Цель урока:
- обучающая: познакомить учащихся с творчеством поэта; раскрыть образ матери через творчество поэта;
- развивающая: углубить представления учащихся о личности писателя, развивать навыки выразительного чтения;
- воспитывающая: на примере жизни и творчества Лермонтова М.Ю. воспитывать любовь и уважение к матери.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Тип урока: урок объяснения новой темы.
Методические приемы: рассказ с элементами беседы, выразительное чтение, проектная работа (презентация)
Ход урока
1. Организационный момент. (На столах лежат листы со стихотворениями В.Сибирцева “О маме” и М.Ю.Лермонтова “Кавказ”, “Ангел”)
2. Вступительное слово учителя. (Чтение стихотворения В.Сибирцева “О маме”)
Вопросы к классу:
- О чем это стихотворение?
- Как автор называет маму?
- Как он относится к матери?
- А как вы относитесь к своей маме?
3. Проверка домашнего задания (чтение сочинений учащихся о маме)
4. Актуализация темы.
Послушаем стихотворение великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.
а) Выразительное чтение стихотворения “Кавказ”.
б) Словарная работа
В младенческих летах – в младенчестве
Мнилось - казалось
Памятный глас - памятный голос
Вопрос к классу:
- В каких строках автор говорит о своей матери?
- Что осталось в памяти Лермонтова от матери?
- Как называет автор этот голос?
в) выразительное чтение стихотворения “Ангел”
- Стихотворение “Ангел” относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери.
- Как вы понимаете значение слова “ангел”?
- Кого нес ангел?
- Каких людей мы называем ангелами?
- Почему Лермонтов ангела сравнивает с матерью?
- Что осталось в душе мальчика?
Слайд 1 “Ребенок, тянущийся к матери”
Это работа великого русского писателя М.Ю.Лермонтова. Она выполнена Лермонтовым в 15-летнем возрасте.
- Как вы думаете, почему Лермонтов М.Ю. не показал лицо матери ребенка?
- В его воспоминаниях мы читаем: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие”.
7. Формулировка темы урока
- Сегодняшний урок мы посвятим творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о самом близком человеке в жизни Лермонтова - матери поэта. Тема нашего урока - “Образ матери в творчестве М.Ю.Лермонтова”.
Слайд 2
8. Сообщение учащегося о М.Ю.Лермонтове
Слайд 3
Рисунки, выполненные Лермонтовым
- Мама Лермонтова была очень талантливой в музыкальном отношении. Талант матери передался сыну.
Слайд 4.
9. Сообщение учащегося о матери Лермонтова.
Слайд 5.
- После смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка.
10. Сообщение учащегося о бабушке Лермонтова.
11. Чтение стихотворения “Пусть я кого- нибудь люблю”
- Каким чувством проникнуто стихотворение?
- Бабушка очень любила своего внука, окружила его своею любовью, вниманием. В письме к П.А.Крюковой бабушка пишет: “Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем”
- Но, несмотря на любовь и заботу бабушки к нему, мы читаем в его стихотворении что “...он один”. Почему?
12. Творческая работа.
Составление кластер по теме “мама Лермонтова”, синквейн “ М.Ю.Лермонтов”
13. Заключительное слово
- Почему мы не можем увидеть в произведениях Лермонтова целостный образ матери?
Никто и ничто не может заменить человеку его маму, ведь мама – самый дорогой и близкий человек. Что нужно делать, чтобы наши мамы не грустили?
Прослушивание записи на стихи М.Ю. Лермонтова “Молитва”
14. Домашнее задание
1) Почитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова (2-3 стихотворения), нарисуйте иллюстрации к этим стихотворениям.
2) Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения “Кавказ”.