Скрам-урок по литературе «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» Урок-суд над Раскольниковым По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: Ф.М.Достоевский, Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Раскольников


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Скрам в образовании

Описание технологии

Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученикам не только приобрести новые навыки, но и развить личную ответственность. Используя данную технологию, мы реализуем запрос государства: развиваем проектную деятельность школьников на уроках. Под продуктом деятельности учащихся понимаются те знания, умения и навыки, которые ученик получает после изучения темы. Работа над одной темой организуется в форме спринта. Обычно это 3-4 урока.

Действующие лица

1. Владелец продукта (учитель)

Обязанности:

  • составляет маршрутный лист на основе программы по предмету
  • консультирует учеников в случае необходимости
  • продумывает варианты контроля и рефлексии

2. Скрам-мастер (ученик)

Обязанности:

  • поддерживает благоприятную среду в команде
  • планирует проведение спринта
  • перемещает стикеры на доске задач

3. Команда (состоит из 4-5 человек).

Обязанности:

  • выполнять задачи под руководством скрам-мастера
  • слышать и уважать мнение друг друга
  • добиться цели

Инструменты

1. Маршрутный лист. В нем обозначены следующие пункты:

  • название темы
  • знания, умения и навыки, которые получит ученик после завершения спринта
  • даты и формы предстоящего контроля
  • перечень источников теории и заданий по практике
  • временные рамки

Маршрутный лист выдается каждому ученику. Он дает четкое понимание того, ЧТО ждет от них учитель. Это очень важно. Так как один из самых распространенных страхов у детей перед уроком - страх неизвестности. Так мы создаем на уроках более комфортную обстановку.

2. Доска задач.

Доска содержит три или более столбца:

  • Нужно сделать. В этом столбце каждая команда прикрепляет стикеры с задачами. Одна задача - один стикер.
  • В работе. Сюда приклеиваются стикеры с теми задачами, над которыми команда работает в данный момент.
  • В этот столбик перемещаются выполненные задачи.

3. Лист самоконтроля.

Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного материала.

  • Образовательные. Практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  • Развивающие. Формирование внимания, воображения, мышления, памяти и речи в процессе творческого общения.
  • Воспитательные. Стандартизация умения работать в коллективе, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой работы.

Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма урока. Урок-суд в форме деловой игры.

Методы: репродуктивный, проблемно-обобщающий, частично-поисковый.

Виды контроля: индивидуальный, устный.

Действующие лица деловой игры:

  • Раскольников
  • Адвокат
  • Команда защитников
  • Обвинитель
  • Команда обвинителей
  • Присяжные

Ход урока

Эпиграф урока.

«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму».
Ч.Айтматов.

«Счастье нельзя купить злодейством»
Ф.М.Достоевский

Учитель. - Сегодня мы проведем необычный урок по философскому роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Мы проведем суд над главным героем Родионом Романовичем Раскольниковым. Вы будете анализировать героя, искать истину, выдвигать разные точки зрения, спорить.

Перед нами две команды: команда обвинителей героя и команда адвокатов. Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Наша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).

Составление бэклога урока.

Цель урока: Сегодня мы проводим суд над главным героем романа Раскольниковым и основополагающим вопросом урока, конечно же, будет являться вопрос: «Кто есть Раскольников: убийца, разрешивший сам себе - по своей теории - встать над всеми и решивший единолично судить правых и виноватых? Или жертва обстоятельств, попытавшаяся таким страшным образом бороться с миром зла и насилия?»

Работа над задачей 1 бэклога. Выяснить, виновен ли Раскольников в совершенном преступлении. Понять значение слов «преступление», «наказание»

Словарная работа:

Преступление

Наказание

Что такое преступление?
Обратите внимание на состав слова.
Через что переступает преступник?

Что такое наказание?
Наказание - 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

Какие бывают преступления?
Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?

Какие бывают виды наказаний?
Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?

А война? А терроризм - это преступление?

Всегда ли преступление должно быть наказано?
А что последует после наказания?

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНИКА

Преступление - это падение. После должно прийти осознание сделанного. У преступника два пути: вверх - раскаяние, и жизнь после прощения; вниз - продолжать преступления.

Основной этап урока

Итак, мы знаем, что главный герой романа совершил преступление. В начале мы заслушаем самого обвиняемого, чтобы понять причины, подтолкнувшие его к преступлению.

Учитель. Расскажите суду весь процесс убийства и грабежа.

