Скрам в образовании
Описание технологии
Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученикам не только приобрести новые навыки, но и развить личную ответственность. Используя данную технологию, мы реализуем запрос государства: развиваем проектную деятельность школьников на уроках. Под продуктом деятельности учащихся понимаются те знания, умения и навыки, которые ученик получает после изучения темы. Работа над одной темой организуется в форме спринта. Обычно это 3-4 урока.
Действующие лица
1. Владелец продукта (учитель)
Обязанности:
- составляет маршрутный лист на основе программы по предмету
- консультирует учеников в случае необходимости
- продумывает варианты контроля и рефлексии
2. Скрам-мастер (ученик)
Обязанности:
- поддерживает благоприятную среду в команде
- планирует проведение спринта
- перемещает стикеры на доске задач
3. Команда (состоит из 4-5 человек).
Обязанности:
- выполнять задачи под руководством скрам-мастера
- слышать и уважать мнение друг друга
- добиться цели
Инструменты
1. Маршрутный лист. В нем обозначены следующие пункты:
- название темы
- знания, умения и навыки, которые получит ученик после завершения спринта
- даты и формы предстоящего контроля
- перечень источников теории и заданий по практике
- временные рамки
Маршрутный лист выдается каждому ученику. Он дает четкое понимание того, ЧТО ждет от них учитель. Это очень важно. Так как один из самых распространенных страхов у детей перед уроком - страх неизвестности. Так мы создаем на уроках более комфортную обстановку.
2. Доска задач.
Доска содержит три или более столбца:
- Нужно сделать. В этом столбце каждая команда прикрепляет стикеры с задачами. Одна задача - один стикер.
- В работе. Сюда приклеиваются стикеры с теми задачами, над которыми команда работает в данный момент.
- В этот столбик перемещаются выполненные задачи.
3. Лист самоконтроля.
Цели урока. Повышение уровня мотивации учащихся с учетом особенностей изученного материала.
- Образовательные. Практическое применение полученных знаний и решение творческих задач по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Развивающие. Формирование внимания, воображения, мышления, памяти и речи в процессе творческого общения.
- Воспитательные. Стандартизация умения работать в коллективе, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой работы.
Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.
Форма урока. Урок-суд в форме деловой игры.
Методы: репродуктивный, проблемно-обобщающий, частично-поисковый.
Виды контроля: индивидуальный, устный.
Действующие лица деловой игры:
- Раскольников
- Адвокат
- Команда защитников
- Обвинитель
- Команда обвинителей
- Присяжные
Ход урока
Эпиграф урока.
«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем империалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму».
Ч.Айтматов.«Счастье нельзя купить злодейством»
Ф.М.Достоевский
Учитель. - Сегодня мы проведем необычный урок по философскому роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Мы проведем суд над главным героем Родионом Романовичем Раскольниковым. Вы будете анализировать героя, искать истину, выдвигать разные точки зрения, спорить.
Перед нами две команды: команда обвинителей героя и команда адвокатов. Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Наша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).
Составление бэклога урока.
Цель урока: Сегодня мы проводим суд над главным героем романа Раскольниковым и основополагающим вопросом урока, конечно же, будет являться вопрос: «Кто есть Раскольников: убийца, разрешивший сам себе - по своей теории - встать над всеми и решивший единолично судить правых и виноватых? Или жертва обстоятельств, попытавшаяся таким страшным образом бороться с миром зла и насилия?»
Работа над задачей 1 бэклога. Выяснить, виновен ли Раскольников в совершенном преступлении. Понять значение слов «преступление», «наказание»
Словарная работа:
Преступление
|
Наказание |
Что такое преступление?
|
Что такое наказание?
|
Какие бывают преступления?
|
Какие бывают виды наказаний?
|
А война? А терроризм - это преступление? |
Всегда ли преступление должно быть наказано?
|
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНИКА
Преступление - это падение. После должно прийти осознание сделанного. У преступника два пути: вверх - раскаяние, и жизнь после прощения; вниз - продолжать преступления.
Основной этап урока
Итак, мы знаем, что главный герой романа совершил преступление. В начале мы заслушаем самого обвиняемого, чтобы понять причины, подтолкнувшие его к преступлению.
