Слагаемые дружбы (размышления о прочитанном)

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: дружба, счастье, устная речь


«Мы учимся с ней в одном классе. Лена и я. Она у нас единственная девчонка» - так начинается одна из глав книги Марии Парр «Вафельное сердце».

Трилли, герой повести, считает ее, Лену, лучшим другом, но никогда ей об этом не говорит. Их дружба полна незабываемых встреч и историй. Но как важно человеку понимать, ощущать обратную связь дружбы!

«Мне все-таки очень хочется, чтобы она назвала меня лучшим другом», - признается Трилли. Такие признания в повести звучат не один раз.

История дружбы Лены и Трилле - это история постижения мира с Другом: в ее основе приключения и испытания, преодоление трудностей, радость и понимание, доверие и счастье. Счастье услышать на вопрос «Лена, а кто твой лучший друг?» такое признание: «Конечно же, ты».

Повесть заканчивается словами, в которых и содержится осмысление роли друга в жизни героя: «А у меня есть лучший друг», - подумал я с радостью.

Вопросы для собеседования после чтения повести.

Выберите главу, которая, по вашему мнению, представляет одну из составляющих дружбы.

  • Дружба - приключение.
  • Дружба - доверие.
  • Дружба – огорчение.
  • Дружба - понимание.
  • Дружба - испытание.
  • Дружба - счастье.

«Клянемся четырьмя сторонами света и розой ветров»- это клятва двух друзей, Семки и Алеши, героев повести Елены Борониной «Удивительный заклад». История дружбы мальчиков - это история их отношений, которые проявляются в разных ситуациях: в собирании денег на «американский» словарь, в разговоре с гимназистом Костей, в спасении кота Снежка.

Отчаяние от несбывшейся мечты, переживания за друга, готовность отдать ему последнее, радость за друга-гимназиста и особенный подарок на счастье-все это черты портрета друга Семки.

В последней главе повести есть диалог между друзьями, диалог трогательный и грустный.

- Ты что же, не хочешь со мной водиться? – спросил я.

Семка мрачно ответил:

- А на что я тебе нужен! Ты вот барином будешь, а я кем? Столяром.

Голос у Семки задрожал, и он убежал от меня. С трудом я нашел его на пустыре у лавки. Он лежал и плакал.

- Семка, сказал я, обняв его. Клянусь четырьмя сторонами света и розой ветров, клянусь, что буду дружить с тобой до самой смерти».

Искренность и бескорыстие, доброта и верность – вот слагаемые дружбы в этой повести «Удивительный заклад».

Задание для собеседования после чтения книги. Заполните вторую страницу двухчастного дневника: прокомментируйте цитаты из разных глав повести, иллюстрирующие дружбу двух героев.

Цитата

Комментарий к цитате

«Я почувствовал к Семке такую жалость, что был готов в эту минуту на что угодно, только бы помочь ему»

 

«В тот момент я не сумел оценить великодушие Семки: он предпочел, чтобы книга не была куплена, чем подвести меня!»

 

«Едва я свернул за правый угол, как передо мной, будто из-под земли появился Семка. Все это время он прятался под деревянными мостками…»

 

«Я забыл про Семкин талисман и с интересом стал рассматривать серебряную бумажку. Под ней оказалась деревянная шкатулочка, покрытая лаком. А в шкатулочке лежала половина подковы»

 

Семка, сказал я, обняв его. Клянусь четырьмя сторонами света и розой ветров, клянусь, что буду дружить с тобой до самой смерти»

 

«Когда-нибудь в жизни, когда ты выйдешь хорошим, честным человеком, бог даст, ты встретишься с ним и скажешь ему, что если ты вышел таким, то оттого, что ты всегда думал о нем и хотел быть таким же честным, хорошим, как он» - этими словами заканчивается глава «Ябеда» из повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы». Тема, главный герой повести не выдерживает испытания, разговора с директором, и выдает друга, а Иванов, его любимый друг, поражающий его умом и начитанностью, прямотой и честностью, предателем не становится.

Осмысление своей слабости, осознание потери друга, роли дружбы в жизни меняет Тему: он становится взрослым. Человеком, готовым к жизненным испытаниям и преодолению их. А друг Иванов навсегда остается его ориентиром и примером - «точкой» опоры. Дружба как путь к самопознанию и изменению - таков портрет дружбы в повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы».

Вопросы для собеседования после прочтения главы «Ябеда» из повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы».

  1. Почему Тёма чувствовал отвращение к себе после разговора с директором?
  2. Объясни, как ты понимаешь слова мамы: «Если мы видим свои недостатки и если, замечая их, стараемся исправиться, то и ошибки наши уже являются источниками искупления».
  3. Предположи, что бы сказал Тёма Иванову, если бы встретил его через несколько лет?
  4. Почему глава повести называется «Ябеда?»

Вот такие разные слагаемые дружбы в этих произведениях.

Список литературы

  1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции . - М.: ЛОГОС, 2009.
  2. Боронина Е. «Удивительный заклад»: litmir.me
  3. Гарин – Михайловский Н.Г «Детство Темы»: litres.ru
  4. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.: Школа-Пресс, 2007.
  5. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ИЦ ПКПС, 2004.
  7. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011.
  8. Парр М. «Вафельное сердце» bookol.ru
  9. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И.Кузьмин, О.К.Громова. – М., 2007.