Святое чувство материнства (по рассказу А.Платонова "Корова") (6-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • сформировать у учащихся представления литературном герое – животном; подвести к выводу с том, что самое страшное горе для любой матери – потеря своего ребёнка, и не важно, кто это – человек или животное;
  • продолжить работу над формированием умений и навыков анализа текста и художественного образа;
  • создавать условия для развития потребности в поисковой деятельности; коммуникативных навыков, речи учащихся, умения анализировать, находить главное, делать выводы;
  • развивать эмоционально-образного мышления;
  • подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания; воспитание бережного отношения к близким, сыновней ответственности.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4

Ход урока

Тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что своё горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением…

А.П. Платонов

I. Организационный момент

Подготовка к восприятию рассказа. (на экране презентация.См. Приложение 3 слайд 1)

Вы познакомились с рассказом А.Платонова “Корова”.

  • Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Какие чувства затронул? О чём заставил задуматься?

Сегодня мы продолжим работу над анализом художественного произведения; будем учиться подбирать материал для характеристики литературного героя; поразмышляем о таких важных человеческих чувствах, как материнская любовь, внимание к близким, забота о них.

Наш урок – это урок открытых мыслей, и я прошу вас делиться с нами своими мыслями, которые возникнут у вас в течение урока.

Поможет нам работать буклет, в котором мы будем записывать свои мысли и выводы.

1) Беседа по содержанию рассказа:

  • Назовите главных героев рассказа.

(Вася, корова.)

Необычно, что автор ставит в один ряд с человеком животное, но подчас братья наши меньшие чувствуют так же остро, как и мы, люди.

II. Работа над характеристикой образа героя

(слайд 2)

1) Самостоятельная работа с текстом:

  • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?

– Найдите в тексте описание коровы.

  • Обращает ли автор наше внимание на какие-то особенности её или это самая обычная корова?

Чтение отрывка из рассказа.

“…это серая степная корова черкасской породы”;

“…у коровы не было своего имени, и он называл её, как было написано в книге для чтения”

  • Почему у коровы нет имени?

(так подчёркивается её обычность: это обычная корова, такая же, как и все другие)

  • А для чего даются имена?

(чтобы отличать от других)

Вывод: если нет имени, то и нет ничего, отличающего от других подобных существ: такая же, как все.

У коровы “…добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир, а отдавала её в молоко и в работу”.

“Посмотрев немного на мальчика, корова нагнула голову и взяла из корыта нежадным ртом несколько былинок. Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна была жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с ней долго трудиться, чтобы напитаться”.

“На своей корове Вася с отцом работали и раньше, она умела пахать и была привычна и терпелива ходить в ярме”.

  • А как вы думаете, почему корова была “утомлённой” и “худой”? О каких её качествах это говорит?

(нежадная, трудолюбивая)

Какие подробности жизни коровы мы узнаём из сочинения Васи?

Чтение отрывков из сочинения:

“…из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвёртый, а всем хватало”.

“Всем было от них хорошо”.

“Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй”.

“…не собирала для себя в жир и мясо, а отдавала в молоко и в работу…”, “сильные кости”.

Исследовательская работа – стилистический анализ языка автора:

Найдите в приведённых цитатах из рассказа нарушения грамматических норм языка и объясните, случайно ли такое употребление слов или автор делает это намеренно:

I вариант

“Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна была жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с ней долго трудиться, чтобы напитаться”.

II вариант

“У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвёртый, а всем хватало”.

(слайд 3)

РОЖАТЬ (МАС, 1984 г.) –

  1. Дать жизнь кому-либо, произвести на свет.
  2. перен. Дать начало чему-либо, создать, послужить причиной появления чего-либо.
  3. Принести плоды, дать урожай.
  • Итак, почему автор нарушает грамматические нормы?

1) чтобы подчеркнуть, что появление молока, как и появление на свет нового существа (ребёнка или телёнка) – это чудо, но и тяжёлая работа, необходимая для жизни)

2) “из неё” – значит то, что находится внутри неё, мальчик сказал этим, что будто ели её саму)

Вывод: этими словами: “рожалось” и “из неё” показана полная отдача себя людям и своему телёнку, т.е.близким.

