Тема: «Сказки народов Урала»
На изучение этой темы отводится два часа.
Провести эти уроки можно после изучения русских
народных сказок. На уроках, предшествовавших
этому, мы закрепили и углубили представление о
сказке как о самом популярном жанре народного
творчества; вспомнили виды сказок, наиболее
распространённые сюжеты, сказочных героев;
убедились ещё раз в том, что в сказках отражается
реальная действительность и в том, как велико
значение сказки в жизни нации и человека.
За 2 недели до проведения уроков учащиеся были
разделены на группы и получили задание прочитать
сказки народов Урала, сделать иллюстрации к
понравившимся сказкам, сшить костюмы,
подготовить инсценировки отдельных эпизодов из
сказок.
Перед началом урока мы оформили кабинет: на доску
повесили большую карту Урала; на стены –
иллюстрации к сказкам, прочитанным детьми; на
столы положили предметы, которые помогут детям
во время инсценировок. Столы поставили кругом, а
в центре класса образовалась сцена, на которой
разворачивалось действие
Цель: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
ХОД УРОКА
Учитель. Край, в котором мы живём,
называется Уралом. Если посмотреть на карту
Евразии, то он располагается почти посередине, и
именно через Урал проходит граница между двумя
частями света – Европой и Азией. С севера, от
Карского моря, на две тысячи километров к югу
тянутся невысокие и старые Уральские горы. На
севере Урала вечная мерзлота, тундра, полярная
ночь.
На юге расстилаются жаркие степи, растут
абрикосы и виноград. В Приполярье можно
встретить северных оленей, а на юге Оренбуржья –
верблюдов. Из-за такого расположения и называют
части Урала Полярным, Приполярным, Северным,
Средним, Южным, а также Зауральем и Приуральем.
А вот как пишет о нашем крае Людмила
Константиновна Татьяничева – известная
поэтесса Урала. Она автор многих сборников
стихов, названия которых говорящие, потому что
раскрывают любовь Татьяничевой к краю, в котором
она родилась и которому с детства отдала своё
сердце: «Родной Урал», «Синегорье», «Малахит» и
др. Мне кажется, что вы ещё не читали стихов,
похожих на те, что написала Людмила Татьяничева,
и они вам непременно понравятся.
1 чтец:
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
2 чтец:
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Учитель. Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. Жители Урала создали прекрасные произведения искусства. Это и пермская деревянная скульптура, и каслинское литьё, златоустовская гравюра и резьба по кости и камню, росписи и рукописные книги, вышивки и оренбургские пуховые платки. У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.
1 группа учащихся. Мы познакомим вас с башкирскими народными сказками.
«Большая Медведица»
В стародавние времена земля была величиной с
ложку, а небо – с чашку. Человеческий род
постепенно приумножался, зверей тоже
становилось больше, и земля начала постепенно
увеличиваться. Увеличилось и небо.
В ту пору все люди ели из одного котла. Но вот
пришёл откуда-то Великан и до дна опорожнил
котёл. Что делать? Решили сделать котёл больше. А
к котлу и ковш нужен. Котёл отлили из серебра,
а ковш – из золота. Поднял Великан котёл, говорит:
«Хорош». Поставил его на место, поднял ковш. «А
этот что-то слишком лёгок», – промолвил Великан и
высоко подкинул ковш, желая поймать его на лету.
Но ковш, кружась, полетел прямо в небо, к звёздам,
да так и застрял между ними.
Ковш Великана существует и по сей день.
Семизвездьем сверкает он на небе: четыре звезды
как бы образуют дно, три – ручку. Вечером ковш –
вниз дном, к утру переворачивается дном вверх. И
так постоянно.
«Калым»
У седого старика Урала был сын – батыр
по имени Яик. А у старухи Иремели, говорят, была
писаная дочь – красавица по имени Агиделькай.
Задумал старик Урал женить своего сына на той
девушке-красавице. Очень богатый калым за неё
уплатил. Отдал Яик и все леса на своих берегах:
сосны, ели, дубы, берёзы. Забрала всё это старуха
Иремель и украсила ими берега Агидели.
В уныние впал тут Яик, подумал про себя, что если
девушка Агидель станет слишком красивой, то и
смотреть на него не станет. Подумал он, значит,
так, да и подался в сторону Хазарского моря.
Узнал о том старик Урал и стал тужить по
бесполезно отданном калыме. Хорошо, если
родители девушки откажутся от ветреного жениха,
тогда по старинному башкирскому обычаю можно
воротить калым обратно. А если не откажутся?..
Родители невесты не отказались от зятя.
Агиделькай очень любила Яика. «Я всё ему прощу, –
сказала она, – пусть он только вернётся ко мне».
Очень упрашивали Яика, чтобы он воротился, но Яик
не внял никаким уговорам и мольбам. Всё стеснялся
показаться Агидели на глаза. Сам же он тосковал
по Агидели и пел так:
Даже лук орошать бы рад –
Нету лука – куда мне деваться?
Я бегом возвратился б назад,
Да обычая нет возвращаться.
И в самом деле, на берегах Яика не то чтобы
сосны, ели или берёзы, даже дикий лук не рос. Так и
остался невозвращённым калым, заплаченный за
Агиделькай. С тех пор и течёт в Хазарское море Яик
через мёртвые пустыни, свистящие песчаными
буранами.
А по берегам Агидели на веки вечные остались
расти вечнозелёные сосны и ели, белоствольные
берёзы, лохматые дубы и исходящие медовым
благоуханием липы.
2 группа учащихся. В Западном Приуралье живут коми-пермяки и удмурты. Вот их сказки.
