Севастопольская битва: поражение и победа (по рассказу Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце")

Разделы: Литература, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: урок-исследование.

Цели:

  • проанализировать текст рассказа «Севастополь в декабре месяце»,
  • формировать исследовательские умения и навыки,
  • воспитывать интерес к истории своей страны и чувство любви к Родине.

Теория литературы: рассказ, эпизод, мотив, тема, идея, авторская позиция, герой произведения.

Планируемые результаты.

  • Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию,
  • Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.
  • Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения.

Средства обучения: учебники-хрестоматии,  медиа-проектор, тетради.

План урока

1. Вступительное слово учителя.
2. Просьба защитника Севастополя.
3. Постановка цели урока.
4. Сообщение ученика о Крымской войне.
5. Заполнение таблицы: факты, указывающие на поражение.  
6. Панорама Севастопольской битвы.
7. Сообщение ученика о героях Севастополя.
8. Работа с текстом: эпизоды о защитниках Севастополя.
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание.

Домашнее задание к уроку.

Прочитайте эпизод и выберите те строчки, которые описывают героев Севастополя. Каким предстаёт каждый защитник города? (по группам).

  • 1 группа: эпизод «В госпитале. Старый солдат».
  • 2 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Офицеры и солдаты».
  • 3 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Взрыв бомбы».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (Презентация, слайд 1).

– Здравствуйте, мои юные исследователи! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диалог. Диалог с теми, кто в своё время отстаивал силу и величие России. И придёт к нам на урок необычный гость.

(Стук в дверь, заходит солдат – участник битвы за Севастополь).

II. Просьба защитника Севастополя (Презентация, слайд 2).

– Разрешите представиться, рядовой Волынского полка. Посоветовали мне люди добрые обратиться к вам. Говорят, знаете вы много про битву нашу в Севастополе да можете помочь мне. Гляжу, молоды вы… Да уж,  видно, Бог ума вам дал. Помогите, ребятушки.

Дошла до меня весть, будто отдали мы Севастополь басурманам. Ранен был я да после госпиталя отправлен домой на побывку. А брат мой вернулся, говорит: «Всё, мол, ушли русские войска из города». Да как же так? Могли ли мы отдать город? Проиграли мы аль победили? Помогите уж вы мне понять, ребятушки (Приложение 1).

III. Постановка цели и задач урока (Презентация, слайд 3).

– Поможем нашему гостю?

– Что мы должны узнать на уроке?

Цель урока: узнать, поражением или победой стала Севастопольская битва для русского народа.

Задачи урока:

  • Узнать исторические особенности Крымской войны 1853–1854 г.
  • Проанализировать текст рассказа.
  • Выделить факты, указывающие на поражение и победу.

– В ходе урока будем оформлять свои записи виде таблицы (Презентация, слайд 4).

– Сначала давайте вспомни, как проходила Крымская война?

IV. Сообщение ученика о Крымской войне (Приложение 2, Презентация, слайд 5).

– Что мы можем записать?

V. Заполнение таблицы: факты, указывающие на поражение (Презентация, слайд 6).

  1. Отсталая военная промышленность.
  2. Слабая подготовка армии, рекрутская система, бездарное командование.
  3. Слабая система дорог, отсутствие железных дорог.
  4. Плохая санитарная служба.
  5. Политические просчёты Николая I.

– А какой предстаёт война для тех, кто в ней участвовал?

Гость: Война... Да, привыкаешь ко всему, и мы привыкли. Жили в землянках. Согнёшься, так вдвоём поместишься. Мешали грязь сапогами. Убьют али ранят кого, идёшь на его место к орудию.

– Давайте вместе побываем на Малаховом кургане и увидим место военных действий глазами очевидца, Льва Николаевича Толстого, который с ноября 1854 года по август 1855 года воевал в осаждённом Севастополе.

VI. Панорама Севастопольской битвы (Презентация, слайды 7–12).

– Как выглядели подступы к Севастополю? Прочитайте строчки из текста.

7 слайд: «Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанные по  бухте, и на чёрные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури… и на линию затопленных кораблей, и на далёкий неприятельский флот, маячащий на хрустальном горизонте моря, … вы слушаете величественные звуки стрельбы в Севастополе».

8 слайд: «Проходя по улице,… вы замечаете вокруг себя уже не дома, а какие-то странные груды развалин-камней, досок, глины, брёвен…».

