Сказовая форма повествования (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


На предыдущем уроке было предложено учащимся следующее задание:

Найти в тексте "Очарованного странника" диалоги и монологи главного героя, слова повествователя.

Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.

Цель:

  • Дать ученикам представление о сказовой форме повествования.
  • Выявить основные функции сказа в "Очарованном страннике".
  • Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

Ход урока

I. Слово учителя. Свою повесть"Очарованный странник" Лесков называл рассказом. Может быть, он прав, "Очарованный странник" - это рассказ о жизни, и если по большому счету - сказ о житии. Из всех разновидностей прозы - от короткого рассказа до эпопеи - сказ ближе всего к лирике, к поэзии. Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные легенды и предания. Повествование в нем ведется от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи.

Сказовая форма - двойной портрет: рассказчика и автора, искусное повествование, где исповедальное и игровое начала друг другу помогают , можно сказать, выручают друг друга.

Литературоведы -считают, что сказовая форма едва ли не самая трудная форма владения речью, язык народа надо знать досконально, изнутри, органично . Лесков утверждал: " Народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя ее, и живучи ею". Так, живучи ею, знал Лесков русскую речь. Знал ее не отдельно от народной жизни, а в кровной связи с нею, как могучее выражение ее. Очарованным странником прошел Николай Семенович Лесков по земле, хотя видел на своем веку столько бедственного, горького, страшного, даже ужасного.

II. Работа с текстом на материале домашнего задания (проверка домашнего задания):

(в ходе опроса и чтения отрывков из повести "Очарованный странник" ученики приходят к выводу, что у повествователя и героя "свои голоса". Предоставляя Ивану Флягину слово, автор имитирует разговорную устную речь персонажа. Это явление называется стилизацией. Этот вид работы позволяет учителю логично перейти к изложению теоретического материала, формируя у учащихся представление о том, что такое сказовая форма повествования.)

Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях по литературе).

Понятие сказ употребляется в двух смыслах:

  • жанр произведения;
  • форма повествования..

Сказ как жанр - это "форма художественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи" .

В этом случае функция сказа - жанрообразующая.

Сказовая форма повествования - один из нескольких стилистических пластов в произведении, жанр которого - образование более широкое, чем сказ (например, роман, повесть).

В произведении со сказовой формой повествования возникает, как правило, "двухголосое повествование, которое соотносит автора и рассказчика, стилизуется под устнопроизносимый, театрально-импровизированный монолог человека, предполагающего сочувственно настроенную аудиторию" .

Общими признаками литературного сказа (жанра) и повествовательной сказовой формы являются установка на воспроизведение устной речи (стилизаций), использование приемов разговорной речи, монологическое повествование.

Сказовую форму повествования читатель воспринимает как установку на чужую речь , тогда как в литературном сказе такого ощущения у читателя нет. Создается иллюзия, что рассказчик есть автор произведения. В тексте со сказовой формой повествования автор не отождествляется с рассказчиком, "повествователь предстает как объект авторского исследования".

В произведении со сказовой формой повествования создается "сказовая ситуация", есть указание на присутствие слушателя, который задает вопросы, делает замечания, вставляет реплики, то есть в произведении создается и образ слушателя. Это отличает такое произведение со сказовой формой от литературного сказа, где слушатель, как правило, фигура абстрактная, предполагаемая.

III. План анализа сказовой формы повествования в повести "Очарованный странник":

  1. Жанр "Очарованного странника"
  2. Композиционно-сюжетная структура.
  3. Речь повествователя.
  4. Речь сказителя.
  5. Функции сказа.

"Очарованный странник" - повесть со сказовой формой повествования. В этом произведении несколько стилистических пластов, но сказовая форма повествования является преобладающей. Вступление и заключение написаны от лица повествователя. Его речь отличается от речи рассказчика, как литературно оформленная от литературно неоформленной. Например:

- Вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.

- Отчего же это?

- Занятия мои мне это не позволяют.

- Вы иеромонах или иеродьякон?

- Нет, я еще просто в рясофоре.

- Все же ведь уже это значит, вы инок?

Н...Да-с; Вообще это так почитают.

