Тема: «Секреты мастерства писателя. «Маленькие рассказы» А.П.Чехова .
Тип урока – урок-исследование с элементами театрализации.
Цели урока:
- Общеобразовательная: обобщить знания учащихся по творчеству А.П.Чехова, научить защищать тему, артистично инсценировать прозаический текст, развивать умение анализировать прозу, учить разделению функций.
- Развивающая: развивать устную монологическую речь учащихся, умение инсценировать прозу, способность видеть и оценивать своеобразие художественного текста.
- Воспитательная: воспитывать коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.
Оформление:
- Портрет А.П.Чехова.
- Выставка книг А.П.Чехова.
- Листы с открытками из жизни А.П.Чехова.
- «Кот в мешке»:
- плоскогубцы;
- духи;
- перо;
- бинокль;
- табакерка (портсигар).
- Изготовленные детьми обложки к рассказам А.П.Чехова.
- Награды для лучших:
- актёров;
- художников.
-
Оборудование к инсценировкам:
- «Толстый и тонкий» (шляпа, плащ, палка и др. костюмы)
- «Смерть чиновника» (бинокль, перо)
- «Лошадиная фамилия» (перо, чашки, самовар, щипцы, графин с «водкой», миска)
- Записи на доске (тема, приёмы мастерства, словарная работа).
Ход урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы побываем в мастерской художника слова, писателя Антона Павловича Чехова. (Обращает внимание на портрет и на выставку)
Произведения этого писателя вы хорошо знаете.
– Назовите их.
(«Каштанка», « Хирургия», « Пересолил», « Налим», « Толстый и тонкий» и др.)
Этот мастер умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его рассказы – это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу?
Некоторые секреты он нам сегодня откроет. (В тетради и на доске записывается тема: «Секреты мастерства А.П.Чехова»).
2. О писателе. (Презентация)
3. Конкурс «Кот в мешке».
Прежде, чем начать разговор о рассказах Чехова, я хочу узнать, как внимательно вы читали их. У нас игра «Кот в мешке». (Учитель достаёт по очереди предметы из мешка. Ученики должны угадать, с каким рассказом Чехова они связаны).
– Из какого рассказа эта деталь?
- Бинокль («Смерть чиновника»).
- Духи, портсигар («Толстый и тонкий», флёрдоранж).
- Графин с «водкой» («Лошадиная фамилия»).
4. Работа по произведениям:
А) «Толстый и тонкий»
Сегодня мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним содержание рассказов Чехова, но и выясним, кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть.
Вот один из секретов А.П.Чехова: (Из письма брату Александру Павловичу Чехову) «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев…»
Итак, инсценировка рассказа «Толстый и тонкий».
– Описывает ли в этом рассказе Чехов состояние героев? (Нет)
– А что он описывает? (Действие.)
1-ый секрет, который мы запишем, –
Описывать действия, а не состояние героев.
– Кто первый бросается к другу? (Толстый)
– Как тонкий называет толстого? («Миша! Друг детства!»)
– Каково состояние обоих? (Оба приятеля «ошеломлены».)
– Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили, «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил.)
– С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга.)
– Что мы узнаём о материальном положении тонкого?
(Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)
– С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости.)
– А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды.)
– Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (Зачитать)
– Какой приём использует Чехов? (Метафору. Метафору, доведённую до гротеска)
– Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)
– Найдите гротеск в этой сцене? («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились.»)
– Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)
– Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс –с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме в виде многоточий; речь прерывиста.)
– Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого.)
Чехов избегает описаний.
– Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным.)
– Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичны. Найдите их.
– О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев.)
– Почему стало противно и кому? (Толстому.)
– Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание.)
– Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства.)
– Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены.»)
– Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце – семья тонкого.)
– Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинипочитанием.)
– Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира.
– Что у юмора и сатиры общее? (Высмеивают.)
– А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества.)
– Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический.)
– Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества – чинопочитание.)
Ну а теперь обсудим, удалось ли нашим актёрам создать образы, отразив идею автора.
– Получилось ли у________________изобразить метаморфозы, превращения, которые произошли с тонким?
– Какую роль в рассказе играют жена и сын тонкого?(Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого.)
– О чём говорит тот факт, что жену тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына его зовут Нафанаил? (Это говорит о его желании выделиться, претенциозности.)
– Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе? (Чинопочитание, рабское угодничество.)
Вот что он писал Суворину в известном письме: «Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук,… выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.»
С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая из себя раба».
Б) «Смерть чиновника»
– Инсценировка рассказа
– Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?
(Тема чинопочитания, самоуничижения.)
– Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический.)
– Что он высмеивает? (Чинопочитание.)
– Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде? (Страх перед вышестоящим лицом.)
Чехов часто использует говорящие фамилии.
– Какие говорящие фамилии есть в рассказе и о чём они « говорят»? (Червяков – подчёркивает его ничтожество, Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, человеком, который постоянно распекает, брызжет слюной).
