Ход урока
1: В наши дни нетрудно встретить учебные заведения, внешне похожие на Лицей из Царского Села.
2: Они и не бедны, и имеют хороших преподавателей. В их учебных программах можно найти занятия по изучению латинского языка и акцент на гуманитарные предметы с углубленным изучением и обучением поэзии.
3: Среди воспитанников обязательно найдутся и те, которые всю свою жизнь будут благодарны какому-то конкретному преподавателю или случаю на занятии, благодаря которым они впервые поняли, что такое великодушие, или преодолели какую-то свою слабость, или впервые искренне задали себе вопрос: "А кто я?", после чего изо всех сил стали искать на него ответ.
4: И все же в истории вряд ли найдутся школы, оставившие такой же яркий след, Лицей из Царского Села.
5: Почему мы хотим посвятить этот урок Царскосельскому Лицею? Потому что там родилось то, что Пушкин назвал "святым братством" дружбы, причем такой дружбы, о которой невозможно не говорить.
Выходит 1 бригада:
:Зорю бьют. Рассветало. День еще не наступил. Все было как всегда. Пущин за стеной еще не просыпался.
:Зорю бьют. Из рук его выпал ветхий том, который ночью он листал, -Данте. Этот год миновал - как не было.
:Зорю бьют. Стремительно и точно. Они кончили Лицей на три месяца раньше положенного срока. Сами стены больше уже не держали их. 9 июня 1817 года явился государь в конференц-залу Лицея с Голицыным/министром просвещения/, и назавтра они покинули Лицей навсегда.
:Зорю бьют. Лицейский гимн на стихи Дельвига. Хор: Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
О матерь! вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Длань крепко съединилась с дланью,
Связала их к тебе любовь.
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела - кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо - правды в суд.
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Друг на друге остановит
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту ж дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
То ж правде - да, неправде - нет.
В несчастье - гордое терпенье,
И в счастье - всем равно привет!
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Учитель: Через 9 лет в знаменитом послании друзьям, осужденным на каторгу в Сибири, Пушкин, всегда верный лицейской дружбе, пошлет стихи с цитатой из этого гимна. Может быть, кто-то из родителей помнит эти строчки?
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
:Зорю бьют. Смирно! Явились все... Дали подписку в том, что ни в каких тайных и сек-ретных обществах не состоят. Все подписали с легким сердцем... Они поступали в службу. Жизнь началась. Будут встречаться в лицейские годовщины. Простились все. Пушкин с Дельвигом обнялись.
Выходит 2 бригада
: А начиналось все так: 12 августа в доме министра просвещения графа А. К. Разумовского экзаменовалась большая часть воспитанников. Вопросы детям задавали и министр, и будущий директор Лицея В. Ф. Малиновский.
: 22 сентября по докладу министра воспитанниками Лицея были "высочайше" утверждены тридцать человек. А 19 октября 1811 года в Большом, рекреационном, зале состоялось открытие Лицея. Торжественный акт происходил в праздничной обстановке в присутствии царя и большого количества знатных особ.
: "В лицейской зале, между колоннами поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас - директор, инспектор и гувернеры; по левую - профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола было все уставлено рядами кресел для публики".
: Адъюнкт-профессор Куницын произнес блистательную речь, обращенную к будущим воспитанникам и не регламентированную свыше. Она поразила и восхитила слушателей, и в том числе юного Пушкина. Смело, звучным голосом рассказывал он об обязанностях гражданина и воина, о любви к Отечеству и о долге перед ним.
:Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...
: "По окончании церемонии нас повели в столовую, расположенную во втором этаже Лицея, под Большим залом, где мы усердно стали трудиться над супом и пирожками. А после, сбросив парадную одежду, мы играли перед Лицеем в снежки при свете иллюминации и тем заключили свой праздник, не подозревая тогда в себе будущих столпов отечества".
:Каждому досталась своя маленькая комнатка, которая называлась дордуар. Пушкин сосе-дствовал с Иваном Пущиным. Комнаты были отделены легкой перегородкой, не доходящей до потолка, через которую свободно можно было разговаривать.
