поднимает Александр Сергеевич – тайные глубины человеческой души и сердца. Его понимание значения сердца и жизни человека восходят к Священному Писанию, т.е. к Богу.

- Верят ли наши герои в Бога? Кто им ближе: жители небес или хозяева ада?

(Цитаты, подтверждающие вывод: ближе к ним дьявольское, нежели божественное:

  1. «Не откажите мне в просьбе!- откройте мне вашу тайну!- что вам в ней? Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором…Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, - я готов взять грех ваш на свою душу.» (Германн) ; Томский О Германне: «Этот Германн – лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства.»; «…сердце его также терзалось, но ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения» (Германн); «Она/Лиза/ отерла заплаканные глаза и подняла их на Германна: он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона»
  2. «Он жил, не признавая власти/Судьбы коварной и слепой;/Но боже, как играли страсти/Его послушною душой!/ С каким волнением кипели/В его измученной груди!/Давно ль, надолго ль усмирели?/Они проснутся: погоди!»
  3. гл.X ,XI, письмо Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель,/Или коварный искуситель» (Онегин)

В своем творчестве Пушкин не раз обращался к теме демонизма. В 1823 году он пишет стихотворение «Демон» (читается учеником)

- На кого из героев похож пушкинский демон? Чем? (отрицанием, неверием)

Уже в одном из ранних своих стихотворений «Безверие» поэт передает все муки безбожного сознания лирического героя, внутреннее состояние того, кто рано утратил главный источник жизни – веру. (Читается отрывок из стихотворения)

- Какие главные черты, характеризующие человека без веры, называются поэтом?

Герои Пушкина, утратив связь с Богом, свободны (внешне) в своем выборе добра и зла. И что же они сознательно выбирают? К чему это ведет?

На доске появляется запись « выбор» (составляется ОСК)

Их выбор приводит к убийству. Томский говорит, что про Германна ходит сплетня о его трех злодействах. А есть ли они на самом деле, в произведении? Кого убивают наши герои в прямом (физически) смысле и нравственно?

Заполняются стрелочки словом САМ (В ОСК №1) и объясняется каждое положение: каким образом произошло убийство, почему. Германн - способствовал смерти графини, Елизавета - имя означает «моя клятва», «Богом клянусь», «почитаема Богом» - предает её ( читай –Бога), сам - сходит с ума. Алеко – убивает Земфиру, на одиночество обрекает старого цыгана, сам - скитания без людей, пристанища. Онегин – Ленского убивает на дуэли, в Татьяне убивает возможность счастья, сам - одиночество, без любимой, без друзей.

Они все нарушили 6-ю заповедь: НЕ УБИЙ.

- Каковы были их цели?

ОСК №2 «Путь»

Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему пре-ступления и показал, что преступление против человека ведет к …

- К чему приходят герои в финале?

Германн – сходит с ума.

Алеко – табор уходит : «…жить с убийцей не хотим».

Евгений – «его не терпит высший свет» (ведет к отчуждению от общества, к душевному страданию и неизбежному наказанию за тщеславие, гордыню, грех убийства. Эту тему продолжит Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

- Можно ли героев этих произведений назвать нигилистами?

- Кому из героев Пушкин оставляет надежду на исцеление от духовного нигилизма? Почему? (Онегину)

Автор показывает, как трудно движение человека к простым и понятным, казалось бы, жизненным истинам, через какие испытания должен пройти человек, чтобы понять – и умом и сердцем – величие любви и дружбы.

- А что для самого автора значат эти чувства, чувства, которыми испытывается человек, они раскрывают богатство души или её опустошенность?

Пушкин показывает, что от сословной ограниченности и предрассудков, которые внушаются воспитанием, через демонический нигилизм, отрицающий не только ложные, но и подлинные ценности, герой идет к открытию любви – именно такой путь духовного развития героя подчеркивает Пушкин. И главное достояние художественного гения Пушкина заключается не только в том, что он показал весь трагизм нигилистического сознания. Духовному нигилизму автор противопоставил твердые основы национального уклада жизни русского народа, берущие свои силы в традициях православной культуры. Нигилизму Онегина Пушкин противопоставляет нравственный идеал в образе «умного, тонкого и верного женского сердца» - Татьяны Лариной.

( О ней –  тема следующего урока)

И в то же время открывает путь исцеления от духовной смерти, который лежит через почитание Отечества, его святынь:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир- пустыня,
Душа – алтарь без Божества.

Вывод по уроку сделают учащиеся, вернувшись к первому вопросу: правомерно ли связывать понятие нигилизм и имя А.С.Пушкина. Ответ очевиден.

А в заключение отметим, что задолго до И.С.Тургенева, который ярко, выпукло показал крупную фигуру нигилиста Базарова (тоже Евгения!) в романе «Отцы и дети», до Лескова и Достоевского, которые обращались к теме нигилизма, Пушкин уловил то, что Россия заболевала нигилизмом, ведущим её к непоправимой трагедии: «Мы почитаем всех нулями, / а единицами – себя», «Мы все глядим в Наполеоны…»

Домашнее задание : ОСК №3 «Треугольник» (разбирают, опираясь на изученное)