Цели урока:
- познавательные: формировать у школьников представление о прекрасном в языке и речи;
- развивать потребность в совершенствовании собственной речи учащихся (путем наблюдения над звукописью художественных текстов;
- сравнения чернового и окончательного вариантов произведения, анализа выразительных средств лермонтовских стихотворений);
- практические: развивать навык лингвистического анализа текста; совершенствовать умение вести групповую работу;
- общедидактические: развивать логическое и творческое мышление, навык осмысления прочитанного в лингвистическом плане, стремление школьников к самостоятельному пополнению знаний.
Оборудование; портрет М. Ю. Лермонтова, написанные на доске слова А.С. Пушкина: “Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная”; толковые словари; цветные карандаши; тексты лермонтовских стихотворений (Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4 томах. – М. – Л.: АН СССР, 1962; Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. - Л.: Сов. писатель, 1989); запись романсов на стихи М. Ю. Лермонтова.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
(C элементами беседы).
– Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать с прослушивания одного романса.
(Звучит один из романсов на стихи М. Ю. Лермонтова: “Ночевала тучка золотая” П. Чайковского (исп. гос. камерный хор Мин. культуры СССР), “Белеет парус одинокий” А. Варламова (исп. Е. Нестеренко), “Молитва” П. Булахова (исп. Е. Образцова), “Выхожу один я на дорогу” Е. Шашиной (исп. С. Лемешев и др.)
– Человека, на чьи слова написана музыка, мы нередко вспоминаем в этом году. Почему же именно сейчас столь часто повторяется имя М. Ю. Лермонтова?
(Слово ученика о поэте.)
– Да, в этом году исполняется 190 лет со дня рождения нашего великого земляка, но стихи его не устаревают, не уходят в прошлое, а привлекают внимание новых поколений. Какая же особенность лермонтовской лирики действует на нас просто завораживающе? (Эта же особенность присуща и произведениям А. С. Пушкина.)
(Работа со словарем – выявление значений слов “гармония”, “гармоничность”.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо.
Гармоничность – благозвучие, стройность; исполненный гармонии в сочетании чего-либо.)
П. Введение в тему урока.
– Эта гармония лермонтовских строк не случайна. Она достигается кропотливым трудом. Так, например, работая над поэмой “Демон”, поэт пишет шесть редакций произведения, неоднократно переделывая текст.
Сегодня мы попробуем приподнять завесу в творческую лабораторию М.Ю. Лермонтова, хоть в какой-то мере “последовать за мыслями великого человека”, попытавшись понять, чем же руководствуется поэт в процессе отбора слова от черновика к беловой редакции.
III. Анализ-исследование текстов.
– Для начала - хорошо известное задание. Перед вами – лермонтовская строфа с пропущенным определением. Попытайтесь подобрать на место пропуска подходящее, на ваш взгляд, прилагательное из предложенного ряда.
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, – и ___ зверь, и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали.
(“Демон”)
Слова для выбора: дикий, хищный, каждый, дивный, гордый.
Учитель.
– У Лермонтова в черновике стояло слово “хищный” (М. Ю. Лермонтов 1962 т.2: 610), но в последней редакции он останавливается на варианте “горный”. Как по-вашему, что заставило поэта поменять прилагательное?
(Уточнение смысла. Изменение смысла от более узкого значения к более широкому.)
– Только ли над смыслом работает поэт? Попробуйте ответить на этот вопрос, работая с одной строкой данного контекста.
...Ревел, – и зверь, и птица...
– К какому выводу вы пришли?
(Первый вариант был точнее по смыслу. Второй – дал усиление зв. п. “р”.)
Вывод 1. Значит, выбирая в данном случае вариант определения, поэт в большей мере учел звуковой состав строки.
Учитель.
– Теперь обратимся к примеру, записанному у вас на карточке №1. Постарайтесь определить, какой из предложенных вариантов черновой, какой окончательный, и ответить, посоветовавшись в группе, что повлияло на предпочтительность выбора.
КАРТОЧКА №1.
ПРОРОК
С тех пор, как (вечный, высший) судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
(Окончательный выбор – “вечный” – сделан, возможно, под влиянием рифмующейся [“В очах людей читаю я”] и соседней [“Мне дал всеведенье пророка”] строк, которые “подсказали” вариант своим звуковым составом.)
Вывод 2. Мы видим, что выбор слова может быть мотивирован не только звучанием строки, в которой делается исправление, – на него могут влиять и соседние строки.
Учитель.
– Давайте теперь вернемся к строфе, записанной на доске. Задание остается прежним: мотивируйте замену, обратив внимание на строфу в целом.
(На выборе варианта “горный” сказалось влияние ключевой конструкции текста: “Терек прыгал...” – “с гривой” – “горный зверь” – “глаголу вод его внимали”. Можно говорить о влиянии звукообраза строфы.)
Вывод 3. То есть правомерно говорить о том, что и звуковой состав строфы в целом оказывает влияние на выбор слова поэтом.
Общий вывод.
– Таким образом, в результате нашей работы мы убедились, что гармоничность лермонтовского стиха достигается не только за счет изменения или уточнения смысла слов, но и за счет звуковой гармонии. Возможно, именно поэтому его стихи так легко перекладываются на музыку.
IV. Эксперимент на синкретичность восприятия
Учитель.
– Мы с вами неоднократно обращались к работе над цветовой передачей анализируемых текстов, используя методику А. П. Журавлева. Следующее задание – карточка №2 – предназначено для группового выполнения. Перед вами контекст, который предстоит передать на оставленном месте с помощью цветных карандашей.
КАРТОЧКА №2.
Ужасная судьба отца и сына...
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
Учитель.
– Давайте посмотрим ваши рисунки.
Рис. 1
Рис. 2
Вот вариант с прил. “светлые” (мечты), а вот – с прил. “прежние”. Какое слово, по-вашему, позволило достичь большей однородности в цвете, большей гармоничности рисунка?
(II-ой вариант.)
– А как вы думаете, какой вариант был выбран Лермонтовым для окончательной редакции?
(С прил. “прежние”.)
Вывод 4. Можно сделать вывод, что Лермонтов, предпринимая замены, достигал не только смысло-звуковой, но и цветовой гармонии.
V. Подведение итогов урока
Учитель.
Итак, к чему же мы пришли на сегодняшнем уроке?
(В процессе правки вариантов стихов поэт не просто стремится к уточнению или изменению смысла слова, а ведет параллельную работу и над семантикой, и над звучанием слов, добиваясь и цветового соответствия. Как итог этой работы - та удивительная гармоничность лермонтовского стиха, которая позволяет легко заучивать произведения поэта.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- М. Ю. Лермонтов 1989 т.2:526.
- М. Ю. Лермонтов 1989 т.1: 595
- Журавлев А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
- Фионина Н.И. Звукообразы в мире А.С. Пушкина //Проблемы изучения анаграмм. – М., Пенза, 1995. – С.97-106.