: Со следующего дня начались трудовые будни. Вставали по звонку в шесть, одевались и шли на молитву в залу. От 7 до 9 часов - класс. В 9 - чай; прогулка до 10, от 10 до 12 - класс. От 12 до 13 прогулка. В час - обед. От 14 до 15 чистописание или рисование. От 15 до 17 - класс. В 17 - чай, до 18 прогулка, потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцеванье или фехтованье. Каждую субботу баня. В половине 9-го часа - звонок к ужину. После ужина до 10 часов - рекреация. В 10 - вечерня молитва, сон.
:В течение 6 лет по такому распорядку дня и жили лицеисты в новом закрытом учебном заведении. Каникулы в Лицее были раз в году. Занятия шли с 1 августа по 1 июля.
:Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
: Василий Федорович Малиновский - первый директор Лицея. Добрый, простодушный человек. Его дом стал родным для всех его питомцев. "Любя вас, я позабуду свои печали, чтоб чувствовать только ваши. Чужую печаль разделять приятно - это есть сожаление, которое всегда услаждает дух", - говаривал В.Ф. Малиновский
: И. И. Пущин писал в своих записках о Пушкине: "В Лицее сразу же создалась обстановка, способствовавшая развитию поэтических и художественных наклонностей", а также дружественности и сплоченности.
: Вот красноречивое свидетельство лицеиста Корфа: "...Но где можем мы найти лучшего друга, как не посреди тех, с коими мы учимся, играем и забавляемся, - словом, посреди милых товарищей счастливой юности нашей. Проводя с ними часы, дни, месяцы и целые годы:мы легко и с верностью познаем их настоящий характер, их душу и сердце".
: Александр Пушкин сразу же выделился среди всех своих соучеников широтой познаний, недосягаемой для других начитанностью и феноменальной памятью.
: В свободное от классов время лицеисты издавали рукописные журналы. Все вместе сочиняли "национальные песни", где в шутливых, иногда и злых куплетах высмеивали свои недостатки и слабости своих наставников.
: Епитафия на товарища Ржевского, большого лентяя:
Родясь, как всякий человек,
Жизнь отдал праздности, труда как зла страшился;
Ел с утра до ночи; под вечер спать ложился;
Вставая, снова ел (да пил) и так провел весь век. -
Счастливец! на себя он злобы не навлек.
Кто, впрочем, из людей был вовсе без порока?
И он писал стихи, к несчастию, без прока.
День мудреца
Наставление сыну
О сын! примеры золотые,
Учись, учись перенимать.
Внимай, как будет дни святые
Мудрец Л.... (Лицейский?) провождать.
Когда цветок наук, как роза,
В саду Едемском расцветет,
С стихами подружится проза,
А с алгеброй поэт. -
Во первых, дни священны внукам
Он хочет так расположить,
Чтоб каждым поровну наукам,
Достойно время уделить.
Но, время уделить не трудно,
А трудно, скажут, провести, -
Молчите! - Солнце изумрудно
Уж едет на пути. -
И уж мудрец успел проспаться?
И в шесть?... так рано?... погоди!
Чтоб с мудростью своей собраться,
Он должен спать до девяти,
А там, напившись вдоволь чаю,
А может быть и кофейку,
Он отдохнет еще, я чаю,
И вздремлет на боку.
Но все о мудрости мечтая,
О благе братии земной,
Уж солнце, по небу ристая,
Домчалось к полдени рысцой.
Мудрец протягивает руки,
Идет за стол (поесть не грех):
За трех работая науке,
Мудрец и ест за трех.
Но по трудам, лишенну мочи,
(Таков природы в нас закон)
Смежит ему усталость очи,
А ложе стелет сладкий сон.
В занятьи трудном сем, тяжелом,
Не может с места он сойти,
Не движется все время телом,
Потеет до пяти.
Пока опять за чашкой чая,
А может быть и за тремя,
Он не накопит, отдыхая,
Все силы своего ума;
Пока опять, для блага света
Не встанет он из-за стола,
Но вот уж нет телеги света
И ночь свечу зажгла.
Огонь свечи, глазам противный,
Мешает думать, говорят, -
Опять мудрец трудолюбивый
Невольно затворяет взгляд.
Но светлый разум озаряет
Единодушные глаза.
Мудрец в безмолвьи размышляет
Три битые часа.
Но ах! почто звонок столовой
От мудрости его влечет!
