Цели урока:
Образовательные:
- подвести итоги работы над ключевой проблемой романа: "В чем истинная красота человека?";
- продолжить работу по формированию умения выявлять авторскую позицию в художественном произведении;
- расширить представление обучающихся о своеобразии поэтики Л.Н. Толстого.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественному слову, личности писателя его творчеству.
Развивающие:
- отрабатывать умения анализировать фрагменты, вычленять эпизоды и компоновать материал романа с целью построения связного высказывания по указанной проблематике;
- развивать умение анализировать и рецензировать ответы товарищей.
- отрабатывать умение построение опорных схем.
Методическая: показать методику проведения обобщающего урока - семинара.
Тип урока - урок - обобщение.
Вид урока - семинар.
Методы:
- Словесные:
- Вступительная лекция, доклады, сообщения;
- Аналитическая беседа;
- Выразительное чтение.
Практические:
- Работа с текстом, со справочной литературой;
- Составление опорных схем и работа с ними.
Наглядные:
- Иллюстрирование произведения;
- Работа с репродукциями картин художника В.В. Верещагина.
- Проблемно - поисковые:
- Составление ответов на проблемные вопросы, решение проблемной ситуации.
Средства:
- текст романа Л.Н. Толстого "Война и мир";
- учебник "Литература" под редакцией Ю.Лебедева;
- толковый словарь под ред. С.И. Ожегова;
- словарь литературоведческих терминов;
- иллюстрации, репродукции картин;
- фрагмент фильма "Война и мир".
Проектируемая система способностей:
Исследовательские:
- исследование содержания текста, решение проблемных ситуаций
Исполнительские:
- подготовка докладов, сообщений.
Коммуникативные:
- осознание своей роли в обсуждении проблемных ситуаций;
- осознание совместных коллективных усилий в решении проблемных вопросов.
Рефлективные:
- осознание ключевой проблемы романа, осмысление авторской позиции и формирование собственного мнения "в чем истинная красота человека".
Межпредметные связи:
История России:
- война 1805 - 1807 г, Отечественная война 1812 года.
Изобразительное искусство:
- художник баталист В.В. Верещагин.
Внутрипредметные связи:
- Образ Наполеона в лирике поэтов I п. XIX в. (А.С.Пушкин, М.Ю Лермонтов).
- Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание" теория сильной личности.
- Крылов басня "Волк на псарне"
Теория литературы: литературоведческие термины.
Семантическое поле.
Обучающийся должен знать: значение понятий:
- антитеза контраста;
- образ - обобщение;
- авторская позиция;
- своеобразие поэтики писателя.
Обучающийся должен уметь:
- анализировать текст;
- выявлять авторскую позицию;
- составлять опорные конспекты;
- строить связное высказывание;
- рецензировать ответы.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Вводная лекция преподавателя.
II. Вступительная часть. Актуализация ранее изученного.
Выступления обучающихся на темы:
Кутузов и Наполеон в русской истории (краткая историческая справка);
Традиция изображения Наполеона в русской классической литературе XIX в. (А.С. Пушкин, отрывок из романа "Евгений Онегин", стих. "Поэт", "Наполеон"; М.Ю. Лермонтов стихотворение "Два капитана"). Приложение №1
Выводное знание:
В произведениях А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Наполеон - романтизированный герой-страдалец.
3. Народное представление о Кутузове и Наполеоне в басне И.Крылова "Волк на псарне".
4. Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского. Приложение №2
Выводное знание:
Родион Раскольников с его топором и А.Болконский с его знаменем, по существу, стремятся к одному и тому же - встать над людьми. Наполеон для Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского был воплощением индивидуалистической философии вседозволенности.
III. Основная часть.
Художественная задача, закрепленная Л.Н. Толстым за образами Кутузова и Наполеона.
Четкая авторская тенденция в оценке героев.
Работа с понятиями:
- яркие литературные характеры
- типические герои
- герои, воплощающие определенные идеи, т.е. образы - обобщения.