Учитель. Расскажите суду весь процесс убийства и грабежа.
Раскольников. Накануне убийства изнутри пальто пришил тесьму в виде петли; петля назначалась для топора. Я же не мог по улице нести топор в руках! Приготовил заклад. Впрочем, это был вовсе не заклад, а просто деревянная дощечка величиной с серебряную папиросницу, связал накрепко, аккуратно завернул в чистую и белую бумагу. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи. В 7 часов вечера я отправился к дому Алены Ивановны. К половине 8-го я был уже у ворот.
По дороге меня никто не заметил, навстречу никто не попался. Три раза я позвонил в колокольчик (это звон постоянно преследует меня - до сих пор в ушах стоит), после третьего раза Алена Ивановна открыла дверь. Я вошел в квартиру. Хозяйка была одна. Она смотрела на меня злобно и недоверчиво. Я сунул ей заклад. Старуха оборотилась к окну, старалась развязать шнурок, тем временем я высвободил топор и ударил ее по голове, старуха упала.
Ключом, который я снял с шеи Алены Ивановны, я открыл комод увидел там драгоценные вещи, стал набивать им карманы.
Я схватил топор, выбежал из спальни и увидел, что среди комнаты стоит Лизавета. Она была вся белая как полотно и не в силах была крикнуть, она дрожала от страха. Я убил и ее.
Мне было страшно, я кинулся в прихожую. На кухне я увидел ведро с водою. Прямо в ведре я отмывал топор и руки. Ужас и отвращение росли во мне с каждой минутой.
Учитель.Опишите подробно все вещи, похищенные вами, а также назовите сумму украденных вами денег.
Раскольников. Кошелек, золотые часы, браслеты, серьги, булавки… Не помню точно… Я не знаю, сколько денег лежало в кошельке… Я не заглядывал в него…
Судебные прения
Работа над задачей 2 бэклога. Понять обстоятельства, при которых было совершено преступление.Ответить на вопрос, было ли преступление спланировано или оказалось случайным.
Учитель. Мы услышали из уст преступника, как совершалось преступление. Теперь нам нужно понять, преступление Раскольникова было заранее четко спланировано или отчасти оказалось случайным и непреднамеренным. Мы выслушаем доводы обвинения и защиты.
1. Путь Раскольникова к преступлению
Преступление Раскольникова было заранее четко спланировано или отчасти оказалось случайным и непреднамеренным
Обвинение
Поступок Раскольникова - четко спланированное, жестокое преступление |
Защита Раскольников хотя и планировал совершить преступление, но совершено в большей степени из-за рокового стечения обстоятельств. |
Идет делать «пробу» |
Испытывает тяжелые чувства.
|
Четко знает дорогу к дому своей жертвы
|
Страшный сон
|
Готовит орудие преступления и собственную одежду
|
Случайный разговор мещанина с Лизаветой. (Решение о преступлении принимает, услышав случайный разговор мещанина с Лизаветой. В семь часов вечера она уйдет из дома, значит старуха останется одна. Более удобного случая ему не представится) |
Заранее готовит «заклад» |
Забывает о важных вещах
|
Хладнокровное двойное убийство и грабёж |
Лизавета убита случайно
|
Покидает место преступления |
Покидает место преступления
|
Работа над задачами 3 и 4 бэклога. Понять мотивы преступления. Назвать мотивы, оправдывающие преступление и отягчающие его. Выяснить истоки теории Раскольникова, понять ее суть. Выяснить человечность или антигуманность теории.
2. Мотивы преступления
Могут ли оправдать Раскольникова мотивы, которые привели его к преступлению или наоборот будут являться отягчающими преступление?
Обвинение
|
Защита |
1. Социальные мотивы |
1. Социальные мотивы |
Раскольников из-за гордыни отказывается от заработка
|
Крайняя бедность
|
|
Письмо матери.
|
2. Философские мотивы |
2. Философские мотивы |
Теория Раскольникова |
Теория Раскольникова |
Если кто-нибудь другой, тоже исповедующий эту теорию решит, что ему для самопроверки необходимо убить мать Раскольникова или сестру его, как отнесется к этому Родион Романович?
|
«Спасение 100 жизней ценой одной жизни вредной процентщицы». Ради благих целей можно убить никчемную и вредную старуху-процентщицу.
|
Раскольников делит людей на два разряда: низкий и высший.
|
Желание проверить теорию. Понять, к какой категории относится сам герой.
|
Работа над задачей 5 бэклога. Рассмотреть систему персонажей романа. Рассмотреть образы «двойников» героя.
