Умение читать художественный текст не равно умению читать написанное. Язык каждого подлинного художественного текста обладает уникальной содержательностью, связанной с системой значений, сопутствующих лишь этому индивидуальному писательскому стилю. Вот почему иногда читателя- школьника почти любого уровня интеллектуального развития можно уподобить иностранцу, очень хорошо знающему чужой разговорный язык и схватывающему значения лишь самых обычных, привычных уху слов, а потому воспринимающему художественный текст крайне поверхностно и дискретно (с пропусками неизвестного или неясного).
Эта проблема особенно актуальна при изучении произведений Николая Васильевича Гоголя. Язык великого писателя самобытен и потому обладает собственной информативностью. К сожалению, часто школьник заведомо не понимает значений историзмов, диалектизмов, заимствований из украинского языка. Кроме того, в художественном тексте слово живет своей особой жизнью, его смысл зачастую не равен словарному эквиваленту, поскольку во многом зависит от специфического контекста. Игнорирование этих фактов обусловливает неполноту восприятия художественного текста Гоголя.
Необходима кропотливая словарная работа, обращение школьника к различным словарям при анализе повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Начальная стадия освоения гоголевского текста немыслима без такой работы. В процессе активного освоения словаря Гоголя школьники знакомятся с реалиями запечатленной в произведении действительности, бытовым «антуражем» - и все это естественно, спонтанно, играючи. Особое, игровое освоение словаря повести как обязательный элемент работы с текстом не только обеспечивает понимание читаемого, но имеет целый ряд важнейших последствий. Семантический анализ лексики приучает к внимательному, заинтересованному, подлинно «филологическому» отношению к слову вообще и к художественному в частности, пробуждает интерес к тайнам языка. Так рождается творческое и любовное отношение к родному языку, как выясняется, действительно богатому и совершенному.
Работа со словарем писателя рассчитана на пробуждение языковой интуиции, она развивает ассоциативное мышление, способствует эстетическому, образному восприятию слова. Формируется умение, определяя неизвестное, оперировать уже известным, появляется вкус к собственным гипотезам и поиску аргументации к ним, т. е. возникают элементарные навыки интеллектуального труда - и все это спонтанно, без натужного умствования и скучного зазубривания.
Но и это еще не все: обогащающая лексикон словарная работа одновременно приобщает к тем реалиям, которые запечатлены в словарной фактуре художественного текста, и уже на этом, предварительном, этапе происходит естественное ознакомление с историческими, этнографическими, социальными, бытовыми и прочими деталями изображаемой эпохи. Все это вместе взятое исключает изучение художественного произведения «мимо текста». Постоянное деятельное внимание к словесному «Зазеркалью» в итоге обеспечивает такую степень свободы ориентации в содержании изучаемого, которая и становится реальной предпосылкой его глубокого анализа в самостоятельном интеллектуальном поиске.
Словарная работа по тексту повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
1. Ответьте на вопросы:
Нечистый дух - чему синонимично это выражение?
Дурень ~ чем отличается от выражений "дурак" или "дурачина"? Где встречалось последнее?
Вечерять - какое отношение к вечеру имеет это слово?
Прибыльно - как образовано наречие? Что означает?
Выкрутасы - от какого глагола произошло? Что означает?
Хоть бы и с гетьматшею - если гетман - начальник казачьего войска, то кем ему приходиться гетманша - матерью, дочерью или женой?
Ирод - здесь это имя собственное или нарицательно? Откуда оно пришло?
Клад - от какого всем известного глагола произошло это слово и что обозначает?
Плетень - найдите слова - родственники и определите, что это означает и как выглядит;
Помои - от какого глагола образовано и что означает?
Бестия - найдите знакомый вам корень: что он обозначает? А что значит все слово?
Иноходец - как определить тип лошади по смыслу составляющих это слово понятий?
2. Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие быт украинца, и составьте их классификацию.
а) Одежда украинца:
- свитка - верхняя одежда без рукавов;
- жупан - теплая верхняя одежда.
б) Пища украинца:
- цибуля - лук;
- галушки - кушанье в виде вареных кусков теста, замешанных на молоке или свином сале;
- кавуны - арбузы;
- кухоль сировцу - глиняный кувшин с кислым квасом;
в) Окружающий его мир:
- баштан - огород в поле, в степи (не при доме), где разводят арбузы и дыни;
- курень - временный приют в поле, в лесу, а у запорожцев - хата;
- левада - огороженный луг или пастбище;
- гумно - место, где молотили зерно;
- хутор - дом со скотным двором, огородом, садом;
- дерн - верхний травяной слой земли.
г) Предметы обихода:
- люлька - трубка для курения табака;
- рожок - емкость для хранения табака;
- хустка - кусок холста;
- сопилка - духовой народный музыкальный инструмент;
- кухва - чан, кадка, бочка
д) Занятия запорожцев:
- волостной писарь - писарь в крае (в волости);
- чумаковать - заниматься извозом;
- казачок - народный украинский танец;
- гетман - начальник казацкого войска.
