Семейные чтения. Любовная лирика А.С. Пушкина (урок-праздник для учащихся и их родителей)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель урока: приобщить к семейному чтению, раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С. Пушкина, обучение анализу лирического произведения.

Задачи:

  • развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся
  • формировать мыслительную деятельность учащихся
  • формировать эстетический вкус учащихся
  • воспитывать уважение к старшему поколению

Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, анализ стихотворений.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, сборники стихов поэта, распечатки отдельных стихотворений, мультимедийный проектор, ноутбук с программным обеспечением Vista, экран, компьютерные колонки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление цели и темы урока.

Встреча с А.С. Пушкиным на уроках литературы - это всегда праздник. Уверена, что нет ни одного человека, присутствующего на сегодняшнем уроке, который бы не знал имени великого, поистине национального поэта- Александра Сергеевича Пушкина. И нет таких семей, конечно , речь идёт о читающих семьях, а, значит, о наших семьях, в которых бы не прививали любовь к родному, к русскому, начиная с произведений А.С. Пушкина. Вначале мы читаем сказки. Ребята., давайте вспомним названия сказок А.С. Пушкина. (Звучат названия сказок Пушкина. Родители тоже участвуют в беседе). После сказок мы читаем стихи Пушкина и восхищаемся их красотой. Читаем и понимаем, что стихи Александра Сергеевича делают настоящие чудеса: они нас могут возродить к жизни в трудную минуту, быть незаменимым советчиком, стихи Пушкина воспитывают в нас самое главное чувство, которого иногда так нам всем не хватает в семьях- любви. Тема нашего урока: " Семейные чтения. Любовная лирика А.С. Пушкина".

3. Сообщение ученика.

Для А.С. Пушкина любовь- это буря, которая захватывала его властно, лишала его свободы, подчиняя "страстям мятежным, но и давала ему мощный источник вдохновения. Любовь для Пушкина- это предмет высокой поэзии. А стихи - это не дневник его любовных побед и поражений. В них правда глубоких чувств поэта по отношению к Женщине как к источнику красоты, гармонии, чистоты. Адресаты лирики Пушкина:

Анна Петровна Керн.

:Я помню чудное мгновение,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты: (рисунок №1)

Екатерина Ушакова.

:Когда я слышу голос твой
Я очарован:

Елизавета Ушакова.

:Вы избалованы природой,
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.

М.Н. Раевская.

:Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня.
Одна любовь души моей.

Н.Н. Пушкина.

:Исполнились мои желанья.
Творец.
Тебя мне ниспослал, тебя, Моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Также адресатами любовной лирики А.С.Пушкина являются Е.К. Воронцова (рисунок №2), М.Н.Волконская (рисунок №3), З.А. Волконская (рисунок №4), Е.П Бакунина(рисунок №5), А.О. Смирнова- Россет (рисунок №6).

4. Комментарии учителя.

Отметим, что каждый образ Женщины- это образец чистоты, неземной красоты, что в шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Адресаты лирики Пушкина- это не донжуановский список, а пример того, как Пушкин ценил Женщину. А Женщина- это мама, бабушка, сестра, дочь. И от того, как научатся будущие мужчины ценить женщину, ценить красоту истинных чувств, зависят отношения в их будущих семьях. А семья- это очень и очень дорогое для каждого из нас. Послушаем стихи Александра Сергеевича, услышим мудрость о любви. , проникнемся чувством прекрасного, станем ближе друг другу в своих семьях.

5. Выразительное чтение стихотворений о любви (распечатки стихотворений подготовлены и находятся на ученических столах)

а) учителем " Я думал сердце позабыло", " Красавица"

б) родителями "Признание", " Каков я прежде был, таков и ныне я", "На холмах Грузии"

в) учащимися "Я вас любил", "Я помню чудное мгновение", " Нет, нет, не должен я, не смею", "Сожжённое письмо", " Мадонна".

6. Аналитическая беседа по прослушанным произведениям:

-Есть ли в стихотворениях портрет, описание внешности той женщины, о которой думает поэт в эту минуту?

- Как вы думаете, чем пленила Женщина его сердце?

- Что мы видим, слышим, представляем, чувствуем, читая произведения?

- Обратитесь к предлагаемой подборке стихов и найдите в этих произведениях:

  • неожиданные повороты рассматриваемой темы., новые грани воспеваемого поэтом чувства;
  • запечатлённые лириком переживания, вызывающие особое ваше сочувствие;
  • выберите одно из стихотворений, предложите свою интерпретацию.

Докажите или опровергните утверждение: изображая различные проявления любви, нежной и пылкой, трогательной и властной, мгновенной и глубокой, поэт восходит к философскому пониманию этого чувства как к позитивному мировосприятию, созидательному началу. Приобщению к гармонии Вселенной.

7. Инсценировка отрывка из романа в стихах "Евгений Онегин" "Письмо Татьяны к Онегину", "Письмо Онегина к Татьяне":

Учитель: Невозможно не вспомнить любимый женский образ Пушкина- Татьяну Ларину. Именно такой представлял Пушкин женщину, женщину, которую можно любить, строить с ней семейные отношения. Послушаем строки из романа "Евгений Онегин"

Татьяна:

Я к вам пишу- чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы , к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня:

Онегин:

:Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел:

Татьяна:

:Другой! Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете:
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом:

Онегин:

:Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!

Татьяна:

:Давно:нет, это был не сон!
Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
:Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное:
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю:

Онегин:

:Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я:
:Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной-
И слышу гневный ваш укор.
:Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Учитель: Поэтом воспеты истинные чувства. Настолько искренны, проникновенны строки признания в любви. Невольно лирика нас завораживает, нам хочется ещё и ещё перечитать полюбившиеся строки. Так что же помешает нам? Каждая семья может собраться и устроить семейные чтения, поделиться впечатлениями.

8. Вопросы для беседы с родителями:

- Как Вы считаете, стоит ли проводить такие открытые уроки?

- Что Вы почерпнули для себя из сегодняшнего урока?

- Согласны ли вы с тем, что любовная лирика Пушкина воспитывает чувство духовной красоты, сближает семью при домашнем чтении?

9. Итог урока.

Рисунки представлены в приложении.