Сколько всего вложено в слово «Мама» и не перечесть (по творчеству М.Ю. Лермонтова)

Разделы: Литература


Цель урока:

  • обучающая: познакомить учащихся с творчеством поэта; раскрыть образ матери через творчество поэта;
  • развивающая: углубить представления учащихся о личности писателя, развивать навыки выразительного чтения;
  • воспитывающая: на примере жизни и творчества Лермонтова М.Ю. воспитывать любовь и уважение к матери.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Тип урока: урок объяснения новой темы.

Методические приемы: рассказ с элементами беседы, выразительное чтение, проектная работа (презентация)

Ход урока

1. Организационный момент. (На столах лежат листы со стихотворениями В.Сибирцева “О маме” и М.Ю.Лермонтова “Кавказ”, “Ангел”)

2. Вступительное слово учителя. (Чтение стихотворения В.Сибирцева “О маме”)

Вопросы к классу:

- О чем это стихотворение?

- Как автор называет маму?

- Как он относится к матери?

- А как вы относитесь к своей маме?

3. Проверка домашнего задания (чтение сочинений учащихся о маме)

4. Актуализация темы.

Послушаем стихотворение великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

а) Выразительное чтение стихотворения “Кавказ”.

б) Словарная работа

В младенческих летах – в младенчестве

Мнилось - казалось

Памятный глас - памятный голос

Вопрос к классу:

- В каких строках автор говорит о своей матери?

- Что осталось в памяти Лермонтова от матери?

- Как называет автор этот голос?

в) выразительное чтение стихотворения “Ангел”

- Стихотворение “Ангел” относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери.

- Как вы понимаете значение слова “ангел”?

- Кого нес ангел?

- Каких людей мы называем ангелами?

- Почему Лермонтов ангела сравнивает с матерью?

- Что осталось в душе мальчика?

Слайд 1 “Ребенок, тянущийся к матери”

Это работа великого русского писателя М.Ю.Лермонтова. Она выполнена Лермонтовым в 15-летнем возрасте.

- Как вы думаете, почему Лермонтов М.Ю. не показал лицо матери ребенка?

- В его воспоминаниях мы читаем: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие”.

7. Формулировка темы урока

- Сегодняшний урок мы посвятим творчеству М.Ю.Лермонтова. Мы поговорим о самом близком человеке в жизни Лермонтова - матери поэта. Тема нашего урока - “Образ матери в творчестве М.Ю.Лермонтова”.

Слайд 2

8. Сообщение учащегося о М.Ю.Лермонтове

Слайд 3

Рисунки, выполненные Лермонтовым

- Мама Лермонтова была очень талантливой в музыкальном отношении. Талант матери передался сыну.

Слайд 4.

9. Сообщение учащегося о матери Лермонтова.

Слайд  5.

- После смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка.

10. Сообщение учащегося о бабушке Лермонтова.

11. Чтение стихотворения “Пусть я кого- нибудь люблю”

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

- Бабушка очень любила своего внука, окружила его своею любовью, вниманием. В письме к П.А.Крюковой бабушка пишет: “Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем”

- Но, несмотря на любовь и заботу бабушки к нему, мы читаем в его стихотворении что “...он один”. Почему?

12. Творческая работа.

Составление кластер по теме “мама Лермонтова”, синквейн “ М.Ю.Лермонтов”

13. Заключительное слово

- Почему мы не можем увидеть в произведениях Лермонтова целостный образ матери?

Никто и ничто не может заменить человеку его маму, ведь мама – самый дорогой и близкий человек. Что нужно делать, чтобы наши мамы не грустили?

Прослушивание записи на стихи М.Ю. Лермонтова “Молитва”

14. Домашнее задание

1) Почитайте дома другие стихи М.Ю.Лермонтова (2-3 стихотворения), нарисуйте иллюстрации к этим стихотворениям.

2) Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения “Кавказ”.