3. Расскажите, используя «словарь Гоголя», каков быт украинцев:
- во что одевались?
- что ели?
- в каких помещениях жили?
- чем занимались?
4. Узнай слово по его толкованию:
Толкование |
Ответы |
Должностное лицо для переписки и составления канцелярских бумаг |
Писарь |
На Руси в XIV – XVII веках: должностное лицо в государственных учреждениях |
Дьяк |
Командир сотни |
Сотник |
Начальник уездного города (до середины XIX века) |
Городничий |
Судья по делам размежевания земельных владений |
Подкоморий |
Содержатель шинка (пивной) |
Шинкарь |
Крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери |
Кум |
Повар |
Кухмистр |
Жена попа |
Попадья |
Чиновник, исполняющий полицейские функции |
Комиссар |
Висельник |
Шибеник |
Выборная должность, глава села на Украина XVIII - начале XX века |
Голова |
Казак из Запорожской Сечи, особого казачьего войска, существовавшего до 1775 года, главный стан которого находился за Днепровскими порогами (в Запорожье) |
Запорожец |
Лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства |
Знахарь |
Верховой, сидевший верхом на одной из передних лошадей при запряжке цугом, т.е. |
Форейтор |
Начальник казацкого войска и верховный правитель |
Гетьман |
Упрямец |
Кобеняк |
Парикмахер |
Цирюльник |
Тот, кто гонит деготь |
Дегтярь |
Модно одевающийся человек, щеголь |
Франт |
Конные полки в дореволюционной армии |
Уланы |
Стадо скота, перегоняемое для каких-нибудь хозяйственных целей |
Гурт |
Двое (супруги) |
Чета |
5. Вставь необходимые в тексте слова в нужной форме:
- Микита, ездивший через каждые две недели в Полтаву на торги и отпускавший такие шутки, что все _______________ брались за животы со смеху.
- По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и _________________ перед небольшим, в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.
- И бодро взвалил себе на плечи мешки, которых не понесли бы два _________________ человека.
- Кузнец иногда умел ввернуть модное слово; в том он __________________ в бытность ещё в Полтаве, когда размалевывал сотнику дощатый забор.
- Нам никто не помешает: ______________ нет дома.
- Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собой небольшого росту женщину, несколько даже ________________ , напудренную, с голубыми глазами…
- Вместе хлеб-соль ели и __________________ пили.
- Переступив через порог и увидев кузнеца, Оксана __________________ с изумлением и радостью в него очи.
Для справок:понатореть, жинка, миряне, вперить, магарыч, жеманиться, дюжие, дородная.
6. Выпиши из ряда предложенных слов те, которые являются наименованиями людей (1 вариант), названиями одежды (2 вариант):
- смушки, плахта, сотник, кадь, бакан, кум, кибитка, шибеник, гречаник, форейтор, немец, ланиты, бас, хата, городничий.
- запаска, кунтуш, плошки, жинка, грудочка, монисто, черевички, околышек, кутья, капот, таратайка, гарус, капелюхи, вохра, каганец.
7. Распредели данные слова по частям речи:
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
|
|
|
Светлейший, ковзаться, нагайка, сусальный, архиерейская, околодок, хата, кибитка, приосаниться, жупан, дородная, попадья, нанковые, жеманится, подкоморий, нахлобучить, тавлинка, горнило, спесивый, книш.
8. Составь словосочетания с прилагательными:
Толпа голова Яресковский фалда Губернский усы Мундирная кутья Отец дидько Правый |
|
|
батога Палочка пища Золотые парубков Голодная притвор Скоромная стряпчий Лысый Кондрат |
9. Дай толкование словам (выражениям):
- «В шапке сделанной по манеру уланскому….» -
- Строить куры -
- И то в шмак -
- С позументами человек -
- Поворотить в карабинеры -
10. Литературная игра «Проще простого».
При изучении древнерусской литературы, а также творчества поэтов и писателей ХVIII века ученики сталкиваются с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики.
Анализ текста часто затруднен, требует дополнительных комментариев. Необходима большая и утомительная словарная работа, не приносящая порой значительных результатов. Предлагаю превратить ее в увлекательную игру «Проще простого»
Заранее дается задание выписать в алфавитном порядке непонятные устаревшие слова, объяснить их. Эти миниатюрные толковые словари пригодятся и пополнятся во время игры.
Два участника разыгрывают, кто будет первым отгадывать слова. Для этого мы вспоминаем имена собственные, встречающиеся, например, в стихотворениях Ломоносова.
Игрокам предлагается распределить карточки с именами по рубрикам. У нас 10 рубрик:
- полководец;
- монарх;
- поэт, писатель;
- ученый;
- живописец;
- музыкант;
- божество;
- путешественник,
- философ;
- священнослужитель.