3. Свидетели обвинения и защиты
Раскольников - злодей по своей натуре или добрый, умеющий сострадать, милосердный человек?
Обвинение.
«Двойники» Раскольникова |
Защита.
|
Лужин
Лужин считает себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Теория «целого кафтана»
Ставя себя выше других людей, Раскольников в этом сближается с Лужиным, хотя оба они не понимают сходства. |
Есть существенное отличие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова - разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин - никогда. Не зря Достоевский не позволяет этому герою - единственному! - совершить ни одного положительного поступка. |
Свидригайлов
Живет по принципу "все позволено".
|
Свидригайлов помогает семье Мармеладова.
|
Катерина Ивановна Мармеладова
Считает, что ради спасения других можно принести жертву
|
Поступок Катерины Ивановны можно также оправдать…
|
|
Спасение детей из пожара
|
|
Помощь пьяной девушке на улице
|
|
Помощь Мармеладовым с похоронами
|
Работа над задачей 6 бэклога. Определить, раскаялся ли герой в содеянном. Определить истоки раскаяния героя.
4. Признание. Раскаяние
Раскольников сам пришел в полицейский участок, но раскаялся ли он?
Обвинение
|
Защита |
Раскольников находился в тяжелом психологическом состоянии
|
Раскольников не смог воспользоваться награбленным. Находился в тяжелом психологическом состоянии, испытывая муки совести, думал о самоубийстве. Был близок к сумасшествию. |
Раскольников не смог произнести слова «Я убил» перед всем народом
|
Поклонился на площади перед народом, поцеловал землю
|
В полицейский участок пришел лишь потому, что боялся Свидригайлова. (Свидригайлов, подслушав разговор Сонечки с Раскольниковым, мог донести на него в полицию. Узнав о самоубийстве Свидригайлова, герой уходит из участка и возвращается туда лишь только потому, что встретил укоризненный взгляд Сонечки) |
Чистосердечное признание в полицейском участке
|
О спасении Николая Раскольников не думал, думал только о себе, как избавиться от мук совести. |
Избавляет неповинного красильщика Николая от наказания.
|
Раскольников жалеет лишь о том, что оказался «обыкновенным человеком», «дрожащей тварью», не способной на великие поступки.
|
Раскольников раскаялся в содеянном. |
Находясь на каторге, Раскольников казнит себя за слабодушие, за явку с повинной. |
На каторге герой понял, что спасти его душу сможет только любовь |
Работа над задачей 7 бэклога. Дать оценку личности главного героя, выяснить справедливость наказания. Вынести «приговор» герою.
Заключительная речь обвинителя
Вы согласитесь со мной в том, что созревание преступной идеи - уже преступление. Одно преступление влечет еще ряд других: он убил ни в чем не повинную Лизавету, которая была беременна. Таким образом, Раскольников совершает 3-е убийство: Алены Ивановны, Лизаветы и ее не родившегося младенца. Раскольников чуть не загубил маляра Миколку, которого задержали по подозрению. Психологической жертвой стала мать преступника Пульхерия Александровна, так и не оправившаяся от удара.
Согласно его теории, он должен защищать их, униженных и оскорбленных, но его мало интересует счастье других, его лишь волнует вопрос: кто он: «тварь дрожащая или власть имеющий»? Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что «среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Но он выбирает не труд, не какой другой путь выхода из создавшегося положения. Он находит более легкий путь для достижения цели, а также проверяет и свою теорию. Он выбирает УБИЙСТВО - это результат его свободного выбора, убийство Алены Ивановны. За этим убийством последовало еще несколько смертей. Не чувство раскаяния привело Раскольникова к признанию, но ощущение собственной слабости.