Сказ в "Очарованном страннике" не выступает в качестве жанрообразующего фактора. Он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа героя-рассказчика.

- Какова , на ваш взгляд, композиция произведения ? Как сказовая форма повествования влияет на композицию произведения?

- Сказовая форма повествования определяет композицию и сюжет в произведении. Повесть построена просто: вступление - экспозиция, в которой читатель знакомится с местом действия ("мы плыли по Ладожскому озеру"), с героями; основная часть - рассказ Флягина о жизни; завершается повесть кратким заключением от имени повествователя. Но продиктована эта простота требованиями сказовой формы повествования. Во вступлении слушатели и читатели знакомятся с одним из попутчиков, который и станет рассказчиком. Экспозиция мотивирует рассказ героя о собственной жизни. Цель вступления и заключения - воссоздать реальную обстановку, в которой развернулся монолог героя. Благодаря вступлению и заключению, вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателем, без которой сказ немыслим.

Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором существуют свои отношения между рассказчиками и слушателями. Собственно рассказ героя имеет свой сюжет, который представляет собой ряд быстро сменяющих друг друга историй из жизни рассказчика.

Композиция и сюжет организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.

- Каким образом привлекает внимание Лесков к своему герою? Найдите портрет героя.. В чем его необычность, странность?

("Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Концевца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самих островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор".

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется "бывалого". Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою")

Вывод: Установка на необычность, оригинальность внешности героя-рассказчика поддержана особой "типологичностью" героя,. Иван Северьяныч Флягин зримо воплощает облик русского богатыря, каким он сложился в искусстве, в прямом авторском слове указана связь образа с фольклором (былины об Илье Муромце), живописью (картина Верещагина) и литературной стилизацией былин (поэма А.К. Толстого), и в то же время введено еще одно измерение, для сказа обязательное, - фактографичность (и повествователь, и рассказчик воспроизводят действительно бывшее). Такой расклад предопределяет многослойность художественного текста, особую "синтетичность" форм, в которых реализуется - на авторском уровне - глубинный смысл повествования в целом.

- Образ героя создается не только с помощью описания внешности, но и с помощью речевой характеристики героя. Какова речь героя, на что автор рассказа акцентирует внимание? Является ли в сказе речь главным средством создания образа?

Главным средством создания образа рассказчика является его речь. В ней отражается мирочувствование и миропонимание героя, его характер, социальное положение, культурное развитие и др. Для сказовой речи характерна устная разговорная интонация, что выражается в построении фраз, применении особенных изобразительно-выразительных средств, профессиональных терминов, просторечий и др. Например: "...и оно, это донесение по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места, Попик огорчился и даже перестал пить" .

Иллюзию устной речи автор создает за счет повторений, междометий, оборотов, заимствованных из разговорной речи. Сказовая речь создает иллюзию "театрально импровизированного монолога".

В речи Флягина немного сравнений, метафор, эпитетов, они не отличаются яркостью, чаще всего кратки, но при этом - точно соответствуют мировидению героя. В них проявляется артистизм героя, тонкость его натуры, способность воспринимать прекрасное, ведь художественные тропы характеризуют не только сам предмет, но и того, кто о нем говорит. Показателен в этом отношении рассказ Флягина о цыганке Груше; "И промежду всей этой публики цыганка ходит этакая... даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем <...> ресницы, ей-богу, вот этакие ресницы, длинные-предлинные, черные, и точно они сами по себе живые, и, как птицы какие шевелятся..." . Душа героя потрясена замечательным искусством Груши. Описывая ее, он проявляет себя как художник, человек эстетически чуткий. Обычные тропы употреблены героем необычайно метко: "Тени перед ним в видении, как тощие гуси, плыли" , "по небу звезды как лампады навешаны, а по низу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает" . Подобные примеры отражают бытовые впечатления Флягина, его жизненный опыт, владение народной лексикой.

В сочетании простоты и красоты - особый колорит речи героя-рассказчика. За простыми выражениями, за простыми словами - прекрасный мир Флягина, мир, каким видит его герой.

- При помощи чего и как раскрывается образ рассказчика в сказе?