Раскольников. Накануне убийства изнутри пальто пришил тесьму в виде петли; петля назначалась для топора. Я же не мог по улице нести топор в руках! Приготовил заклад. Впрочем, это был вовсе не заклад, а просто деревянная дощечка величиной с серебряную папиросницу, связал накрепко, аккуратно завернул в чистую и белую бумагу. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи. В 7 часов вечера я отправился к дому Алены Ивановны. К половине 8-го я был уже у ворот.

По дороге меня никто не заметил, навстречу никто не попался. Три раза я позвонил в колокольчик (это звон постоянно преследует меня - до сих пор в ушах стоит), после третьего раза Алена Ивановна открыла дверь. Я вошел в квартиру. Хозяйка была одна. Она смотрела на меня злобно и недоверчиво. Я сунул ей заклад. Старуха оборотилась к окну, старалась развязать шнурок, тем временем я высвободил топор и ударил ее по голове, старуха упала.

Ключом, который я снял с шеи Алены Ивановны, я открыл комод увидел там драгоценные вещи, стал набивать им карманы.

Я схватил топор, выбежал из спальни и увидел, что среди комнаты стоит Лизавета. Она была вся белая как полотно и не в силах была крикнуть, она дрожала от страха. Я убил и ее.

Мне было страшно, я кинулся в прихожую. На кухне я увидел ведро с водою. Прямо в ведре я отмывал топор и руки. Ужас и отвращение росли во мне с каждой минутой.

Учитель.Опишите подробно все вещи, похищенные вами, а также назовите сумму украденных вами денег.

Раскольников. Кошелек, золотые часы, браслеты, серьги, булавки… Не помню точно… Я не знаю, сколько денег лежало в кошельке… Я не заглядывал в него…

Судебные прения

Работа над задачей 2 бэклога. Понять обстоятельства, при которых было совершено преступление.Ответить на вопрос, было ли преступление спланировано или оказалось случайным.

Учитель. Мы услышали из уст преступника, как совершалось преступление. Теперь нам нужно понять, преступление Раскольникова было заранее четко спланировано или отчасти оказалось случайным и непреднамеренным. Мы выслушаем доводы обвинения и защиты.

1. Путь Раскольникова к преступлению

Преступление Раскольникова было заранее четко спланировано или отчасти оказалось случайным и непреднамеренным

Обвинение

Поступок Раскольникова - четко спланированное, жестокое преступление

Защита

Раскольников хотя и планировал совершить преступление, но совершено в большей степени из-за рокового стечения обстоятельств.

Идет делать «пробу»

Испытывает тяжелые чувства.
(Выйдя от старухи, испытывает тяжелые чувства. Омерзения, презрения к себе, отвращения к себе. Неужели это я? Не хочет быть один, идет в пивную, к людям)

Четко знает дорогу к дому своей жертвы
(730 шагов)

Страшный сон
(Накануне преступления видит страшный сон. Значение сна символично. Натура Раскольникова милосердна, он не желает становиться Миколкой, забившим клячу до смерти. Решает, что убийства не будет.)

Готовит орудие преступления и собственную одежду
(Чтобы не привлекать внимание окружающих планирует надеть фуражку вместо шляпы)

Случайный разговор мещанина с Лизаветой. (Решение о преступлении принимает, услышав случайный разговор мещанина с Лизаветой. В семь часов вечера она уйдет из дома, значит старуха останется одна. Более удобного случая ему не представится)

Заранее готовит «заклад»

Забывает о важных вещах
(Выйдя из дома, забывает сменить шляпу. Не может взять топор. Забывает закрыть дверь.)

Хладнокровное двойное убийство и грабёж

Лизавета убита случайно
(Лизавету убивать не планировал. Во время преступления испытывает сильное волнение, впадает в состояние, близкое к панике.)

Покидает место преступления

Покидает место преступления
(Уйти из квартиры незамеченным удается по чистой случайности.)

Работа над задачами 3 и 4 бэклога. Понять мотивы преступления. Назвать мотивы, оправдывающие преступление и отягчающие его. Выяснить истоки теории Раскольникова, понять ее суть. Выяснить человечность или антигуманность теории.

2. Мотивы преступления

Могут ли оправдать Раскольникова мотивы, которые привели его к преступлению или наоборот будут являться отягчающими преступление?

Обвинение

Защита

1. Социальные мотивы

1. Социальные мотивы

Раскольников из-за гордыни отказывается от заработка
(Приятель Раскольникова Разумихин тоже беден, однако занимается переводами статей, строит планы на будущее, имеет мечту - открыть своё издательство, ради достижения которой готов много и упорно работать. Этот молодой мужчина очень хочет выбраться из бедности, но только честным трудом.
Разумихин искал подработки и не пугался тяжёлого труда.
Разумихин делится с Раскольниковым работой - предлагает сделать переводы статей. Но Раскольников из-за гордыни отказывается от помощи.)

