Цели: углубить понятие сказочного; ввести понятия “лирический герой” “мотивы в лирике”; понять, с какой целью взрослые авторы обращаются к сказке.
Материал урока: распечатки стихов, презентация, альбомные листы, цветные карандаши.
Ход урока
Урок №1. Повторяем материал по литературной сказке.
Этап 1. Деление на группы по жребию. Учитель предлагает игровые задания: выбрать себе сказочного покровителя, объяснить свой выбор (защита), придумать девиз можно в стихах. Дается не более 5 минут-три на обсуждение, две на зашиту. Приложение 2.
Этап 2.Следующее задание для группы: выбрать из домашних работ лучшую и представить ее. Домашнее задание было следующим : нарисовать карту страны Андерсена, Киплинга, Пушкина, Ершова и придумать им названия. Защита.
Таким образом, формулируется проблемная ситуация, которая готовит нас к исследованию, в основе которого лежит следующий вопрос, который формулируют сами учащиеся“ Почему взрослые авторы обращаются к такому “ детскому” жанру как сказка?
Учитель .Давайте посмотрим, что может получиться, если к сказкам обратятся поэты? Изменится ли наша точка зрения?
Учимся понимать тему.
Этап 3. Учитель Давайте прочитаем нашу тему “Сказочные мотивы в русской лирике” .Какие Вы могли бы задать проблемные вопросы? Что непонятного в этих словах? В общем, вспомнить, что такое лирика? Слайд 1.
Идет коллективное обсуждение, где ребята самостоятельно пытаются дать определение мотива, сказочной реальности. Формулируются вопросы и сравниваются с теми, что определил для себя учитель. Он подводит их к следующему “ Что может возникнуть на стыке таких понятий, как “сказка” и “лирика”?” Слайд 2, 3.
- Варианты учителя слайд 4
- Варианты детей
Вопросы учителя | Вопросы учащихся |
Что может обозначать слово мотивы? Можно ли говорить о сказочной реальности в стихах? Почему поэты обращаются к сказочным образам? |
Этап 4. “Блуждание” по тексту стихотворения И.Бунина “Сказка”. До того, как раздать материалы, что можно предположить, о чем будет это стихотворение?
Учитель А теперь попробуем поработать с текстами конкретных произведений. Вот, например, стихотворение И.Бунина “Сказка” - о чем оно будет?
Звучать предположения учащихся.
Учитель Хорошо, давайте попробуем проверить ваши гипотезы. Вы получаете это стихотворение в разрезанном виде, попробуйте его сложить и проверить свою версию
Учащиеся складывают разрезанные тексты и проверяют себя по презентации. Слайд 5.
Учитель Давайте попробуем поискать “странности” в этом тексте, необычные фразы, непонятные слова и вместе их попробуем объяснить.
(Если позволяет время, пусть сами учащиеся сделают это, но есть приготовленные “странности” учениками 7 класса, которые тоже работают по такой методике). Слайд 6.
Наша задача - выйти на изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают понять отношение лирического героя к происходящему. На этом этапе еще раз уточняем понятия “лирический герой” и “образ, лежащий в основе стихотворения”) Слайд 7.
Учитель Ребята, как бы сформулировали тему и идею стихотворения? Роль названия.
Учащиеся вместе обсуждают, записывают свою версию в протокол группы и потом вслух зачитывают свои идеи.
Домашнее задание, если урок на другой день - нарисовать иллюстрацию к стихотворению
Урок 2
Учитель Давайте посмотрим, как “работают” сказочные элементы в стихотворениях другого автора? (К.Бальмонт “У чудищ”, “Чары феи”, “Ветерок феи”, “Русалочка”, “Гномы”). Раздаются тексты. Приложение 1
Каждая группа получает по жребию свое стихотворение. Определяем тему, идею, находим “сказочное”, обсуждаем и пытаемся ответить, какую роль они играют. Слайд 8. Слайд 9.
Этап 5. Обсуждение и подведение итогов.
Учитель Что же общего получилось у нас при обсуждении стихов Бальмонта? Смогли ли мы с вами ответить на наши проблемные вопросы?
Идет совместное обсуждение и защита. Уточняются понятия сказочные мотивы, отвечают на вопрос, почему взрослые обращаются к теме сказок - это версии самих детей.
Общие выводы записываем в тетрадь по литературе (вполне допустимо это сделать в качестве домашнего задания). Слайд 10.
Домашнее задание.
Этап 6. Отрабатывается умение работать индивидуально.
Учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстами стихотворений В.Высоцкого “Лукоморья больше нет” и “Повесть о нечисти”, отвечая на следующие вопросы.
Чем похожи и чем непохожи эти стихотворения на разобранные ранее? С какой целью здесь автор обращается к сказке? (Необходимо выйти на юмор, на то, что уходят мечты, фантазии, а остается только реальность. Будет ли она прекрасной без чего-то таинственного, загадочного?).
Домашнее задание - выучить наизусть одно из понравившихся вам стихотворений.