На карточках записаны имена: Август, Алкей, Алкивиад, Анакреонт, Аристотель, Боян, Вергилий, Гомер, Гораций, Давид, Декарт, Евклид, Зоил, Иезекиль, Иоанн, Златоуст, Калигула, Колумб,. Крез, Лафонтен, Людовик, Лютер (Ньютон), Никон, Перикл, Платок, Птолемей, Сарданапал, Сенека, Сократ, Соломон, Спиноза, Цезарь, Цицерон, Эзоп, Алкид, Вакх, Велес, Геба, Даждъбог, Зевс, Зефир, Клио, Купидон, Марс, Мафусаил, Минерва, Морфей, Музы, Перун, Плутон Талия, Троян, Фемида, Цирцея, Эрот.
Тот из участников, кто сделает меньше ошибок, начинал игру. Ее правила состоят в следующем: игроки не должны отвечать на вопросы, они только соглашаются, или не соглашаются с ответами «гостей», которые выбирают из трех предложенных вариантов ответа один. «Гостей» на игре 9 (это могут быть одноклассники, учителя, учащиеся параллельных классов).
«Гостей» рассаживают за столы в три ряда, по три человека в ряд. Раунд заканчивается, когда на столиках гостей таблички с крестиками или ноликами выстраиваются в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали, как в известной игре «крестики-нолики», и победа присуждается тому из игроков, кто сумел не только правильно ответить, согласен ли он с ответом «гостя», но и правильно выбрать, с кем нужно играть.
Раундов обычно три — пять, но их может быть и больше в зависимости от времени и желания участников. Задания к игре подбирает ведущий (совместно с учителем). Их записывают на карточки и впоследствии не раз используют.
Игра проходит очень оживленно, весело, и, воздействуя эмоционально, помогает запоминать значение слов.
Раунд I
- Можно ли сшить платье из китайки?
а) да;
б) нет.
Да: Китайка - Сорт хлопчатобумажной ткани. - Парубки — это:
а) молодые парни;
б) порубленные деревья;
в) дрова.
Парубки – парни. - Вохра— это:
а) то же, что и охра;
б) часть охры;
в) разные вещи.
Вохра = охра (желтая краска) - Где вы можете встретить иконостас?
а) в лесу;
б) в книге;
в) в церкви.
Иконостас – покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в Православной церкви. - Можно ли сейчас попробовать кутью?
а) да;
б) нет;
Да: Каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества. - Покажите намитку.
Намитка – белое покрывало из жидкого полотна, носимое на голове женщинами, с откинутыми назад концами. - Городничий:
а) живет в городе;
б) начальник уездного города;
в) живет недалеко от города. - Из чего делают клецки?
а) мяса;
6) овощей;
в) теста.
Клецки (галушки) – кусочки теста, сваренные в воде или молоке. - Немец - это:
а) национальность;
б) чужой человек;
в) вероисповедание
…Немцем у нас называли чужого человека. - Что такое бричка?
а) сундук;
б) повозка;
в) кастрюля.
Бричка - повозка.
Раунд II
- Покажите кильце.
Кильце – кольцо - Гречаник…
а) едят;
б) на шее носят;
в) пьют.
Гречаник – род хлеба из гречневой крупы. - Строить куры означает…
а) передразнивать;
б) обманывать;
в) ухаживать.
Строить куры – ухаживать. - Околодок -
а) колода карт;
б) окрестные селенья;
в) бочка.
Околодок – окрестные селения - Колядовать означает…
а) петь колядки;
б) колоть;
в) колдовать. - Можно ли жить на хуторе?
а) да;
б) нет;
Да: Хутор – небольшая деревушка. - Пасечник –
а) пчеловод;
б) коневод;
в) пастух. - Варенуху…
а) едят;
б) пьют;
в) жарят. - Почему от цибули плачут?
а) это лук;
б) это горе;
в) это боль. - Какого цвета бывают ланиты?
а) красные;
б) зеленые;
в) синие.
Ланиты — щеки.
Раунд III
- Где можно ли встретить цирюльника в наши дни?
а) да;
б) нет.
Да: цирюльник – это парикмахер. - Дюжие –
а) слабые;
б) сильные;
в) маленькие.
Дюжие – сильные. - Хлев – это помещение для …
а) хранения зерна;
б) содержания скота;
в) переработки мусора. - Запорожец -
а) машина;
б) тот, кого пустили за порог;
в) житель Запорожья. - Галун может быть ________________ цвета
а) золотого или серебряного;
б) желтого или зеленого;
в) черного или белого. - Можно ли положить что-то в скрыню?
а) да;
б) нет.
Да: скрыня - сундук. - Чем занимается кухмистр?
а) готовит еду;
б) пробует;
в) отвечает за порядок на кухне.
Кухмистр – повар. - И то в шмак
а) и так хорошо;
б) и так вкусно;
в) и так плохо.