Крайняя бедность
(каморка, похожая на гроб, несколько дней не ел, одежда износилась и превратилась в лохмотья, бросил учебу в университете, т.к. нечем было заплатить)
Невозможность зарабатывать себе на жизнь
(ранее Раскольников давал уроки, занимался с детьми за сущие копейки, но теперь одежда его настолько поизносилась, что он уже не мог быть учителем и вынужден бросить занятия.)

Письмо матери.
(Дунечка решается выйти замуж за Лужина ради материальной помощи семье. Раскольников решает: «Не бывать этому браку, ибо этот брак - жертва во спасение матери и любимого брата Роди. Так ведь эта жертва пострашнее Сонечкиной, потому что та принесена ради малолетних детей»)

2. Философские мотивы

2. Философские мотивы

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова

Если кто-нибудь другой, тоже исповедующий эту теорию решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова или сестру его, как отнесется к этому Родион Романович?
(Если бы на месте Лизаветы оказались сестра, мать подсудимого, убил бы он их? Наверное, нет. Следовательно, в теории нужны исключения для родственников Раскольникова. А для детей?)

«Спасение 100 жизней ценой одной жизни вредной процентщицы». Ради благих целей можно убить никчемную и вредную старуху-процентщицу.
(Раскольников этим убийством хотел защитить тех, кого обирала Алена Ивановна, забирала у них последнее и наживалась на этом. Не любили они меня. Люди считали Алену Ивановну злой, капризной, жадной. Она была строга с ними: стоит только одним днём просрочить заклад, считай вещь пропала. За заложенную вещь давала немного, считай в четверо меньше, чем стоит, а процентов по пяти и даже по семи брала в месяц.)
Желание помочь людям
На награбленное хотел закончить университет, рассчитаться с долгами, помочь матери и сестре, устроить свою жизнь и до конца своих дней помогать бедным, этим искупив свою вину за преступление. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную.
Но краденым я не успел воспользоваться.
Всё спрятал под камень на Вознесенском проспекте. Я не воспользовался всем этим. Деньги и украшения не были целью моего преступления.

Раскольников делит людей на два разряда: низкий и высший.
(По теории первый разряд ;- это люди обыкновенные, консервативные, они сохраняют мир и приумножают его численно, соблюдают законы и никогда их не переступают. Их большинство.
Второй разряд: высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди - "право имеющие" - создающие законы - "господа будущего" - их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью (имеют право разрешить себе "кровь по совести") и не считать себя преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства)
Такая теория античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам достижения.

Желание проверить теорию. Понять, к какой категории относится сам герой.
Боль за униженных, бедных, великая любовь к людям.
(Герой видит, что люди не могут найти выхода из социального тупика, они обречены на нищету, унижения, пьянство, гибель, вынуждены продавать себя. И это потрясает восприимчивого юношу. Его волнует вопрос, почему одни - умные, добрые, благородные - влачат жалкое существование, а другие - ничтожные, подлые, алчные - живут в роскоши. Раскольников не смог смириться с тем, что человеческий мир так бесчеловечно устроен, что богатые безнаказанно господствуют над слабыми и угнетенными, и захотел изменить этот порядок).

Работа над задачей 5 бэклога. Рассмотреть систему персонажей романа. Рассмотреть образы «двойников» героя.

3. Свидетели обвинения и защиты

Раскольников - злодей по своей натуре или добрый, умеющий сострадать, милосердный человек?

Обвинение.
«Двойники» Раскольникова

Защита.
Помощь людям

Лужин

Лужин считает себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Теория «целого кафтана»
(Главное его стремление - сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим)
Лужин переступает через любые преграды, совершает подлог и клевещет на невинного. (Клевещет на Соню Мармеладову, желая отомстить Раскольникову)

Ставя себя выше других людей, Раскольников в этом сближается с Лужиным, хотя оба они не понимают сходства.

Есть существенное отличие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова - разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин - никогда. Не зря Достоевский не позволяет этому герою - единственному! - совершить ни одного положительного поступка.

Свидригайлов

Живет по принципу "все позволено".
Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов.
(Ходят слухи, что отравил свою жену, обманом заманил Дунечку и шантажирует ее)
Раскольников, разрешая себе "кровь по совести" тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей - "тварей дрожащих".