Прошу суд вынести суровую меру наказания!
Заключительная речь защитника
Да, Раскольников виновен. Но только ли он виновен в совершённом преступлении? Оглянитесь, откройте глаза, посмотрите, в каких условиях живёт человек! Что он видит вокруг? Раскольников - это продукт эпохи. Рассмотрим пространство города, в котором ежедневно разыгрывается человеческая трагедия. На улицах Петербурга гибнет Мармеладов. Катерина Ивановна сходит с ума. Прибегает к самоубийству женщина на мосту. В каких условиях живёт подсудимый! В шкафу, в гробу! Он совершил преступление, так как хотел поправить свое материальное положение и помочь людям. Совершив преступление, он глубоко страдает, мучается, отделяет себя от людей. Эти муки - свидетельство того что в нем не погиб человек, жива совесть. Раскольников способен не только говорить о добре, но и делать добро.
Раскольников видит несправедливость мира, где сильному все позволено. Значит на войне ради идеи убивать можно? И он решил посметь. Идея Раскольникова родилась не на голом месте, источником ее стала сама жизнь. Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора подзащитному
Учитель. Какое наказание достается Раскольникову от автора романа Федора Михайловича Достоевского?
Какой вердикт сегодня вынесем мы? Как ответим на главный вопрос урока:
«Кто есть Раскольников: убийца, разрешивший сам себе - по своей теории - встать над всеми и решивший единолично судить правых и виноватых? Или жертва обстоятельств, попытавшаяся таким страшным образом бороться с миром зла и насилия?»
Порошу присяжных сдать протоколы для подсчета голосов и принятия решения.
Наша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).
Вопросный лист по обвинению Раскольникова Р.Р.
Ваша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).
Вопросы |
1. Преступление Раскольникова было заранее четко спланировано
Преступление оказалось случайным и непреднамеренным
|
2. Мотивы, которые привели его к преступлению
|
3. Раскольников -
|
4. Раскольников сам пришел в полицейский участок, но раскаялся ли он?
|
5. Заслуживает ли подсудимый снисхождения?
|
6. Заслуживает ли подсудимой высшей меры?
|
7. Может, героя следует оправдать?
|
8. Справедливо ли наказал героя автор?
|
Вывод
Итак, Достоевский, как писатель - гуманист, выносит суровый приговор своему герою: Раскольников виновен в совершённом преступлении. Его теория античеловечна, она проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; теория преступна по средствам достижения.
Работа над задачей 8 бэклога. Понять актуальность романа в наше время. Рассмотреть реальное отражение теории в истории.
Проблемный вопрос.
Учитель: Нашла ли теория Раскольникова реальное отражение в истории человечества в ХIХ, ХХ, ХХI веках? Какие последствия для жизни на земле имело это воплощение? Какую угрозу для человечества представляет оно в наше время?
- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые так же, как и идеи Раскольникова, приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.
- Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.»
- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью.
- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.
- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.
- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли по всей России сталинские лагеря. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.
- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.
- Националисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженной агрессии против всех других.
Рефлексия
- Получил(а) ли я удовлетворение после дискуссии (да/нет)
- Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль (да/нет)
- Смог(ла) ли я воспользоваться приемами доказательности (да/нет)
- Смог(ла) ли я понять точку зрения другого (да/нет)
- Интересен ли мне живой обмен мнениями (да/нет)
- Мне интересна культура проведения дискуссии (да/нет)
- Какие я приобрел(ла) новые знания? ____________________
Анализ работы на уроке. Выставление оценок.
Протокол № 1 (оценки деятельности учеников)
Параметры
|
Активность |
Значение и интерпретация художественного теста |
||
Ф.И. ученика |
П-И состав |
Ценностно-ориентировочная |
||
Наличие фактических ошибок |
Выражение собственной позиции |
Связь с современностью |
||
1. |
||||
2. |
Протокол № 2 (оценки деятельности учеников)
Параметры
|
Коммуникативные (диалоговые) навыки и умения |
|||
Деятельностно-коммуникативная составляющая |
||||
Ф.И. ученика |
Логичность |
Аргументированность |
Умение слушать |
Умение опровергать |
1. |
||||
2. |