Слайд 2
Цели урока:
- Постичь некоторые особенности Пушкина-художника, углубить представление о нем.
- Оценить смысл и значение художественных деталей, зарисовок, диалогов, композиций.
- Совершенствовать устную речь учащихся.
- Подвести итог групповой исследовательской работы при изучении повести.
Оборудование: мультимедийная презентация; демонстрация портретов А.С.Пушкина, Емельяна Пугачева, Екатерины II, иллюстраций к повести, рисунков учащихся; тексты произведения, дополнительная литература (по выбору учащихся).
Слайд 3
Эпиграфы к уроку:
И современники, и тени
В тиши беседуют со мной.
Острее стало ощущенье
Шагов истории самой.
Я. Смеляков.
Слов немного, но они так точны, что обозначают все.
В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт!
Н.В.Гоголь.
Ход урока:
Слово учителя:
В строках, обращенных к России, Пушкин метко и лаконично сформулировал закон неисчерпаемости великого художника. Гений для потомков – «вечно тот же, вечно новый…». Завершив жизненный путь, он оставляет миру свое наследие, к которому уже не прибавляются новые произведения, но его жизнь продолжается в памяти общества. Каждое поколение прочитывает произведения по-новому, по-своему, открывает для себя будто впервые (порой вступая в споры с былыми интерпретациями), с позиций своего времени определяет его художественную ценность. Классик оказывается современников своих потомков.
Тема сегодняшнего урока «Связь времени и места в художественном повествовании (сообщаю цели урока).
Обращаю ваше внимание на два эпиграфа, смысл которых мы не будем оговаривать, но он раскроется для вас, я надеюсь, в течение урока.
Итак, предлагаю приступить к работе. Каждая группа представит свою тему и те материалы, которые были выбраны для ее раскрытия.
Слайд 4
1 группа Образ дороги в повести «Капитанская дочка».
Примерный ответ учащихся 1 группы.
Тема дороги – традиционная для русской литературы и для творчества Пушкина. У поэта этому посвящены стихи «Зимняя дорога», «Бесы», «Дорожные жалобы» и другие – все стихи об этом, о дороге.
(Учащиеся читают отрывки из названных стихотворений)
А еще бесконечная дорога в повести «Метель». Владимир находится в постоянном поиске пути.
( Ученик рассказывает об изображении дороги в повести)
Как жить? Какую дорогу выбрать? Куда идти? Об этом размышляют автор и рассказчик в повести «Капитанская дочка».
Как же звучит эта тема в повести Пушкина? Мы обратили внимание на то, что в композиции этого произведения тема дороги появляется тогда, когда в повествование врывается Пугачев.
(Звучит рассказ о том, как показана эта дорога, с примерами из текста; отрывки заучены наизусть; учащимися выполнены рисунки, выбор которых объясняется детьми на уроке)
Учитель:
Вы, ребята, уже сказали, что тема дороги – традиционная в русской литературе. И в ответ на ваш рассказ я хочу показать вам репродукции русских художников. (И.И.Левитан «Владимирка», А.К.Саврасов «Проселок»).
Слайд 5
Я думаю, ваши рисунки в чем-то созвучны полотнам великих мастеров.
Но как сказал один малоизвестный поэт
Дорогу выбирают не случайно,
А что не так – поправит вечность.
Неиссякаемы отвага, вера, тайна,
И сила духа в нас, и человечность.
(Петр Кошель)
(Инсценирование эпизода «Диалог Екатерины II и Маши Мироновой в саду».
Учитель:
Слово – второй группе.
Слайд 6
2 группа. Как вы расцениваете милости Екатерины II?
Примерный ответ членов 2 группы.
Слайд 7
При подготовке ответа на этот вопрос мы нашли портреты императрицы Екатерины II (представляют портреты).
Такой мы видим государыню на портретах художников. А какой же изображает ее Пушкин?
«Ей казалось лет сорок. Лицо ее выражало важность и спокойствие, а голубые глаза имели прелесть неизъяснимую». Однако эта миловидная женщина способна и гневаться, как это мы видели в повести и сегодняшней инсценировке.
Конечно, Екатерина II проявляет человечность, прощая Гринева. Но даже это проявление доброты заслуживает поддержки: «Оставь герою сердце! Что ж он будет без него? Тиран!».