Свидригайлов помогает семье Мармеладова.
(дает деньги на обеспечение детей и для Сонечки, чтобы избавить ее от постыдного существования),
Пытается помочь Раскольникову, предлагая деньги, чтобы сбежать от наказания в Америку

Катерина Ивановна Мармеладова

Считает, что ради спасения других можно принести жертву
(Заставляет Соню пойти на панель, чтобы прокормить голодных детей)

Поступок Катерины Ивановны можно также оправдать
крайней нуждой, нищенским существованием.

Спасение детей из пожара
(Еще до преступления, в предыдущем году, Родион Раскольников совершает настоящий подвиг: он спасает двух маленьких детей из пожара. При этом сам он получает ожоги ("хворает"): "Сама бывшая хозяйка его, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарницына, засвидетельствовала тоже, что, когда они еще жили в другом доме, у Пяти углов, Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен)

Помощь пьяной девушке на улице
(Еще до преступления Раскольников видит на одной из улиц Петербурга пьяную девушку, которую, судя по всему, кто-то обманул и совратил, а затем отправил на улицу. Он также замечает, что какой-то неприятный господин хочет перехватить девушку для своих низких целей. Раскольников просит городового (полицейского) отправить девушку домой и дает ему 20 копеек на извозчика. Раскольников сам беден, у него каждая копейка на счету, но он не может пройти мимо несчастной девушки)

Помощь Мармеладовым с похоронами
(Уже после своего преступления Раскольников совершает благородный поступок: он отдает свои последние деньги, 25 рублей, которые ему прислала мать, на похороны Мармеладова. Молодой человек делает это, потому что у нищих Мармеладовых совсем нет средств, чтобы похоронить отца семейства)

Работа над задачей 6 бэклога. Определить, раскаялся ли герой в содеянном. Определить истоки раскаяния героя.

4. Признание. Раскаяние

Раскольников сам пришел в полицейский участок, но раскаялся ли он?

Обвинение

Защита

Раскольников находился в тяжелом психологическом состоянии
(лишь потому, что боялся разоблачения.)

Раскольников не смог воспользоваться награбленным. Находился в тяжелом психологическом состоянии, испытывая муки совести, думал о самоубийстве. Был близок к сумасшествию.

Раскольников не смог произнести слова «Я убил» перед всем народом
(это доказывает, что настоящее признание вины и раскаяние еще не пришло к нему).

Поклонился на площади перед народом, поцеловал землю
(тем самым признал свою вину перед всем народом, перед землей, которую осквернил)

В полицейский участок пришел лишь потому, что боялся Свидригайлова. (Свидригайлов, подслушав разговор Сонечки с Раскольниковым, мог донести на него в полицию. Узнав о самоубийстве Свидригайлова, герой уходит из участка и возвращается туда лишь только потому, что встретил укоризненный взгляд Сонечки)

Чистосердечное признание в полицейском участке
(Это я убил тогда старуху-чиновницу и её сестру Лизавету и ограбил)

О спасении Николая Раскольников не думал, думал только о себе, как избавиться от мук совести.

Избавляет неповинного красильщика Николая от наказания.
(Николай, желая пострадать за все человечество, признается в убийстве, которого не совершал)

Раскольников жалеет лишь о том, что оказался «обыкновенным человеком», «дрожащей тварью», не способной на великие поступки.
Антигуманность своей теории не признает.

Раскольников раскаялся в содеянном.

Находясь на каторге, Раскольников казнит себя за слабодушие, за явку с повинной.

На каторге герой понял, что спасти его душу сможет только любовь

Работа над задачей 7 бэклога. Дать оценку личности главного героя, выяснить справедливость наказания. Вынести «приговор» герою.

Заключительная речь обвинителя

Вы согласитесь со мной в том, что созревание преступной идеи - уже преступление. Одно преступление влечет еще ряд других: он убил ни в чем не повинную Лизавету, которая была беременна. Таким образом, Раскольников совершает 3-е убийство: Алены Ивановны, Лизаветы и ее не родившегося младенца. Раскольников чуть не загубил маляра Миколку, которого задержали по подозрению. Психологической жертвой стала мать преступника Пульхерия Александровна, так и не оправившаяся от удара.

Согласно его теории, он должен защищать их, униженных и оскорбленных, но его мало интересует счастье других, его лишь волнует вопрос: кто он: «тварь дрожащая или власть имеющий»? Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что «среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Но он выбирает не труд, не какой другой путь выхода из создавшегося положения. Он находит более легкий путь для достижения цели, а также проверяет и свою теорию. Он выбирает УБИЙСТВО - это результат его свободного выбора, убийство Алены Ивановны. За этим убийством последовало еще несколько смертей. Не чувство раскаяния привело Раскольникова к признанию, но ощущение собственной слабости.

Прошу суд вынести суровую меру наказания!