Выводное знание:
Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир" - герои, воплощающие определенные идеи, т.е. образы - символы.
Своеобразие поэтики Толстого:
(прямой авторский комментарий, роль пейзажа, суждение близких автору героев, неслучайное "сцепление" эпизодов, портретная характеристика).
Система героев романа полярно расколота. Толстой использует свой излюбленный прием - антитезу (противопоставление). Аналитическая беседа по вопросам:
- Назовите героев романа, воплощающих в себе наполеоновское начало, и героев, близких Кутузову.
- Как изменилось отношение к Наполеону князя Андрея и Пьера Безухова в процессе духовных испытаний?
Сообщение "Своеобразие портретных характеристик"
Выводное знание:
Натуралистические детали и физиологические подробности - общее в портретных характеристиках героев. Подчеркнутая телесность героев имеет разную художественную задачу: в портрете Кутузова подчеркивается мудрость, портретные подробности Наполеона выявляют его бездуховность.
Сообщения по образу Кутузова на материале эпизодов романа:
1) Смотр войск под Браунау, т. I часть II гл. II.
2) Военный совет перед Аустерлицким сражением, т. I часть III гл. XII.
3) Кутузов во время Аустерлицкого сражения, т. I часть III гл. XV.
4) Бородинское сражение, т. II часть II гл. XVI, XXV, XXXV.
5) Совет в Филях, т. III часть III гл. III, IV.
6) Итоговые главы, т. IV часть IV гл. IV, V, VI, XI. (вопросы к эпизодам - в приложении)
7) Работа с опорной схемой по образу Кутузова.
8) Просмотр фрагмента фильма "Война и мир"
Обсуждение проблемного вопроса: Почему режиссер, который так высоко ценит каждое толстовское слово, стремится к максимальному звучанию его в своей картине, в эпизоде Аустерлицкого сражения искажает авторский текст, который произносит Кутузов. Приложение №3, рисунок 1.
Выводное знание:
"Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла увлечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история".
Сообщения по образу Наполеона на материале эпизодов романа:
- Салон Шерер, т I, часть I гл. I.
- Аустерлицкое сражение т .I часть III гл. XV.
- Тильзицкий мир, т. II часть II гл. XXI.
- Переправа через Неман, т. III часть I гл. II.
- Сцены оставления Москвы, т. III часть III.
- Бородинское сражение, т. III часть II гл. XXVI, XXIX, XXXIII, XXXVIII.
- На Поклонной горе, т. III часть III гл. XIX. Приложение №4, рисунок 2.
Выводное знание: Л.Н. Толстой не приемлет в Наполеоне его эгоизма, доведенного до экцентризма, фальши, убежденности собственной непогрешимости, жестокости.
Рефлексия.
Согласны ли вы с афоризмами из дневника Л.Н.Толстого, напрямую связанными с его авторской оценкой образов Кутузова и Наполеона:
"И нет величия там, где нет простоты, добра и правды".
"Чем мудрее люди, тем они слабее, чем глупее, тем тверже".
Добрый побеждает и только
Побеждает и не гордится
Побеждает и не торжествует
Побеждает и не возвеличивается
Побеждает и не может избежать
Побеждая, надо уметь остановиться
Кто умеет останавливаться, то этим избегает опасности.
(выскажите свое мнение)
IV. Дополнительная информация. Сообщение на тему "Отечественная война 1812 года в творчестве художника - баталиста В.В.Верещагина"
V. Подведение итогов семинара.
Рецензирование ответов, сообщений.
Выставление оценок.
VI. Задание для внеаудиторной работы:
Написать сочинение на одну из тем:
- "Кутузов - народный полководец";
- "Положительный герой в понимании Л.Н. Толстого";
- "Толстовское представление о полководце";
- "Отрицательные герои в романе "Война и мир";
- "Патриотизм народа в войне 1812 года" и др.