Раскрывается образ рассказчика и через его отношение к другим персонажам, о которых он же и повествует. Всех действующих лиц читатель воспринимает через субъективное отношение к ним рассказчика, которое проявляется в тоне рассказа, в выборе художественных средств через прямую или косвенную характеристику. Например, рассказ о хозяине, у которого герой нянчит ребенка (полячке). Здесь нет развернутой характеристики, но субъективное мнение Флягина об этом персонаже выявляется в следующих словах: "Барин мой, отец его, из полячков был чиновник, и никогда, прохвостик. дома не сидел" .

Иногда рассказчик воспроизводит характерные особенности речи персонажей, имитирует их интонацию, но в целом в произведении господствует одна речевая стихия.

- Какова роль пейзажа в раскрытии мировосприятия И.Флягина?

Яркие черты мировосприятия Флягина несет пейзаж ( "...тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

Или еще того хуже было на солончаках над самым над Каспием: солнце рдеет, печет, и в солончаках блестит, и море блестит.... Там, где степь ковылистее, она все-таки радостней; там хоть по увалам кое-где изредка шалфей сизеет или мелкий ролынь и чабрец пестрит белизну, а тут все одно блыщание... Там где-нибудь огонь палом по траве пойдет, - суета поднимется: дрохвы летят, стрепеты, кулики степные, и охота на них затеется. Тудаков этих, или по-здешнему дрохвов, на конях заезжаем и длинными кнутами засекаем; а там, гляди, надо и самим с конями от огня бежать... Все от этого развлечение. А потом по старому палу опять клубника засядет; птица на нее разная налетит, все больше мелочь этакая, и пойдет в воздухе чириканье... А потом еще где-нибудь и кустик встретишь: таволожка, дикий персичек или чилизник... И когда на восходе солнца туман росою садится, будто прохладой пахнет, и идут от растения запахи...")

- Как через эту пейзажную картину передается эмоциональное состояние героя и его миропонимание?

Ответ учащихся:

Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведениях со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение.

В данном описании передается эмоциональное состояние героя: его глубокая тоска по родине, желание вернуться домой. Важно и то, что пейзаж также выявляет главную черту миропонимания героя - религиозность.

В приведенном отрывке обращает на себя внимание интонация, рассчитанная на сочувственное внимание слушателей, что тоже является особенностью сказового повествования.. Использование народных, близких к фольклорным, сравнений и метафор передает то, что можно назвать национальным чувством героя или иначе - передает его сопричастность жизни своего народа. Без любви к Родине нет настоящего человеческого характера. Тот, кто любит родную землю, видит красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный интерес ко всяким ее "проявлениям". Иван Северьянович именно такой человек, и эта любовь помогает ему словесно точно выразить свои чувства, настроение, стремления в пейзажном описании.

Слово учителя: Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. С помощью приема разграничения речи повествователя и рассказчика автор и создает эту видимость самостоятельности. Речь повествователя литературно правильная, и его образ лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествователя выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика. Речь Флягина, ориентированная на устный разговор, неповторима и, следовательно, образ рассказчика явно индивидуа-лизирован.

Рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.

Функции сказа заключаются:

  • В индивидуализации характера героя;
  • В его типизации.

Иван Северьяныч Флягин. - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. "Сказ в повести "Очарованней странник" является средством воплощения в образе национального сознания и самосознания, характера героя" .

(При изучении повести "Очарованный странник" можно организовать просмотр одноименного фильма, снятого по мотивам произведения Лескова в 1990 году (авторы сценария И. Поплавская и В. Соловьев, режиссер И. Пошгавская, композитор К. Волков). Главная удача фильма - А. Михайлов в роли Флягина.

Фильм учитывает специфику лесковской повести: динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже "сказочные".

Авторы фильма сумели передать еще одну особенность прозы Лескова: его обращение к сказовой форме повествования. Неуловимое обаяние лесковского слова сложно воссоздать на экране, но авторам фильма это удалось: за кадром звучит голос рассказчика.

Просмотром и обсуждением фильма можно завершить изучение повести "Очарованный странник".)