Тип урока: урок-исследование.
Цели:
- проанализировать текст рассказа «Севастополь в декабре месяце»,
- формировать исследовательские умения и навыки,
- воспитывать интерес к истории своей страны и чувство любви к Родине.
Теория литературы: рассказ, эпизод, мотив, тема, идея, авторская позиция, герой произведения.
Планируемые результаты.
- Предметные: уметь искать и выделять необходимую информацию,
- Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.
- Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения.
Средства обучения: учебники-хрестоматии, медиа-проектор, тетради.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Просьба защитника Севастополя.
3. Постановка цели урока.
4. Сообщение ученика о Крымской войне.
5. Заполнение таблицы: факты, указывающие на поражение.
6. Панорама Севастопольской битвы.
7. Сообщение ученика о героях Севастополя.
8. Работа с текстом: эпизоды о защитниках Севастополя.
9. Подведение итогов урока.
10. Домашнее задание.
Домашнее задание к уроку.
Прочитайте эпизод и выберите те строчки, которые описывают героев Севастополя. Каким предстаёт каждый защитник города? (по группам).
- 1 группа: эпизод «В госпитале. Старый солдат».
- 2 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Офицеры и солдаты».
- 3 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Взрыв бомбы».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (Презентация, слайд 1).
– Здравствуйте, мои юные исследователи! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диалог. Диалог с теми, кто в своё время отстаивал силу и величие России. И придёт к нам на урок необычный гость.
(Стук в дверь, заходит солдат – участник битвы за Севастополь).
II. Просьба защитника Севастополя (Презентация, слайд 2).
– Разрешите представиться, рядовой Волынского полка. Посоветовали мне люди добрые обратиться к вам. Говорят, знаете вы много про битву нашу в Севастополе да можете помочь мне. Гляжу, молоды вы… Да уж, видно, Бог ума вам дал. Помогите, ребятушки.
Дошла до меня весть, будто отдали мы Севастополь басурманам. Ранен был я да после госпиталя отправлен домой на побывку. А брат мой вернулся, говорит: «Всё, мол, ушли русские войска из города». Да как же так? Могли ли мы отдать город? Проиграли мы аль победили? Помогите уж вы мне понять, ребятушки (Приложение 1).
III. Постановка цели и задач урока (Презентация, слайд 3).
– Поможем нашему гостю?
– Что мы должны узнать на уроке?
Цель урока: узнать, поражением или победой стала Севастопольская битва для русского народа.
Задачи урока:
- Узнать исторические особенности Крымской войны 1853–1854 г.
- Проанализировать текст рассказа.
- Выделить факты, указывающие на поражение и победу.
– В ходе урока будем оформлять свои записи виде таблицы (Презентация, слайд 4).
– Сначала давайте вспомни, как проходила Крымская война?
IV. Сообщение ученика о Крымской войне (Приложение 2, Презентация, слайд 5).
– Что мы можем записать?
V. Заполнение таблицы: факты, указывающие на поражение (Презентация, слайд 6).
- Отсталая военная промышленность.
- Слабая подготовка армии, рекрутская система, бездарное командование.
- Слабая система дорог, отсутствие железных дорог.
- Плохая санитарная служба.
- Политические просчёты Николая I.
– А какой предстаёт война для тех, кто в ней участвовал?
Гость: Война... Да, привыкаешь ко всему, и мы привыкли. Жили в землянках. Согнёшься, так вдвоём поместишься. Мешали грязь сапогами. Убьют али ранят кого, идёшь на его место к орудию.
– Давайте вместе побываем на Малаховом кургане и увидим место военных действий глазами очевидца, Льва Николаевича Толстого, который с ноября 1854 года по август 1855 года воевал в осаждённом Севастополе.
VI. Панорама Севастопольской битвы (Презентация, слайды 7–12).
– Как выглядели подступы к Севастополю? Прочитайте строчки из текста.
7 слайд: «Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанные по бухте, и на чёрные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури… и на линию затопленных кораблей, и на далёкий неприятельский флот, маячащий на хрустальном горизонте моря, … вы слушаете величественные звуки стрельбы в Севастополе».
8 слайд: «Проходя по улице,… вы замечаете вокруг себя уже не дома, а какие-то странные груды развалин-камней, досок, глины, брёвен…».
