Семейный час для родителей "Что за прелесть эти сказки!". Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Тема дома, семьи в сказках А.С. Пушкина"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Подготовка: чтение сказок А.С.Пушкина; составление и решение кроссвордов; иллюстрации к сказкам; инсценировка отрывков; подбор пословиц и поговорок по теме “Дом. Семья”; заучивание поэтических текстов.

Конспект урока

Няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна в судьбе Пушкина, их влияние на создание сказок поэтом. О жизни няни, отзывы о ней Пушкина, сестры поэта. Стихотворение “Няне”.

По русским традициям свадьбе предшествует сватовство (сценка “Сватовство” из сказки “Жених”). Свадебный пир в “Руслане и Людмиле”, исчезновение невесты, борьба жениха за возвращение возлюбленной. “Руслан и Людмила” - первый сказочный сюжет Пушкина, раскрывающий тему Дома.

Исследователь пушкинского творчества Е.А.Маймин: “в детстве… ему не было дано ощущения Дома, и он это переживал… как важное лишение. …его мечта о Доме становится мечтой о спасении, мечтой не о счастье даже, а о тихом покое”.

“Сказки о попе и его работнике Балде”: образ поповской семьи; именно Балду попёнок называет “тятей” и о нём поповна “печалится”.

Решение Пушкина жениться, чтобы обрести семейное счастье. О сватовстве поэта, его отзывы о Н.Гончаровой, ставшей женой, графиня Д.Фикельмон о ней.

“Сказка о царе Салтане…” - величание невесты-красавицы. Образ Лебеди – идеализация личного отношения к жене (“Я женат и счастлив…”) и народные представления об идеале женской красоты. Подслушанный царём разговор девиц и выбор той, которая обещала родить сына: через детей продолжается жизнь. Мечта о воссоединении семьи, борьба Гвидона со Злом, мешающими этому. Красота, умение быть благодарной, помогать возлюбленному в трудную минуту – качества царевны Лебедь, идеальной женщины. Решение Гвидона жениться, обращение к матери за благословением. воссоединение царской семьи и рождение новой. Сопоставление народного варианта сказки и пушкинской, в которой более убедительно звучит тема Семьи.

“Сказка о мёртвой царевне…” - изображение женского идеала. Томительное ожидание мужа царицей, её смерть. Сопоставление новой царицы и царевны как приём создания образа идеальной женщины. Уклад жизни в тереме богатырей, их отношение к царевне – хранительницы семейного очага, её мудрость, верность Елисею. Испытания Елисея в борьбе за любовь, верность. Победа добра над злом в борьбе за семейное счастье.

“Сказка о золотом петушке”: шамаханская царица – искушение, средство испытания героя на верность семье.

“Сказка о рыбаке и рыбке”: наказание старухи за жестокое отношение к мужу, неблагодарность, алчность, она сама наказание для старика за его излишнюю покорность. Вывод: родными делают членов семьи не богатство, а отношения, общие радости и печали.

“Сказка о Медведихе”: мать встаёт на защиту детей, рискуя жизнью. Мотив денег, их разрушающая семейное счастье сила.

Сказки Пушкина - отражение духовного мира народа: сопоставление сказок и пословиц, поговорок.

“Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!” (А.С. Пушкин). Подведение итогов: с какими понятиями связывается понятие Дом? (выполнение задания учащимися и родителями и проверка предварительной работы учащихся “Черты, необходимые невесте (жене), жениху (мужу) ).

Любви, взаимного Уважения, Мира, Доброты и Искренности вашему Дому!

Для родителей.

Пушкина волновали вопросы воспитания. 1826г. написан трактат “О народном воспитании”: главная забота - нравственное воспитание.

Жил бы дольше, воплотил бы свою систему воспитания в собственных детях. Но успел сказать много на эту тему в произведениях, в том числе сказках!