Сказки дедушки Крылова

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: басня, Басни И.А.Крылова


Предмет: литература.

Класс: 5.

Тема: «Сказки дедушки Крылова»

Единица содержания: инсценировка как способ определения идейно - художественного своеобразия басни.

Цель занятия:

обучающий аспект:

  • знать понятия: «басня», «мораль, «аллегория» (познавательные универсальные учебные навыки);
  • уметь выявлять жанровые особенности басен (познавательные универсальные учебные навыки);
  • учиться определять басни по степени соответствия законам жанра (познавательные универсальные учебные навыки);

развивающий аспект:

  • развивать логическое мышление при определении жанровых особенностей басен (познавательные универсальные учебные навыки);
  • развивать монологическую речь при ответе на поставленные вопросы (коммуникативные универсальные учебные навыки);
  • развивать внимание при планировании, контроле и оценивании результатов собственной деятельности и деятельности товарищей (регулятивные универсальные учебные навыки);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать такие духовные ценности, как гуманизм, любовь к Родине (личностные универсальные учебные навыки);
  • воспитывать культуру общения и нравственные качества, которые отражают уважение к другому человеку, самому себе, к коллективу (коммуникативные и универсальные учебные навыки).

Тип занятия: комплексное применение знаний.

Этапы занятия:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • применение знаний и способов действий;
  • итог на рефлексивной основе.

Ход мероприятия

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - 9 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Методы: репродуктивный.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово учителя.
1) Здравствуйте, ребята! Сегодня в центре нашего внимания - басня!
Стоит мне произнести начало фразы: «Проказница мартышка», - как вы тут же продолжите: «Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет».
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт
И выйдет из него не дело, только мука».
«У сильного всегда бессильный виноват».
2) Учитель озвучивает цель данного мероприятия, знакомит с его ходом,
С рабочими листами листами.
2) Замечательно, видимо, и со 2 заданием вы справитесь так же легко: из 4 текстов выберите 1 басню, запишите номер правильного ответа на белом сигнальном листочке. Читаем вслух.
Приложение 1

Продолжают фразы из басен.

Знакомятся с ходом проведения мероприятия, рабочими листами.

Читают вслух по желанию и находят басню.
Показывают карточку учителю.

2. Применение знаний - 30 мин.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Методы: продуктивный.
Форма работы: индивидуальная, групповая.

1)Учитель организует работу обучающихся, которые учатся дистанционно.
Приложение 2

2) Слово учителя.
Ребята, а знаете ли вы, в каком городе родился
И.А. Крылов? В каком городе он провёл своё детство?
Давайте посмотрим видеофрагмент и узнаем о биографии великого баснописца новое и, возможно, что-то необычное. После просмотра видеоматериала вам предстоит ответить на несколько вопросов по содержанию ролика.
Приложение 3
https://www.youtube.com/watch?v=Nx2uRx3KtL4
Вопрос учителя: Что же нового вы узнали о детских годах И.А. Крылова? Запишите ответы на вопросы.
Приложение 4
3) Учитель организует групповую работу по инсценировке басен.
Ребята, сегодня мы с вами проведём интересную работу: вам предстоит быть актёрами, костюмерами, режиссёрами-постановщиками! И всё это будет, конечно же, связано с произведениями И.А. Крылова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать?
Верно! Сейчас вам предстоит подготовить и инсценировать басни поэта. Но сначала придётся побыть сыщиками: каждый получит листы с репликами, и сначала необходимо понять, в постановке какой именно басни вы участвуете и восстановить последовательность текста.
После этого вам даётся 10 минут на подготовку инсценировки басни.
Приложение 5

Дети, обучающиеся дистанционно, выполняют задания по рабочему листу. После выполнения заданий возвращаются к мероприятию в качестве зрителей.

Ребята, находящиеся на мероприятии очно, работают по плану конспекта.
Предполагают, что место рождения Крылова - Москва, Санкт-Петербург, возможно, ребята назовут какие-то другие города.
Смотрят видеофрагмент.

Записывают ответы на вопросы по материалу из просмотренного видеоролика. Проверяют правильность ответов по ключу.

Учащиеся делятся на группы в соответствии с полученными ими листами со словами из басен Крылова, восстанавливают последовательность текста, готовятся к инсценировке, затем представляют результаты работы.

4. Подведение итогов урока на рефлексивной основе - 5 мин.
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке.
Методы: продуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

5. Организация рефлексии.

Уважаемые наши зрители, скажите, понравилось ли вам представление басен вашими одноклассниками? Сумели ли они передать характер героев? Какой команде удалось интереснее представить свою басню?
Дорогие ребята, вам понравилось участвовать в постановке литературных произведений? Какой этап мероприятия вам больше запомнился, понравился? Напишите, пожалуйста, свои впечатления на разноцветных листочках и приклейте их на доску.

Ответы ребят, находящихся на дистанционном обучении, выступивших в роли зрителей.

На клейких разноцветных листочках делятся впечатлениями о проведённом мероприятии, клеят их на доску.