  • Запись вывода по исследовательской работе в буклет: (слайд 4)

достигается образность, яркость, выразительность речи.

  • Давайте обобщим всё, что мы говорили: так какой же была корова?

Вывод: корова была доброй, трудолюбивой, утомленной постоянной работой, нежадной, щедрой, сильной и в то же время самой обыкновенной; но и необыкновенной, потому что у неё есть душа, её можно сравнить с человеком.

  • А можно сказать, что у коровы есть душа?

3) Работа над карточками мгновенного предъявления.

Музыка.

  • Изображение характера животного и подбор эпитетов.

– Дайте волю своей фантазии, представьте, какая была душа у коровы, и попробуйте её изобразить. Как вы думаете, какого она цвета?.. Изобразим это на левой стороне листа. А потом подберём эпитеты из текста, характеризующие душу коровы, и подпишем их под рисунком.

  • Дайте определение эпитетов. (слайд 5)

(дети рисуют)

  • Релаксация: (слайд 6)

Музыка (тихая, птички поют)

Откиньтесь, пожалуйста, на спинку стула, закройте глаза. Давайте представим, что вы лежите на зелёном сочном лугу. Cолнышко ласково касается вас своими лучами. Трава мягкая, и аромат разнотравья стоит над вами. А корова вместе со своим телёнком пасутся рядом. Корова медленно тщательно пережёвывает траву. Телёнок радостно бегает вокруг неё. Вот он увидел бабочку и очень удивился: какое странное существо…Побежал за ней. Вокруг поют птички, стрекочут кузнечики.

Вернёмся в класс.

  • Хорошо было корове с телёнком на лугу?

III. Проблемная ситуация. “Горе коровы” (слайд 7)

1) Беседа о герое.

  • Почему изменилась корова?

(заболел и умер телёнок)

– Найдите в тексте описание коровы после потери телёнка:

  • Работа с текстом:

“Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала…”

“Она оставалась неподвижной и равнодушной…”

“Корова покорно волочила плуг и, склонив голову, капала слюною на землю”

“…стояла на ближнем поле, не паслась и ничего не делала

“…уставившись глазами в темнеющее поле, корова ждала своего сына; она уже теперь не мычала по нём и не звала его, она терпела и не понимала”.

“Корова не стала есть хлеб и осталась равнодушной, как была”

Когда мальчик обнял её, “корова резко дёрнула шеей, отбросила от себя мальчика и вскрикнув непохожим горловым голосом, побежала в поле”

“…хотя и жила, и работала, когда приходилось пахать или съездить за мукой в колхоз, но молоко у неё пропало вовсе, и она стала угрюмой и непонятливой…не отзывалась на его заботу, ей было всё равно, что делают с ней”

“ходила мало; она подолгу стояла на месте, затем шла немного и опять останавливалась, забывая ходить”

“…ей нужен был сейчас только один её сын-телёнок и ничто не могло заменить его: ни человек, ни трава, ни солнце…”

  • Как называет и автор, и Вася телёнка?

(сын)

  • Принято ли так говорить о телятах?
  • Почему же Платонов употребляет именно это слово? На что обращает наше внимание автор, говоря о телёнке “сын”?

(описывая горе коровы, передаёт горе матери)

  • Чтение эпиграфа к уроку.

2) Работа с карточками мгновенного предъявления.

Музыка.

  • Изображение “противоположного” чувства – горя коровы.

– Мы с вами рисовали душу коровы – она была теплая, приятных тонов… теперь попробуем нарисовать горе коровы. Какое оно?

Вывод по рисункам:

  • Попытайтесь объяснить свои рисунки? Что вы нарисовали? Почему? Какие эпитеты вы подобрали?

