Сказок мудрые уроки

Разделы: Литература, Начальная школа


Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр. Именно поэтому работа со сказками играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся младших классов.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент образования.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые «формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий». [2]

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

"Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России". [3]

Считаем, что формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но уверены в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

Российская педагогика традиционно рассматривает духовно-нравственное воспитание личности, как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование воли, морального сознания, нравственных привычек, чувства долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в приведении этих качеств в целостную систему.

«Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр. Именно поэтому работа со сказками играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся младших классов.

Любой художественный текст, особенно сказочный, несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются.» [5]

В текстах, затрагивающих проблемы свободы, добра и зла, любви и дружбы, жизни и смерти, духовная составляющая текста проявляется обязательно - через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета.

При работе со сказками мы используем следующие приёмы:

  • разыгрывание сказки по ролям, проигрывание эпизодов, эмоций героев;
  • обсуждение поступков героев, ситуаций;
  • беседа «Почему герой так поступил?»;
  • рисунки и поделки к сказке.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

  • Волю - сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя - умение противостоять неудачам.
  • Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность - умение держать слово.
  • Оптимизм - веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
  • Целеустремленность - умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
  • Доброту и честность.

С помощью сказки мы развиваем у ребенка умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, связную речь, интерес к учебе, мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетические чувства, чувство юмора.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

Фрагмент классного часа «Волшебники добра»

Цель: прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений и рассказов по теме.

Обсуждение понятия «доброта».

- Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл?

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

- Проанализируйте жизнь нашего класса в последнее время. Какие произошли изменения? Определите, под влиянием чего они произошли?

Учитель. Народная мудрость гласит, что доброта рождает чуткость и бережность. Как вы это понимаете?

- Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого»? Порассуждайте.

- Кто же из друзей будет надежным: добрый или злой?

- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

- Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступить?

- Легко ли быть добрым?

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта - это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всем.

Помните:

  • Добрые слова - корни
  • Добрые мысли - цветы
  • Добрые дела - плоды
  • Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Они согревают окружающих людей и помогают им в трудную минуту.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература

  1. Гагич, С.Н. Быть волшебником: игровое занятие для 1-4-х классов / С.Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2019. - N 6. - c.16-17
  2. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников /Н.А.Леонова // Начальная школа. - 2019. - № 5. - с. 22-26
  3. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В.Крючкова, О.А.Хаткевич. - Минск: 2018 г. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
  4. Чухарева В.В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В.Чухарева // Начальная школа. - 2020. - N 7. - c.66-68
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Москва, 2020.