Мудрец покинуть храм готовый,
С слезами к ужину идет.
А за тарелкой, бодр душою,
Гонясь за истиной умом,
Не зрит, как с фут величиною,
Куски глотает ртом. -
Но день окончил уж теченье,
А с ним и поприще мудрец.
Свершилось света поученье!
С началом сопряжен конец. -
Усталый, весь изнеможенный,
Мудрец несет природе дань:
Невольно опускает члены,
И голову на длань. -
Покойся в сладостной дремоте!
Покойся, труженик святой!
О как приятно по работе,
Вкушать и отдых и покой!
О чадо! правило простое
Заметь и в старости не кинь.
День мудреца не что иное,
Как тихий сон; - аминь!
:Душою литературного кружка был Пушкин, а около него группировались лицейские поэты: Дельвиг, Илличевский, Корсаков, Кюхельбекер, Яковлев. Рукописные журналы носили названия: "Вестник", "Неопытное перо", "Юные пловцы", "Для удовольствия и пользы", "Лицейский мудрец", "Мудрец-поэт" (или "Лицейская Антология").
: ЛИЦЕЙСКИЙ МУДРЕЦ /Сценка вопросы и ответы/
- Скажи, пожалуйста, зачем мы здесь живем.
Зачем рождаемся, зачем едим и пьем?
- Признаться, твой вопрос немного удивляет.
Взгляни, покинув лесть,Что смертный для того и пьет и ест,
И после умирает,
Чтоб под землей лежать,
И землю удобрять.
- Прекрасно, но позволь мне испытать хоть мало
Премудрость всю твою - ты знаешь: без началаНичто не может быть, равно как без причин.
Скажи причину мне, зачем дурак Ослин?
- Когда ум Боги раздавали,
Все люди ум скорее брали.
А наш Ослин
Сперва желал иметь аршин,
Чем ум свой мерить, -
Пошел аршин купить;
Но воротившися, увидел -торг закрыт.
И так он без ума остался вечно бредить
И стал аршином он не ум, а уши мерить.
- Скажи мне, почему козлам Зевс роги дал?
Ослам же длинные он уши привязал?
- Чтоб люди глупыми козлов не называли,
И чтоб от глупости ослы нас не бодали.
Выходит 3 бригада
Хотя лицеисты, как и все дети в мире, не склонны были петь дифирамбы такому "скучному" занятию, как учеба, но все же, очень серьезное отношение к ней видно в высказываниях и хорошо чувствуется даже в самых шуточных стихотворениях.
Сила времени
Все тленно в мире сем!
Все время мощное разрушит под луною.
И царства сильные, которые ни в чем
Препона не найдут под времени рукою,
Исчезнут навсегда, исчезнет их и след.
Где горды Римляны, владевшие полсветом,
Сокрылись, вечности и славы той уж нет,
Которая была единым их предметом.
Где Греки сильные? где мощный Ахиллес,
Где знаменитые, где храбрые герои?
Которых мужество не раз увидев Перс,
От коих гордые упали стены Трои.
Изчезли и они! Изчезнет и весь свет,
И солнце некогда свой огнь в водах погасит,
Лишь добродетели одной кончины нет,
Она на небеси возмездие получит.:Физика, к тебе стремлюся,
Наизусть тебя учу,
Я тобою вознесуся
Перво место получу.
Хоть соскучу, хоть поплачу,
Сидя за громадой книг,
Хоть здоровие потрачу,
Буду первый ученик.
Двадцать восемь человек жили и учились с Александром Пушкиным под одной крышей в течение шести лет. Многих из своих товарищей Пушкин полюбил: Пущина, Малиновского, Дельвига, Корсакова, Матюшкина, Кюхельбекера, Вольховского: В числе "друзей моей души" поэт называл и Горчакова. Симпатизировал он Яковлеву, Юдину, Есакову. Юному Пушкину уже были свойственны прозорливость, чуткость, понимание человеческого сердца, и это позволило ему не ошибиться в тех, кого он любил с отроческих лет.
:Веселые и меланхоличные, добродушные, а порой и злые насмешники, сдержанные и безудержно пылкие, не похожие внешне и внутренне, они породнились. Но, как многочисленные братья одной семьи, они были и остались различны.