3) Работа по содержанию произведения:

  • Что же в конце случилось с коровой? (Она погибает.)
  • А если бы это была не Васина корова, а какая-то другая, изменило бы это что-нибудь? Только ли эта корова страдает? (Это самая обычная корова, такая же, как все; и любая другая корова страдала бы точно так же)

IV. Знакомство со стихотворением С.Есенина “Песнь о собаке”

(слайд 8)

– У С.Есенина есть замечательное стихотворение “Песнь о собаке”.

Чтение стихотворения учителем.

  • Скажите, почему мы обратились к этому стихотворению сейчас, когда прочитали рассказ “Корова”?

(- и в рассказе, и в стихотворении матери-животные потеряли своих детёнышей;

– и у коровы, и у собаки нет имени: просто корова, просто собака;

– в рассказе и стихотворении общая тема – материнства)

  • Имеет ли значение, о каком животном или о человеке идёт речь, когда мы говорим о горе матери? (Нет.)
  • Какова основная мысль произведений Платонова и Есенина?

V. Работа с эпиграфом

– Попробуем сформулировать идею произведений, выбрав слова из эпиграфа. Давайте прочитаем эпиграф нашего урока.

(“Трудное горе…)

– А если определить основные роли коровы (труженица, помощница, кормилица, мать), как вы думаете,

  • Какая роль для неё будет главной?

(матери)

Итак, идея произведений – “трудное горе матери”. (слайд 9)

  • Запись идеи в буклет.

Вывод (идея произведений): действительно, самое страшное горе для любой матери – потеря своего ребёнка, и не важно, кто это: животное или человек…

(появляется на экране икона)

Музыка.

VI. Знакомство с иконой Владимирской Богоматери

(слайд 10)

“…она была полностью покорна жизни, природе и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и ей сейчас было жарко и больно внутри, она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе…”

  • Откуда эти строки?
  • Скажите, можно ли эти слова из текста А.Платонова отнести к иконе Владимирской Богоматери? Почему?

(слайды 11-14)

Издревле чувство материнства являлось предметом изображения художников и писателей; люди боготворили его и преклонялись перед ним в разные эпохи: и в средние века, и в эпоху возрождения, и в древности, потому что это одно из самых сильных чувств. Наверное, самое древнее изображение матери, которой поклонялись, – это икона.

  • Знакомство с канонами иконографии Богородицы. (слайд 15)

– Во всём многообразии икон Божией Матери существует своя классификация – три разновидности изображения Богородицы:

– Путеводительница;

– Умиление (Милующаяся);

– Молящаяся.

  • Как вы думаете, что объединяет все три типа икон?
  • Какова их идея?

(идея икон – материнская любовь)

  • Запись идеи иконы.

– Как мы говорили сегодня, никакое горе не сравнится с горем матери, как никакое чувство не сравнится с чувством материнства. Ведь и корова в рассказе Платонова, и собака в стихотворении Есенина были очень счастливы со своими детёнышами, несмотря на то, что жизнь их была нелёгкой. Потому и огромное страдание – потеря ребёнка, что само материнство – огромное счастье. В этом и святость этого чувства.

VII. Итог урока

  • Давайте подумаем, как можно было бы сформулировать название нашего урока?
  • Запись темы в буклет: “Святое чувство материнства” (слайд 16)

– Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, чего тебе хочется, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, и мама носила тебя на руках. А потом она научила тебя ходить, говорить… Мама прочла тебе первую книжку. Мама всегда рядом с тобой.

И всё, что ты видишь, всё, что окружает тебя, – всё начинается с мамы.

Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино…
Было утром тихо в доме –
Стало шумно среди дня.
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
                    счастье я держала…

  • Часто ли вы говорите своей маме добрые, тёплые, ласковые слова, радуете её? (слайд 17)

Домашнее задание

У нас был урок открытых мыслей. И домашним заданием у вас будет: записать свои мысли на тему “Самый дорогой мне человек”. Вы запишете эти мысли и подарите их своим мамам к 8 Марта, поблагодарите их за заботу о вас. А я благодарю вас за работу на уроке.

Выставляются оценки.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4