«Мы учимся с ней в одном классе. Лена и я. Она у нас единственная девчонка» - так начинается одна из глав книги Марии Парр «Вафельное сердце».
Трилли, герой повести, считает ее, Лену, лучшим другом, но никогда ей об этом не говорит. Их дружба полна незабываемых встреч и историй. Но как важно человеку понимать, ощущать обратную связь дружбы!
«Мне все-таки очень хочется, чтобы она назвала меня лучшим другом», - признается Трилли. Такие признания в повести звучат не один раз.
История дружбы Лены и Трилле - это история постижения мира с Другом: в ее основе приключения и испытания, преодоление трудностей, радость и понимание, доверие и счастье. Счастье услышать на вопрос «Лена, а кто твой лучший друг?» такое признание: «Конечно же, ты».
Повесть заканчивается словами, в которых и содержится осмысление роли друга в жизни героя: «А у меня есть лучший друг», - подумал я с радостью.
Вопросы для собеседования после чтения повести.
Выберите главу, которая, по вашему мнению, представляет одну из составляющих дружбы.
- Дружба - приключение.
- Дружба - доверие.
- Дружба – огорчение.
- Дружба - понимание.
- Дружба - испытание.
- Дружба - счастье.
«Клянемся четырьмя сторонами света и розой ветров»- это клятва двух друзей, Семки и Алеши, героев повести Елены Борониной «Удивительный заклад». История дружбы мальчиков - это история их отношений, которые проявляются в разных ситуациях: в собирании денег на «американский» словарь, в разговоре с гимназистом Костей, в спасении кота Снежка.
Отчаяние от несбывшейся мечты, переживания за друга, готовность отдать ему последнее, радость за друга-гимназиста и особенный подарок на счастье-все это черты портрета друга Семки.
В последней главе повести есть диалог между друзьями, диалог трогательный и грустный.
- Ты что же, не хочешь со мной водиться? – спросил я.
Семка мрачно ответил:
- А на что я тебе нужен! Ты вот барином будешь, а я кем? Столяром.
Голос у Семки задрожал, и он убежал от меня. С трудом я нашел его на пустыре у лавки. Он лежал и плакал.
- Семка, сказал я, обняв его. Клянусь четырьмя сторонами света и розой ветров, клянусь, что буду дружить с тобой до самой смерти».
Искренность и бескорыстие, доброта и верность – вот слагаемые дружбы в этой повести «Удивительный заклад».
Задание для собеседования после чтения книги. Заполните вторую страницу двухчастного дневника: прокомментируйте цитаты из разных глав повести, иллюстрирующие дружбу двух героев.
Цитата |
Комментарий к цитате |
«Я почувствовал к Семке такую жалость, что был готов в эту минуту на что угодно, только бы помочь ему» |
|
«В тот момент я не сумел оценить великодушие Семки: он предпочел, чтобы книга не была куплена, чем подвести меня!» |
|
«Едва я свернул за правый угол, как передо мной, будто из-под земли появился Семка. Все это время он прятался под деревянными мостками…» |
|
«Я забыл про Семкин талисман и с интересом стал рассматривать серебряную бумажку. Под ней оказалась деревянная шкатулочка, покрытая лаком. А в шкатулочке лежала половина подковы» |
|
Семка, сказал я, обняв его. Клянусь четырьмя сторонами света и розой ветров, клянусь, что буду дружить с тобой до самой смерти» |
|
«Когда-нибудь в жизни, когда ты выйдешь хорошим, честным человеком, бог даст, ты встретишься с ним и скажешь ему, что если ты вышел таким, то оттого, что ты всегда думал о нем и хотел быть таким же честным, хорошим, как он» - этими словами заканчивается глава «Ябеда» из повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы». Тема, главный герой повести не выдерживает испытания, разговора с директором, и выдает друга, а Иванов, его любимый друг, поражающий его умом и начитанностью, прямотой и честностью, предателем не становится.
Осмысление своей слабости, осознание потери друга, роли дружбы в жизни меняет Тему: он становится взрослым. Человеком, готовым к жизненным испытаниям и преодолению их. А друг Иванов навсегда остается его ориентиром и примером - «точкой» опоры. Дружба как путь к самопознанию и изменению - таков портрет дружбы в повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы».
Вопросы для собеседования после прочтения главы «Ябеда» из повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы».
- Почему Тёма чувствовал отвращение к себе после разговора с директором?
- Объясни, как ты понимаешь слова мамы: «Если мы видим свои недостатки и если, замечая их, стараемся исправиться, то и ошибки наши уже являются источниками искупления».
- Предположи, что бы сказал Тёма Иванову, если бы встретил его через несколько лет?
- Почему глава повести называется «Ябеда?»
Вот такие разные слагаемые дружбы в этих произведениях.
Список литературы
- Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции . - М.: ЛОГОС, 2009.
- Боронина Е. «Удивительный заклад»: litmir.me
- Гарин – Михайловский Н.Г «Детство Темы»: litres.ru
- Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.: Школа-Пресс, 2007.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ИЦ ПКПС, 2004.
- Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011.
- Парр М. «Вафельное сердце» bookol.ru
- Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И.Кузьмин, О.К.Громова. – М., 2007.