"Слова, всё слова! Дел не было!.." (Урок по теме "Тип «лишнего человека» в романе «Рудин»" И.С. Тургенева)

Разделы: Литература

Классы: 9, 10


Существенное значение последней повести г. Тургенева – ее идея:
изобразить тип некоторых людей, стоявших еще недавно
во главе умственного и жизненного движения.

Н.Некрасов

1. Почему Тургенев изменил название романа? (Отвечают учащиеся)

2. Итак, наше знакомство с главным героем уже началось, а вскоре и сам герой появляется в 3 главе. Каким открывает нам его автор? (Не тот, кого ждали; противоречия в портрете, беден, легко побеждает в споре Пигасова)

3. Что стало предметом спора? Случаен ли выбор этого предмета? (Существуют ли убеждения?)

4. Домашнее задание. Вы выписывали темы, которых касается в своих речах Рудин. На их основе сформулируйте убеждения Рудина. (Человек без самолюбия ничтожен; стоит за науку и просвещение, людям нужна вера; все великое совершается через людей; клянет позор малодушия и лени, необходимо делать дело; непонятыми остаются только те люди, которые сами не знают, чего хотят или не стоят того, чтобы их понимали; верит в любовь, в любви всегда есть тайна; понимает, что жизнь прожил бесполезно (в письме); учит Ласунскую жить своим умом, следовать внушению сердца)

5. Ваше мнение о Рудине.

6. Какова форма изложения этих убеждений? (Страстный, красноречивый оратор)

7. Как говорит в 3 главе Тургенев о силе воздействия на слушателей Рудина?

8. В чем сильная сторона характера Рудина?

Вывод:

“Красноречивый оратор, диалектик искусный полемист. Но это не только индивидуальная особенность тургеневского героя”.

“Такова черта времени и тех людей, для которых страстное выразительное слово являлось оружием борьбы за передовые идеи”

Подтверждение в словах одного из героев:

“...кто в праве сказать, что он не принесет, не принёс уже пользы?

Что его слова не заронили много добрых семян в молодые души...”

9. Обратите внимание на синтаксическое построение высказываний Рудина.

На основании 2-х первых уроков вы составили “Систему персонажей романа “Рудин” (дома было предложено поработать над составлением схемы “Система персонажей романа “Рудин”). Ранее учащиеся знакомились с вершинной системой персонажей на примере романа “Обломов” Сейчас схемы, составленные дома вывешены на доске. В ходе обсуждения рассматриваем взаимоотношения героев в романе “Рудин”).

Вывод:

Горячее слово оказывает воздействие, пробуждает ум и сердце Н.Ласунской, Баснстова.

Красноречие, убежденность, личное достоинство заметно отличает Рудина от других представителей провинциального дворянского общества, позволяют противостоять Пигасову.

Но вместе с тем именно во взаимоотношениях с другими персонажами проявляется противоречивость характера героя.

10. Как это происходит? (Проследить любовную линию: Рудин – Н.Ласунская)

Читателю горько слышать мнение Ласунской о Рудине. Жестоко разочаровавшись в своем герое, Наталья считает, что встретила человека всего лишь малодушного.

11. Согласимся ли мы с этим мнением? Для чего Тургенев знакомит нас с письмом Рудина? (гл. 11)

12. В чем же слабость героя?

Вывод:

Рудин не готов к практической деятельности. “Слова, все слова! Дел не было!” Он заканчивает жизнь безымянной жертвой на баррикадах. Вновь это не только индивидуальность героя, он остался идеалистом (Дон Кихотом) 30–40-х годов.

13. Судит Рудина Наталья, судит он сам себя? Как же нам относится к герою?

Попробуем ответить на этот вопрос, проследив взаимоотношения Лежнева и Рудина. Во всем ли прав уважаемый Михайло Михаилыч. (Зачитываются высказывания из 6; 12 главы и эпилога)

Вывод:

Лежнев критикует Рудина за непрактичность, неприспособленность к жизни, но в то же время отдает должное его уму, знаниям, умению увлечь других своим энтузиазмом и верой. Считает ненужность Рудина “не виной его, а судьбой горькой и тяжелой”.

Мы рассмотрели эволюцию лежневского отношения к Рудину, рассмотрели позицию либерального помещика-практика. Лежнев “опустился с философских высот до уровня помещика средней руки, хозяина оброчных мужиков. Жизненные идеалы его не выходят за рамки малых дел” [1]. Лежнев понимает это, когда говорит Рудину, что их дороги разошлись “благодаря моему состоянию, холодной крови да другим обстоятельствам – ничто мне не мешало сидеть сиднем да оставаться зрителем сложив руки, а ты должен был выйти на поле, засучить рукава, трудиться, работать”.

14. Как вы понимаете эти слова? Кто, по мнению Лежнева полезнее России: он – практик или идеалист – Рудин?

15. Почему же такие люди не пригодились России?

Обратимся к эпиграфу.

В то время, когда писался роман, начиналась новая полоса жизни. С середины 50-х годов вопросы о дальнейших путях исторического развития России, о ее ведущих общественных силах все более обострялись. Тургенев отметил в своем романе, что в русской жизни пришло время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной практической деятельностью, но последовательной критики лишнего человека он дать не сумел. Поиски нового героя он продолжит в последующих романах.

Домашнее задание. Подготовиться к семинару по роману “Дворянское гнездо”.

Литература

1. Петров С.М. “И.С.Тургенев” М., Просвещение, 1968 г.

2. Тургенев И.С. “Рудин”.