9 слайд: «Пройдя шагов двести, вы входите в изрытое грязное пространство, окружённое со всех сторон турами, насыпями, погребами, платформами, землянками, на которых стоят большие чугунные орудия и правильными кучами лежат ядра».

10 слайд: «Пройдя ещё шагов триста, вы снова выходите на батарею – на площадку, изрытую ямами и обставленную турами, насыпанными землёй, орудиями на платформах и земляными валами».

11 слайд: – Вы увидите землянки, в которых живут солдаты и матросы.

12 слайд: – Заметите женщин, приносящих солдатам воду.

– Что можно записать в таблицу? В какую колонку? (Факты, указывающие на победу: 1, 2)

1. Хорошо подготовленные укрепления.

2. Спокойствие жителей города.

– Война движется людьми, которые проигрывают или побеждают; побеждают, проигрывая, или терпят поражение, одерживая победу. В каждой битве были свои герои.

VII. Сообщение ученика о героях Севастополя (Приложение 3, Презентация, слайды 13-15).

– А что же пишет Л.Н.Толстой? Обратимся к рассказу.

VIII. Работа с текстом: эпизоды о защитниках Севастополя (домашнее задание по группам).

– Прочитав эпизод, выберите те строчки, которые описывают героев Севастополя. Каким предстаёт каждый защитник города?

1 группа: эпизод «В госпитале. Старый солдат» (Презентация, слайд 16).

– В госпитале рассказчик встречает и других раненых: белокурого солдата, матроску, старого матроса. Что объединяет всех раненых людей?

Запишите (Факты, указывающие на победу: 3).

3. Стойкость, мужество, терпение русских солдат.

2 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Офицеры и солдаты» (Презентация, слайд 17).

– Какие черты характера выделяет автор в русских людях? Запишите (Факты, указывающие на победу: 4).

4. Простота и упрямство русских людей, «сознание своего достоинства и высокой мысли и чувства».

3 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Взрыв бомбы» (Презентация, слайд 18).

– Какие ещё чувства проявляются у защитников города? Почему просит прощения раненый матрос? Запишите (Факты, указывающие на победу: 5, 6).

5. Чувства злобы и мщения к врагу.

6. Желание остаться в строю, чувство вины за ранение и невозможность помочь другим воевать.

– Послушаем и нашего гостя.

Гость: Многое было, ребятушки. Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-ю французскую батарею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывали трубки из бомб. Женщины носили воду на бастионы для солдат. Многие убиты и ранены. Священники с крестами ходили на бастионы и под огнем читали молитвы. В одной бригаде, 24-го, было 160 человек, которые раненые не вышли из фронта.
Чудное время!..

– В рассказе Л.Н. Толстого действуют простые русские солдаты. Почему автор не даёт имена свои героям и сам рассказывает о событиях? (В рассказе народ действует как единое, целое; автор стремится приблизить читателя к описываемым событиям).

– Что объединяет всех защитников Севастополя? Прочитайте.

– Всех защитников Севастополя объединяет «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине. Любовь к родине возвышает русских солдат, которые «с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину», поэтому после чтения «Севастопольских рассказов»  и возникает отрадное, глубокое убеждение в невозможности не только взять Севастополь, но и «поколебать где бы то ни было силу русского народа».

– Запишите в таблице (Факты, указывающие на победу: 7).

7. Любовь к родине.

IX. Подведение итогов урока (Презентация, слайд 19, 20).

– Сравните записи обеих граф таблицы и скажите, чем стала севастопольская битва для русского народа, поражением или победой?

– Убедили ли мы вас, уважаемый гость?

Гость: Спасибо вам, ребятушки, помогли старику. Пусть хоть чего говорят брат мой да начальники, знаю: победили мы. А надо будет – снова защитим землю нашу русскую! (Гость уходит).

X. Домашнее задание: написать письмо защитникам Севастополя, в госпиталь или на передовую.

 Использованные источники информации.

1. militera.lib.ru/h/shavshin/07

2. https://nikolay-istomin.livejournal.com/1917693 l

3. http://www.narodsobor.ru/events/history/5251-geroi-krymskoj-vojny

4. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-lntolstoy-uchastnik-oboroni-sevastopolya-1837457

5. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/gieroichieski-otbit-piervyi-obshchii-shturm-sievastopolia

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/

7. sevmuseum.ru/objects/исторический-бульвар/panorama/