Пущин Иван. С весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, особенно же рассудительность суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен. Учился Пущин хорошо. Был в Лицее любимцем всех товарищей, которые его звали Большой Жанно.
Стихотворение Пушкина "В альбом Пущину"/1817/
Прапорщик лейб-гвардии Конной артиллерии, с 1822 поручик, с 1823 судья в Московском надворном суде. Именно Пущин в 1825 году, к ужасу родственников и знакомых, приехал в Михайловское проведать друга и привез в подарок "Горе от ума". Декабрист, участник "Священной артели", член "Союза спасения", "Союза благоденствия", "Северного общества". Был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. 1828 году он был привезен для отбытия каторги в Читу. В самый день его приезда А. Г. Муравьева, жена декабриста, подозвала Пущина к частоколу острога, передала ему листок бумаги и сообщила, что получила этот листок от одного своего знакомого в Петербурге, хранила его до свидания с Пущиным и рада, что может, наконец, исполнить поручение. Это были стихи Пушкина " Мой первый друг".
:Из письма И.Пущина Малиновскому по поводу
ужасного известия о гибели Пушкина:
" ..если б я был на месте К. Данзаса, то
роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел
средство сохранить поэта-товарища, достояние
России".
Выходит 4 бригада.
Барон Антон Дельвиг. Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны. Но когда он шалит или резвится:насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нем примечается склонность к праздности и рассеянности.
:Любовь к поэзии пробудилась в нем рано. В Лицее он принимал неизменное и очень близкое участие во всех лицейских журналах.
:Я редко пел, но весело, друзья!
Моя душа свободно разливалась,
О Царский сад, тебя ль забуду я?
:Его считали ленивым, любителем поспать. Однажды он не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Ему тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.: С 1824 года Дельвиг издавал альманах "Северные цветы", потом - "Подснежник", а с 1830 года "Литературную газету", которая с некоторыми перерывами выходит до сих пор!
: Стихотворение Пушкина "Разлука" /1817/
: Дельвиг навестил "поэта дом опальный", когда тот отбывал ссылку в родовом Михайловском.
:Строфа из "19 октября 1825", посвященная Дельвигу.
Выходит 5 бригада
Вильгельм Кюхельбекер. Ужасно смешной: длинный, тощий, с выпученными глазами, одним словом, Кюхля. Способен и весьма прилежен: добродушен, искренен с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, героические и чрезвычайные.
Пушкин называл его "живым лексиконом и вдохновенным комментарием". В аттестации Энгельгардта, второго директора Лицея, впервые прозвучало по отношению к Вильгельму Дон Кихот. Благородство помыслов, подчас совершенно утопичных, чистая душа, готовая взлететь навстречу страждущему, самоотвержение и нередко самоистязание - все это черты, объединяющие Кюхлю с героем Сервантеса.
Кюхельбекер окончил курс с серебряной медалью. Поэт, литературный критик, издатель альманаха "Мнемозина". Член общества "Священная артель" и "Северного общества", участник восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. По делу о восстании Кюхельбекер был приговорен к смертной казни, замененной потом 20 годами каторги, из которых 10 лет провел в одиночном заключении. : Служение муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было?
Мой брат родной по музе, по судьбам.: Федор Матюшкин. С хорошими дарованиями; пылкого понятия, живого воображения, любит учение, порядок и опрятность; весьма добронравен при всей живости, мил, искренен, чистосердечен, вежлив, чувствителен, иногда вспыльчив и гневен, но без грубости.
Моряк, впоследствии адмирал, сенатор. В конце 1860-х годов - член комитета по сооружению памятника Пушкину.
:Пушкин о Матюшкине в стихотворении "19 октября 1825"
Из письма Матюшкина своему другу Яковлеву, после страшного известия о гибели Пушкина: Севастополь, 14-е Февраля 1837г.: "Пушкин убит - Яковлев, как ты это допустил - у какого подлеца поднялась на него рука!"