«Горы и долы»
У ветра с дождём не хватило миру, и они
рассорились. Начали друг перед другом своею
силою хвастаться, свою мощь доказывать. Спорили,
спорили и решили бороться: кто над кем верх
одержит, тот и сильней.
Дождь начал лить как из ведра, говоря: «Я изрою
всю землю так, что нигде ровного места не
останется». А ветер стал дуть, понёсся ураганом, с
воем и грохотом, крича: «Соберу всю землю в одну
груду». Дул ветер, собирая землю в груду, лил
дождь, изрывая потоками собранную ветром землю.
Так вот и произошли горы и долы
. «Пятна на луне»
У одного удмурта умерла жена, и он женился на
другой женщине. Она оказалась злой мачехой для
падчерицы. Вздохнуть не давала бедняжке: и
скотину накормить, и печь истопить, и воды
наносить, и полы вымыть – со всеми делами сирота
одна должна управляться. И за всё это ей только
ругань и побои доставались и ни одного ласкового
слова.
Однажды, ещё не брезжил зимний рассвет, подняла
её мачеха за водой. Взяла она вёдра на коромысло и
пошла на речку. А на дворе мороз стоял лютый, луна
ярко-ярко сияла в небе. Черпая воду из проруби,
девушка горько-горько плакала.
– Хоть бы эта холодная луна забрала меня к себе,
– приговаривала она.
Луне стало жаль сиротку, и она притянула её к себе
вместе с вёдрами и коромыслом.
Присмотритесь-ка, когда луна ярко светит: та
девушка и теперь там стоит, коромысло с вёдрами
на плечах держит.
3 группа учащихся. На Северном Урале живут ханты и манси, и вот какие сказки рассказывают они.
«Как землю выловили»
Две гагары вниз слетели. Одна большая, другая
малая гагарка. Со дна моря землю достать хотели.
Большая гагара в воду нырнула. Ныряла, ныряла
– долго ныряла, коротко ныряла, – на поверхность
выплыла. Ничего не принесла, дна не достала.
Тогда малая гагарка нырнула. Ныряла, ныряла,
наконец наверх поднялась, тоже ничего не достала,
до земли не дошла.
Большой гагаре малая гагарка говорит: «Давай
вместе нырнём!»
Нырнули обе. Плыли, плыли, дыхание сдавило, назад
вернулись. Выплыли, подышали немного, снова
нырнули. Глубоко спустились, до дна всё же не
дошли, дыхание спёрло. Снова вернулись. Выплыли,
отдышались и в третий раз нырнули.
Долго спускались, наконец всё-таки до дна дошли.
Кусочек земли подхватили, в обратный путь
пустились.
В этот раз уж очень долго гагары под водой
пробыли. Дыхание у них так спёрло, что, когда
наверх выплыли, у большой гагары из груди
воздух вырвался и кровь потекла. Оттого теперь у
гагары грудь красная. У малой гагарки из затылка
кровь потекла, и теперь у всех малых гагар
затылок красный.
Землю на воду положили. Начала земля расти. Скоро
с подошву величиной стала, а потом такой выросла,
что человеку на ней лечь можно. И всё больше и
больше растёт.
4 группа учащихся: А нашу сказку рассказывают татары, с давних пор живущие на Урале.
«О кривой берёзе»
Жил в давние времена очень сметливый бедный
человек. В тех же местах жил богатый человек,
который очень любил хвастать и считал себя
большим умником.
– Меня не обманет ни один хитрец! – любил
повторять хвастун.
Однажды шёл он по дороге и увидел издалека
сметливого бедняка, который стоял, прислоняясь к
кривой берёзе.
Подошёл хвастун к нему и сказал:
– Тебя, дружок, считают ловким и сметливым. А
ну-ка попробуй перехитрить меня!
На это сметливый ответил:
– Почему бы и не попробовать! Я перехитрил бы
тебя, да, к сожалению, нет при мне мешка с
хитростями. Дома он у меня остался.
– Поди принеси свой мешок, а я подожду тебя здесь,
– сказал хвастливый.
– Я бы охотно пошёл, да не могу, – сказал
сметливый. – Видишь, как берёза покривилась?
Стоит мне отойти – она и повалится.
Услышал хвастун эти отговорки, рассердился и
крикнул:
– Ступай и неси скорее свои хитрости! До твоего
прихода я сам буду подпирать берёзу.
Ушёл сметливый, да так и не вернулся. А хвастун до
этого дня, говорят, стоит и кривую берёзу
подпирает.
Учитель. Вот сколько новых сказок
узнали мы сегодня, ребята. И, конечно же, вы
обратили внимание на то, что в сказках разных
народов много общего, потому что много общего в
жизни людей. Но всё равно у каждого народа свой
уклад – люди живут в разных жилищах, по-разному
добывают себе пропитание, живут в разных
географических условиях, – и это отражается в
сказках.
Год за годом вы будете узнавать всё больше о
географии, истории родного края, о людях, его
населяющих, об их обычаях и традициях. Сказки и
легенды, песни и предания, рассказы и повести,
созданные здесь, на Урале, покажут вам, что
люди разных национальностей во все времена
хотели понять окружающий мир и самих себя, желали
добра своим детям и мира своему дому.
Ребята, когда вы придёте домой, вспомните наш
урок, напишите отзыв о нём, что понравилось, что
не понравилось, и обязательно аргументируйте
свой ответ.
Рис. 1. Башкиры
Рис. 2. Русские
Рис. 3. Марийцы
Рис. 4. Татары
Рис. 5. Удмурты