9 слайд: «Пройдя шагов двести, вы входите в изрытое грязное пространство, окружённое со всех сторон турами, насыпями, погребами, платформами, землянками, на которых стоят большие чугунные орудия и правильными кучами лежат ядра».
10 слайд: «Пройдя ещё шагов триста, вы снова выходите на батарею – на площадку, изрытую ямами и обставленную турами, насыпанными землёй, орудиями на платформах и земляными валами».
11 слайд: – Вы увидите землянки, в которых живут солдаты и матросы.
12 слайд: – Заметите женщин, приносящих солдатам воду.
– Что можно записать в таблицу? В какую колонку? (Факты, указывающие на победу: 1, 2)
1. Хорошо подготовленные укрепления.
2. Спокойствие жителей города.
– Война движется людьми, которые проигрывают или побеждают; побеждают, проигрывая, или терпят поражение, одерживая победу. В каждой битве были свои герои.
VII. Сообщение ученика о героях Севастополя (Приложение 3, Презентация, слайды 13-15).
– А что же пишет Л.Н.Толстой? Обратимся к рассказу.
VIII. Работа с текстом: эпизоды о защитниках Севастополя (домашнее задание по группам).
– Прочитав эпизод, выберите те строчки, которые описывают героев Севастополя. Каким предстаёт каждый защитник города?
1 группа: эпизод «В госпитале. Старый солдат» (Презентация, слайд 16).
– В госпитале рассказчик встречает и других раненых: белокурого солдата, матроску, старого матроса. Что объединяет всех раненых людей?
Запишите (Факты, указывающие на победу: 3).
3. Стойкость, мужество, терпение русских солдат.
2 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Офицеры и солдаты» (Презентация, слайд 17).
– Какие черты характера выделяет автор в русских людях? Запишите (Факты, указывающие на победу: 4).
4. Простота и упрямство русских людей, «сознание своего достоинства и высокой мысли и чувства».
3 группа: эпизод «Четвёртый бастион. Взрыв бомбы» (Презентация, слайд 18).
– Какие ещё чувства проявляются у защитников города? Почему просит прощения раненый матрос? Запишите (Факты, указывающие на победу: 5, 6).
5. Чувства злобы и мщения к врагу.
6. Желание остаться в строю, чувство вины за ранение и невозможность помочь другим воевать.
– Послушаем и нашего гостя.
Гость: Многое было, ребятушки. Раненый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали 24-ю французскую батарею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывали трубки из бомб. Женщины носили воду на бастионы для солдат. Многие убиты и ранены. Священники с крестами ходили на бастионы и под огнем читали молитвы. В одной бригаде, 24-го, было 160 человек, которые раненые не вышли из фронта.
Чудное время!..
– В рассказе Л.Н. Толстого действуют простые русские солдаты. Почему автор не даёт имена свои героям и сам рассказывает о событиях? (В рассказе народ действует как единое, целое; автор стремится приблизить читателя к описываемым событиям).
– Что объединяет всех защитников Севастополя? Прочитайте.
– Всех защитников Севастополя объединяет «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине. Любовь к родине возвышает русских солдат, которые «с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину», поэтому после чтения «Севастопольских рассказов» и возникает отрадное, глубокое убеждение в невозможности не только взять Севастополь, но и «поколебать где бы то ни было силу русского народа».
– Запишите в таблице (Факты, указывающие на победу: 7).
7. Любовь к родине.
IX. Подведение итогов урока (Презентация, слайд 19, 20).
– Сравните записи обеих граф таблицы и скажите, чем стала севастопольская битва для русского народа, поражением или победой?
– Убедили ли мы вас, уважаемый гость?
Гость: Спасибо вам, ребятушки, помогли старику. Пусть хоть чего говорят брат мой да начальники, знаю: победили мы. А надо будет – снова защитим землю нашу русскую! (Гость уходит).
X. Домашнее задание: написать письмо защитникам Севастополя, в госпиталь или на передовую.
Использованные источники информации.
1. militera.lib.ru/h/shavshin/07
2. https://nikolay-istomin.livejournal.com/1917693 l
3. http://www.narodsobor.ru/events/history/5251-geroi-krymskoj-vojny
4. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-lntolstoy-uchastnik-oboroni-sevastopolya-1837457
5. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/gieroichieski-otbit-piervyi-obshchii-shturm-sievastopolia
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. sevmuseum.ru/objects/исторический-бульвар/panorama/