Тема урока: жизнь человека в экстремальных условиях.
Цели урока:
- научить пятиклассников внимательно читать художественную книгу; уметь формулировать тему, её актуальность, проблематику текста;
- привлечь учащихся к изучению наук: физики, химии, географии, биологии, ботаники; использовать такие методы исследования, как выписка цитат, сопоставление с научными фактами, взятыми из учебников, справочников и почерпнутых из бесед с учителем-предметником или специалистом-родителем;
- сформировать умение составлять текст научного стиля;
- сформировать умение работать с физической картой мира, контурной картой;
- привлечь к работе с детьми их родителей, учителей-предметников;
- повысить эффективность обучения за счёт работы с Интернет-источниками, подготовительной работы в группах, общения с “учёным” (учителем-предметником), работы с дополнительной литературой в школьной библиотеке Приложение №1;
Задачи урока: провести дважды консультационную работу в группах; проверить знания фактического материала, сбор цитат Приложение №2, обобщение материала по заданной теме и соответствие цели; составить тексты по группам в соответствии с целями; заслушать выступление докладчиков, сделать продукт работы; подтвердить гипотезу: “Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель”. (Ж. Верн, “Таинственный остров”, ч. I, гл. 19)
Развёрнутый план урока.
1. Объявление темы урока.
Заседание Совета учёных
Повестка дня:
Исследовательская работа молодых специалистов 5 класса
Тема: Жизнь человека в экстремальных условиях.
Актуальность темы: (высказывания пятиклассников)
Проблема: как выжить в трудных или в экстремальных условиях.
Цель работы: выяснить, какие знания в разных научных областях нужны человеку, чтобы решить проблему.
Гипотеза: “Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель”. (Ж. Верн, “Таинственный остров”, ч. I, гл. 19)
Предмет исследования: роман Жюля Верна “Таинственный остров”.
Объект исследования у всех молодых специалистов разный.
2. Слово учителя. Приложение №4.
Сегодня мы рассмотрим известный роман Ж. Верна с научной точки зрения.
На заседание Учёного совета приглашены учитель физики, школьный психолог, учитель ОБЖ. Приложение №5.
Наши учёные-эксперты помогут молодым специалистам рассмотреть некоторые научные проблемы.
Итак, инженер Сайрес Смит доказал, что подлинная культура человека – в его умении пользоваться богатствами природы. По замыслу Сайреса Смита, колонисты должны были создать на необитаемом острове целый комплекс различных производств: керамическое, металлургическое, химическое… И им это удалось. Как?
3. Предоставляется слово геологам и географам.
(Связный текст, подкреплённый цитатами или фактами из романа, рисунки, фотографии.)
Дополнительные вопросы:
– Какое природное явление называют ураганом, а какое смерчем?
– Могло ли быть так в действительности: “ Ураган подхватил воздушный шар, подбросил его, как мяч, на вершину смерча и, завертев вместе со столбом воздуха, помчал со скоростью 90 миль в час… пять человек едва ли можно было различить в густом тумане, смешанном с водяной пылью и спускавшемся до самой поверхности океана… Несясь на крыльях свирепой бури, они ее не чувствовали… Шар летел на высоте 4.500 футов… (ч.1, гл.1) = 1371,6 м
– Как колонисты позже назвали место падения шара? (Остров Спасения.)
– На каком расстоянии от Ричмонда находился остров Спасения? ( В 6.000 милях от Ричмонда = 11.040 км. Ч.1, гл.2)
– Укажите предполагаемое местонахождение острова Спасения на карте, используя масштаб. Поставьте флажок.
– Когда смогли аэронавты перебраться с острова Спасения на остров Линкольна? (Во время отлива.)
4. Предоставляется слово биологам.
(Связный текст, подкреплённый цитатами или фактами из романа, электронная презентация.)
5. Предоставляется слово ботаникам.
(Связный текст, подкреплённый цитатами или фактами из романа, электронная презентация.)
6. Предоставляется слово строителям.
(Связный текст, подкреплённый цитатами или фактами из романа, демонстрация работы мельницы, видеоролик.)
7. Предоставляется слово мастерам.
(Связный текст, подкреплённый цитатами или фактами из романа, электронная презентация.)
8. Предоставляется слово физикам.
(Связный текст, подкреплённый цитатами или фактами из романа, демонстрация опытов.)
9. Дополнительные вопросы:
– С высоты 1500 футов (457 м) закрутившийся шар швырнуло на песчаный берег. Могли ли уцелеть люди, державшиеся за сетку?
-– Могли ли люди выжить при взрыве чудовищной силы, который слышен был на 100 миль? (185 км)
10. Предоставляется слово химикам.
(Связный текст, подкреплённый цитатами или фактами из романа, электронная презентация.) Приложение №6
11. Вывод, сделанный учащимися.
“Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель”. (Ж. Верн, “Таинственный остров”, ч.I, гл. 19)
12. Подведение итогов. Выступления членов Учёного Совета. Приложение №7
13. Обратная связь: что узнали нового, что понравилось в уроке, что не понравилось.
Использованные материалы |
Источник |
Для решения каких задач предназначены |
Биография Ж. Верна |
Для сообщения биографических данных писателя в начале урока. |
|
Характеристика героев |
Для работы в группах |
|
Карта острова |
Для работы в группах |
|
Фотографии |
Для создания презентации. |
|
Фрагмент текста |
http://www.mpac.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=97&Itemid=14 |
Для создания текста выступления учителя. |
Контурная карта мира |
http://atlas.edu.ru/kkw1/?X=11&Y=43&Z=1&msz=0&bmw=580&bmh=325&Page=&x=92&y=10 |
Для нахождения на карте мира острова |
Гражданская война в Америке |
Для вступительной статьи учителя на 1 уроке по изучению романа. |