В письме брату Александру Павловичу Чехов писал: «Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое…»
– Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи. Мало действующих лиц.)
– Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство? (Нет, напротив, он успокаивал Червякова: «Я уж и забыл…Какие пустяки!»)
– Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится? (Самого понятия «генерал».)
– От чего умирает чиновник? (От страха.)
– В чём же курьёзность ситуации? (В том, что незначительное происшествие вызывает значительные, страшные последствия. Несоответствие причины и следствия.)
Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека.
– Получилось ли у ____________изобразить страх, чинопочитание?
– Понравилась ли вам игра – _________? Чем?
– За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства.)
– Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом.)
В письме Киселёвой 29 сентября 1886 года Чехов писал: «Пишите на разные темы, смешное и слёзное, хорошее и плохое. Давайте рассказы, мелочи, анекдоты, остроты, каламбуры».
В) Рассказ «Лошадиная фамилия» как раз анекдот.
– Что такое анекдот?(Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом главное значение имеет случай. Случай придаёт обычному необыкновенный вид. Поэтому в рассказе –анекдоте внимание уделяется описанию курьёзного.)
– Что такое «курьёзное»?(Смешное, странное, диковинное.) Курьёзные подробности и действия.
– Инсценировка рассказа.
– Существенное или случайное из жизни генерала Булдеева изображает автор? (Случайное.)
– Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? (Полощет зубы водкой, коньяком, прикладывает опий и табачную копоть, мажет щёку йодом.)
– Какие черты характера Булдеева проявляются в речи?(Он капризен, самоуверен, с презрением относится к другим.)
– Найдите слова, которые это доказывают. («Ну? Ну что же? Скорей думай!»)
– Найдите бранные, резкие выражения в его речи. («Чёрт тебя возьми», «к чёрту депешу пошлёшь», «накося».)
Индивидуализация речи персонажей. Речь – выражение характера.
– Сочувствуем ли мы Булдееву? (Нет.)
– Почему? (Генерал считает заговоры «ерундой, шарлатанством», а сам через некоторое время требует от приказчика, чтобы он вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря. Он сначала отказывается вырывать зуб, а потом посылает за доктором.)
– Над какими недостатками Булдеева смеётся Чехов? (Над его непоследовательность.)
– Не менее индивидуализирована речь Ивана Евсеевича. Докажите с помощью его речи, что это человек малообразованный и недалёкий.
– В какое комическое положение поставлен Иван Евсеевич? (Он вспоминает забытую им фамилию лишь тогда, когда она уже не нужна. Также, назвав фамилию «лошадиной»,он направил поиски её по неверному пути: все ищут эту фамилию, думая о масти, возрасте, нраве лошадей.)
Конкурс «Кто больше вспомнит лошадиных фамилий».
– Запишите их в тетрадь. Зачитайте.
Но вернёмся к главным героям.
– Какие метаморфозы происходят с Иваном Евсеевичем? (Сначала он ведёт себя уверенно, неторопливо, многословно, он даже подсказывает текст депеши. Далее он теряет свою смелость всё больше по мере того, как не может вспомнить фамилию.)
– Зачитайте авторские ремарки, которыми Чехов сопровождает речь Ивана Евсеевича. («Медленно вышел», «виновато вздохнул».)
Удалось ли____________передать эти метаморфозы?
Понравилось ли вам, как_______________сыграл Булдеева? Чем?
Рассказ-анекдот отличает простота композиции.
– Что в композиции занимает главное место? (Диалог)
– Почему именно диалог?(Он делает рассказ динамичным и сценичным.)
Большую роль в рассказе-анекдоте играет анекдотическое слово. Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или нелепостью, неуместностью.
– Найдите в рассказе анекдотичное слово. Оно участвует в сюжете. (Овсов, т.е. та «лошадиная фамилия», которую все вспоминают.)
– Что является завязкой действия? (Рассказ Ивана Евсеевича об акцизном.)
– Найдите кульминацию в сюжете рассказа «Лошадиная фамилия». (Встреча приказчика с доктором, после которой всплывает в памяти фамилия.)
– Какие несоответствия делают эту сцену комичной? («Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному.)
– Найдите развязку в сюжете рассказа.
– Что в рассказе высмеивает автор? (Суеверие, необразованность, темноту.)
– Это юмористический или сатирический рассказ? (Юмористический.)
– Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный.)
– Только ли смешной этот рассказ или ещё и серьёзный? (Серьёзный, потому что это ещё и напоминание о том, что при всех обстоятельствах «среди людей нужно сознавать своё достоинство».)
Мы с вами посмотрели 3 инсценировки рассказов Чехова.
– Почему их легко инсценировать?
– Диалог.
– Нет описаний.
– Мало повествования.
– Индивидуализированность речи персонажей.
– Кто же лучший актёр и почему?
Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома рисовали обложки к рассказам Чехова.
– Чья обложка вам больше нравится и чем?
5. Домашнее задание.
Опираясь на секреты мастерства Чехова, создайте дома небольшие юмористические рассказы. Оформите их.