Михаил Яковлев. С изрядными дарованиями, весьма прилежен, простодушен, усерден, исполнителен, покорен, расторопен, пылок. Был большой весельчак, любил передразнивать и высмеивать окружающих, балагурить и паясничать. Его лицейские клички - "Паяц" и "Комедиант". В стихотворении "Пирующие студенты" (1814) Пушкин так обращается к Яковлеву:: Он был также даровитым музыкантом и литератором. Написал три романса на слова Пушкина и большое количество романсов и песен на слова Дельвига. Был хранителем лицейских традиций, усердным устроителем празднований лицейских годовщин, архив первого курса хранился у него. Его называли "лицейским старостой", а его квартиру - "лицейским подворьем".
Александр Горчаков. Превосходных дарований. Благородство, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей, всегдашняя вежливость, нежность и искренность в обращении, усердие, ко всякому дружелюбие.
Пушкин о Горчакове в стихотворении "19 октября 1825".
Горчаков окончил курс с малой золотой медалью и поступил на службу в Коллегию иностранных дел в Москве, подолгу находился за границей. Дипломат, впоследствии министр иностранных дел, канцлер.
Учитель: Лицеисты решили через 10 лет после окончания лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет - золотую. В 1825 году Пушкин писал:Кому ж из нас под старость день Лицея/ Торжествовать придется одному? 19 октября 1880, 1881, 1882 годов Горчаков отмечал один - последний живой лицеист да празднует лицейский день.
Пушкин Александр. Прозвища Француз, Егоза, Сверчок, Искра, Мартышка.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс.
Для алых губ и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала:
Когда Французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
Восемнадцатилетний стихотворец... Кудрявые светло-каштановые волосы осеняют чуть смуглое лицо, высокий лоб. Стремительный взгляд серо-голубых глаз с золотистыми искорками, поражающий своей неповторимой выразительностью. Белозубая улыбка, легкость движений гармонично развитого, сильного тела. Юноша на пороге самостоятельной жизни...
Но в нем уже - глубина мыслей и чувств, широта знаний, смелость убеждений, творческая окрыленность. Таков Александр Пушкин, получивший признание известных поэтов, любимый и почитаемый друзьями.
Пушкин для Лицея - певец возвышенной и преданной дружбы. Он явился вдохновителем своеобразного ее культа: идеалы дружбы и товарищества ставились выше собственных интересов. Это стало характерной, традиционной чертой и лучших лицеистов последующих поколений.Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года - дни окончания Лицея.
Пушкин воспел своих первых друзей, он остался им верен до конца. Их имена он произносил в дни радости; о них он вспоминал на смертном одре... Даже краткая разлука с друзьями была для него остро ощутимой. В начале 1817 года, вернувшись в Лицей после рождественских праздников, этой первой разлуки с товарищами, Пушкин обратился к ним с "Элегией": чтение отрывка.
Последние прогулки по царскосельскому парку, последние дни "единения", когда они ближе друг другу, чем когда-либо. Последние дни: И первые питомцы навсегда покинут стены Лицея. Через все жизненные радости и невзгоды они пронесут благодарную память о Лицее и о своих наставниках. Шесть лет, проведенные здесь, станут самыми дорогими днями юности.
Зорю бьют. Подписался, что ни в каких обществах не состоит, и вдруг засмеялся. А лицейское? Ведь решили собираться каждый год в день открытия Лицея, 19 октября, всем лицейским. Последний лицеист да празднует лицейский день!
Нет, они не кончили Лицея. Кончились лекции, кончалось царскосельское время, пробуждения на заре, кончилось все это, а Лицей не кончился. Не мог кончиться.
:Но пусть напрасен будет труд,
Твоею дружбой оживленный -
Мои стихи пускай умрут -
Глас сердца, чувства неизменны
Наверно их переживут!
Кто был у него в Лицее? Был Пущин, Дельвиг, был Кюхля:Считать ли? Много их было - это была его истинная родня, кровная.
Так и осталось Царское Сел родиной, Отечеством, прежде всего. Мыслитель скажет, но откуда же это братство, почему Царское Село - Отечество?
Нужно единство, и кто его создает - не забывается.
Все: Да здравствует Лицей! Да здравствует дружба!
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Библиография:
- Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками т.1.
- Сост. Кунин В.В. М.,1987.
- Тынянов Ю. Пушкин. М., 1986.
- Эйдельман Н.Я. Грань веков. М.,1986.
- Эйдельман Н.Я. "Прекрасен наш союз". М.,1982.