Заключительная речь защитника

Да, Раскольников виновен. Но только ли он виновен в совершённом преступлении? Оглянитесь, откройте глаза, посмотрите, в каких условиях живёт человек! Что он видит вокруг? Раскольников - это продукт эпохи. Рассмотрим пространство города, в котором ежедневно разыгрывается человеческая трагедия. На улицах Петербурга гибнет Мармеладов. Катерина Ивановна сходит с ума. Прибегает к самоубийству женщина на мосту. В каких условиях живёт подсудимый! В шкафу, в гробу! Он совершил преступление, так как хотел поправить свое материальное положение и помочь людям. Совершив преступление, он глубоко страдает, мучается, отделяет себя от людей. Эти муки - свидетельство того что в нем не погиб человек, жива совесть. Раскольников способен не только говорить о добре, но и делать добро.

Раскольников видит несправедливость мира, где сильному все позволено. Значит на войне ради идеи убивать можно? И он решил посметь. Идея Раскольникова родилась не на голом месте, источником ее стала сама жизнь. Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора подзащитному

Учитель. Какое наказание достается Раскольникову от автора романа Федора Михайловича Достоевского?

Какой вердикт сегодня вынесем мы? Как ответим на главный вопрос урока:

«Кто есть Раскольников: убийца, разрешивший сам себе - по своей теории - встать над всеми и решивший единолично судить правых и виноватых? Или жертва обстоятельств, попытавшаяся таким страшным образом бороться с миром зла и насилия?»

Порошу присяжных сдать протоколы для подсчета голосов и принятия решения.

Наша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).

Вопросный лист по обвинению Раскольникова Р.Р.

Ваша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).

Вопросы

1. Преступление Раскольникова было заранее четко спланировано

  • Да, это четко спланированное преступление. «За»_________________

Преступление оказалось случайным и непреднамеренным

  • Преступление оказалось случайным. «За»____________________

2. Мотивы, которые привели его к преступлению

  • являются отягчающими. «За»__________________
  • могут оправдать героя. «За»___________________

3. Раскольников -

  • злодей по своей натуре «За»__________________
  • добрый, умеющий сострадать, милосердный человек. «За»__________________

4. Раскольников сам пришел в полицейский участок, но раскаялся ли он?

  • Раскольников не раскаялся. «За»___________________
  • Раскольников искренне раскаялся. «За»_____________

5. Заслуживает ли подсудимый снисхождения?

  • Заслуживает. «За»___________________
  • Нет, не заслуживает. «За»_____________

6. Заслуживает ли подсудимой высшей меры?

  • Заслуживает. «За»___________________
  • Нет, не заслуживает. «За»_____________

7. Может, героя следует оправдать?

  • Оправдать. «За»___________________
  • Нет, не следует. «За»_______________

8. Справедливо ли наказал героя автор?

  • Справедливо. «За»___________________
  • Нет, несправедливо. «За»___________________

Вывод

Итак, Достоевский, как писатель - гуманист, выносит суровый приговор своему герою: Раскольников виновен в совершённом преступлении. Его теория античеловечна, она проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; теория преступна по средствам достижения.

Работа над задачей 8 бэклога. Понять актуальность романа в наше время. Рассмотреть реальное отражение теории в истории.

Проблемный вопрос.

Учитель: Нашла ли теория Раскольникова реальное отражение в истории человечества в ХIХ, ХХ, ХХI веках? Какие последствия для жизни на земле имело это воплощение? Какую угрозу для человечества представляет оно в наше время?

- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые так же, как и идеи Раскольникова, приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

- Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.»

- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли по всей России сталинские лагеря. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Националисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженной агрессии против всех других.

Рефлексия

  • Получил(а) ли я удовлетворение после дискуссии (да/нет)
  • Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль (да/нет)
  • Смог(ла) ли я воспользоваться приемами доказательности (да/нет)
  • Смог(ла) ли я понять точку зрения другого (да/нет)
  • Интересен ли мне живой обмен мнениями (да/нет)
  • Мне интересна культура проведения дискуссии (да/нет)
  • Какие я приобрел(ла) новые знания? ____________________

Анализ работы на уроке. Выставление оценок.

Протокол № 1 (оценки деятельности учеников)

Параметры

Активность

Значение и интерпретация художественного теста

Ф.И. ученика

П-И состав

Ценностно-ориентировочная

Наличие фактических ошибок

Выражение собственной позиции

Связь с современностью

1.

2.

Протокол № 2 (оценки деятельности учеников)

Параметры

Коммуникативные (диалоговые) навыки и умения

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Ф.И. ученика

Логичность

Аргументированность

Умение слушать

Умение опровергать

1.

2.