Но А.С.Пушкин не делает государыню идеальной, ведь свое милосердие она связывает, прежде всего, с Марьей Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол (… «я в долгу перед дочерью капитана Миронова»).
А если мы сравним щедроты бунтовщика Пугачева и императрицы, то увидим, что она простила невиновного человека, выполняющего свой долг и не нарушившего присяги. Наверное, поэтому повествование завершается не сценой освобождения Гринева и не его признательностью императрице. Пушкин обрывает мемуары Гринева фразой об отъезде Марьи Ивановны из Петербурга.
Но в изложении от издателя мы видим, что еле заметная ирония, как это может Пушкин, пронизывает слова о «благоденствующем» потомстве Гриневых.
(Зачитывается текст на стр. 126)
Здесь говорится о так называемой «десятипановке» - так во времена Пушкина называли мелкопоместное имение.
А поэтому, как мы выяснили, особыми милостями Екатерина II не одарила ни Машу, ни Петра Андреевича.
Учитель:
Да, ребята, особых милостей не было.
Грустные мысли об утрате еще недавней славы и величия духа навевает «Послесловие». Комментарием к нему служит пушкинская «Родословная моего героя», написанная в год публикации «Капитанской дочки». Езерские, о которых ведется здесь речь, блистали славой своих имен в прошедшие времена, а ныне «тех родов боярских Бледнеет блеск и никнет дух» -
Езерский сам же твердо ведал,
Что дед его, великий муж,
Имел двенадцать тысяч душ;
От них отцу его досталась
Осьмая часть, и та сполна
Была давно заложена
И ежегодно продавалась;
А сам он жалованьем жил
И регистратором служил.
Здесь прояснено то, что таится в подтексте «Послесловия», - тревога, порожденная не столько разорением старинных родов, сколько разорением России, ведь это она дробилась на клочки наследственных имений и «ежегодно продавалась»…
Слайд 8
Однако Пушкин дает нам поэтическую картину Царскосельского парка, где Маша встречается с «неизвестной дамой».
Чувствуете связь времени и места? Лицей и вечный парк! Автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке, официальной. Но с этим парком связаны самые святые и светлые воспоминания. А прекрасное несовместимо с бессердечностью.
(Зачитывается отрывок на стр. 123)
А теперь послушаем задание 3 группы.
Слайд 9
3 группа. Рассказать, как связана дата окончания повести «Капитанская дочка» с судьбой писателя.
Примерный ответ членов 3 группы (изображение Лицея)
Когда автор заканчивает произведение, он ставит дату и подпись. Обратим внимание на эти детали в повести – 19 октября 1936 г». подпись – «Издатель».
Именно в таком виде была опубликована повесть в журнале «Современник» за 1936 год – итоговое произведение Пушкина.
Дата «19 октября» о многом говорила современникам и друзьям поэта. Это день лицейской годовщины, это знак, замещавший пушкинскую подпись. В день, когда была завершена «Капитанская дочка», на встрече с друзьями-лицеистами поэт прочитал свое последнее стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…». Мы прочитаем это стихотворение полностью, всей группой. Оно не было закончено. Пушкин не успел этого сделать – через несколько месяцев он погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свою последнюю повесть – свое завещание.
(Чтение учащимися наизусть стихотворения «Была пора: наш праздник молодой…»)
Нам кажется, что в своем последнем произведении писатель подводит итог своей жизни и утверждает девиз для будущих поколений: «Берегите честь, достоинство, будьте человечными, отзывчивыми, помогайте другим, любите друг друга – и жизнь станет справедливее и ярче».
Учитель:
Мне понравилось, что вы совершенно верно подобрали материал по теме и утвердили жизненный девиз повести. И мне кажется, следуя этим заветам, будущие поэты посвящают дате – 19 октября – свои стихи, очень многие из них собраны в сборнике «России первая любовь»…
И заключает нашу творческую работу четвертая группа.
Слайд 10
4 группа Что понимает и чего не понимает Гринев в Пугачеве? Каким он видит его?
( Портрет Пугачева)
Примерный ответ членов 4 группы
Впервые мы встречаем Пугачева в степи, во время бурана, а затем в трактире. В это время его еще не тяготят «государевы» обязанности. Гринев поражен его сметливостью, какой-то загадочной силой, но для него Пугачев пока случайный встречный. Затем Петр Андреевич вместе с другими офицерами знакомится с официальным письмом (зачитывают письмо, стр. 70).
С этого момента и до какого-то времени Гринев смотрит на Пугачева глазами смертельного врага.
Да, Пугачев вскоре на сооруженном троне вершит суд. Но впечатление от жестокости его ослабляется тремя фактами: первый – он казнит своих врагов; второй – эти враги объявляют его «вором и самозванцем»; третий – казнь совершает изувеченный башкирец, которого Иван Кузьмич обрекал на не человеческие пытки.
А во время пирушки Пугачев и Гринев проникаются симпатией друг к другу. И именно с этого момента в сознании Гринева образ «разбойника» замещается образом «плутоватого и ловкого казака». Гринев чувствует, что этот вождь бунтовщиков испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности, он – образ трагический.
Гринев-рассказчик подмечает удаль, широту души, человечность, ум, народную основу характера Пугачева. Многого рассказчик не понял в Пугачеве; особенно это касается народного характера восстания, но войско бунтовщиков растет быстро за счет нового пополнения.
Как нам показалось при работе над этим заданием, Гринев воспринимает Пугачева не как жестокого злодея, а человека с необузданным характером; в силу такого характера Пугачев мог не разобраться в событии до конца и принять решение, ведущее к трагическим последствиям.
Характер Емельяна Пугачева очень сложный, противоречивый, но все-таки доброта его души берет верх над недостатками.
Слайд 11
Учитель:
А вот какое мнение высказала поэтесса Марина Цветаева:
«От Пугачева на Пушкина – следовательно, и на меня – шла могучая чара… Чара – в его черных глазах и черной бороде, чара – в его усмешке, чара – в его опасной ласковости, чара – в его напускной важности…».
Так Марина Цветаева определила суть отношений и между Пугачевым и Гриневым. В этом смысле интересно одно пушкинское стихотворение, послание «Д.В.Давыдову». Здесь Александр Сергеевич дает полушутливую и очень живую характеристику Пугачеву из «Капитанской дочки».
Слайд 12
Вот мой Пугач: при первом взглядеИтак, пора подвести итоги нашей групповой работы. На мой взгляд, все вы справились с ней, расширили свое представление о героях, увидели еще раз мастерство Пушкина, его умение тонко, ненавязчиво, в очень лаконичных строчках показать нам широту изображения действительности. У него все взаимосвязано: личная судьба, время, место события, поступки героев.
Он виден – плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы неплохой.
И еще одна загадка. Она касается последней встречи Гринева с Пугачевым. В повести об этом всего одна фраза: «Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». Загадка состоит в том, как же мог Гринев оказаться на месте казни 10 января 1775 года?
Неужто не поехал он в симбирскую деревню, где ждала желанная невеста, его спасительница, где томились истосковавшиеся по сыну родители? Неужто вот так и рванулся он в Москву, потому что привязался к этому страшному и чудесному человеку; потому что жизнью был готов отплатить за добро, потому что никак не мог забыть «о злодее, обрызганном кровью стольких жертв, и о казни, его ожидающей»?
Но, может быть, не своей волей приехал он в Москву, - его вызвали для вручения каких-то документов, связанных с помилованием, или для свидетельских показаний? Все это лишь предположения.
Одно бесспорно: финал несет идею обнадеживающую: народ отыщет дорогу к таким отношениям, которые отвечали бы истинному назначению человека на Земле.
Слайд 13
Учитель:
Подведем итог нашему уроку:
- Какие выступления, на ваш взгляд, были сегодня наиболее яркими?
- Что нового внес сегодняшний урок в ваше представление о Пугачеве?
- С помощью каких средств осуществляется в художественном повествовании связь места и времени?
(Объявление оценок за урок)
Задание на дом:
Подобрать материал к сочинению на тему: «Становление характера Петра Гринева».
(Страницы указаны в соответствии с учебником «Литература». 8 класс. Автор-составитель Г.И.Беленький. М. , Просвещение. 2000 г.)