1 Жизнь и творчество И.С.Тургенева.
2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника”.
История создания сборника; понятие “физиологический очерк”.
“Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др. (по выбору учителя).
3. Роман “Отцы и дети”:
- история создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя);
- понятие “нигилизм”: происхождение, теория;
- смысл заглавия романа;
- конфликт “отцов” и “детей”:
а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов;
б) Аркадий и Евгений Базаров;
Составить таблицу “Споры отцов и детей”:
“Отцы” | “Дети” |
о значении дворянства | |
цитаты | цитаты |
- о русском народе,
- об искусстве, о науке,
- о природе,
- об авторитетах,
- о любви,
- о нигилизме.
в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников), отношения с родителями.
5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо).
Задание по группам:
- 1 гр. Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение);
- 2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья);
- 3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья);
- 4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть).
Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (восстановите цепочку: цинизм - ... -... -... мучительное чувство).
Почему не могла “состояться” любовь героев?
6) Анализ эпизода “Смерть Базарова”.
- Как вы понимаете слова критика: “Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг”?
- Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова?
- В чём заключается символический смысл этого эпизода?
- Каково отношение Тургенева к своему герою?
7) Диспут “Кто ж вам милей: отцы иль дети?”
Задание по группам:
- 1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);
- 2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).
8) Творческие задания (по желанию учеников).
9) Темы для сочинений.
Материалы для учителя
1. “Вся биография – в моих сочинениях”
Урок-сообщения десятиклассников об этапах жизни И.С.Тургенева: роль матери в становлении личности будущего писателя; Спасское-Лутовиново – колыбель русской природы (заочная экскурсия по усадьбе); “Записки охотника” - повествование о судьбе русского народа и его бесправном положении, о красоте родной природы; любовь к Полине Виардо; дружба с “Современником”; философские размышления о жизни в “Стихотворениях в прозе”.
2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника”.
История создания сборника: публикация рассказа “Хорь и Калиныч” в январе 1847 г. в журнале “Современник”, положившего начало появления цикла произведений.
Время написания сборника 1847-1852 гг. Результатом публикации за “нарушение цензурных правил” стал арест Тургенева.
Особенности жанра “Записок охотника”: перед нами цикл произведений, состоящий из 25 рассказов и объединенный образом рассказчика. Большинство произведений посвящено жизни крестьян, значительное место занимают пейзажные зарисовки как средства психологической характеристики героев и как средства усиления лиризма.
Понятие “очерк”, “физиологический очерк”: определение можно взять из любого литературоведческого словаря.
Для анализа предлагаются следующие рассказы (на усмотрение учителя): “Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др.
- Определить типы характеров крестьян (“полифонизм” образов), идеи произведений.
3. Изучение романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
1) История создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя): в конце 50-х годов в России назревал кризис (крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства). Реформа была необходима, кроме того, в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Работу над произведением Тургенев начал в августе 1860 года, в разгар которой вышел манифест Александра II об отмене крепостного права. И.С.Тургенев учёл сложившуюся обстановку в стране и вывел на литературную арену героя нового типа – разночинца Базарова, чей образ вызвал неоднозначную оценку современников.
Август 1860 г. – август 1861 г. – создание основного текста романа; сентябрь 1861г. – январь 1862г. – внесение многочисленных поправок, связанных с политическими изменениями в стране и работой над образом главного героя (“В этом человеке воплотилось – на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма”); февраль – сентябрь 1862 г. – подготовка романа к печати.
В основу образа Евгения Базарова легло наблюдение, по мнению самого автора, над “живым лицом”: “поразившая меня личность молодого провинциального врача”.
2) Нигилизм (от латинского nihil – “ничто”) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов.
Зародилось понятие в Средние века и было предано анафеме папой Александром II в 1179г. как учение, отвергавшее человеческое естество Христа. В русской литературе понятие “нигилизм” впервые употребил Н.И.Надеждин в статье “Солнце нигилистов” (журнал “Вестник Европы”, 1829 г.). Это слово употреблялось как синоним скептицизма. Понятие не было популярным до тех пор, пока Тургенев в своем романе не назвал нигилистом Базарова. Таким образом, во второй половине XIX века в Российской империи нигилистами стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, также не признавали нормы морали. Понятие приобрело негативное значение. В современном мире распространен термин “правовой нигилизм”, подразумевающий неуважение к праву.
3) Смысл заглавия романа.
- Почему роман назван “Отцы и дети”, а не по имени главного героя “Базаров”?
- Докажите, что тема “отцов и детей” вечна.
4) Конфликт “отцов” и “детей”:
а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов.
б) Аркадий и Евгений Базаров.
Цитатная характеристика героев: обратите внимание на то, какими мы увидели героев в первый раз (гл.1-4).
Пользуясь текстом, составьте таблицу (гл. 2, 6, 10)
“Споры отцов и детей”
“Отцы” | “Дети” |
о значении дворянства | |
цитаты | цитаты |
- о русском народе,
- об искусстве, о науке,
- о природе,
- об авторитетах,
- о любви, о браке,
- о нигилизме.
в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми ( Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников). Гл. 2-7, 9-10, 12-13.
5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо: “история любви, длиною в целую жизнь...” - инд. сообщение).
Значение имен: Елена = Нелли = “свет, блеск”; Фенечка, Федосья = “Божья благодать”.
Задание по группам:
1 гр. Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение): гл.7.
- Как вы относитесь к словам Базарова? “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина...”.
- Какие эпитеты помогут охарактеризовать отношения Павла Петровича и княгини Р.? Что дало героям это чувство? Как изменился Кирсанов после смерти княгини Р.?
- Почему в дальнейшем Павел Петрович интересовался Фенечкой? (гл.24)
2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья): гл. 11.
- История Фенечки.
- Что ищет каждый из братьев Кирсановых в отношениях с женщинами?
3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья): гл.16, 17, 25, 26.
- Влюбленность Аркадия в Одинцову и последовавшая затем его любовь к Кате Локтевой. Зачем автор прибегает к данному приему, демонстрирующему смену чувств Аркадия?
4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть):
- Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (гл.6, 14, 17).
- Найдите цитаты и восстановите цепочку: цинизм – любопытство – конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязанность – стремление понравиться – смущение – мучительное чувство (гл.14-16).
- Анна Сергеевна Одинцова: история жизни (гл.15)
- Почему не могла “состояться” любовь героев? (гл.16, 18)
- Анализ эпизода “Дуэль” (гл.24): какую роль сыграла дуэль в судьбе героев?
Вывод: тема любви в романе представлена многолико.
Как вы прокомментируете высказывание И.С.Тургенева: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь; ... обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли... В любви одно лицо – раб, а другое – властелин...”.
Отношения Базарова с родителями.
История жизни Василия Ивановича и Арины Власьевны (гл. 20-21).
Отношение к сыну: найдите слова в тексте, показывающие страстную любовь родителей к сыну. Как Базаров отзывается о своих стариках? Почему считает жизнь родителей “глухой”?
6) Анализ эпизода “Смерть Базарова” (гл.27).
- С кем же близок Базаров? В ком находит понимание? Являются ли для него теперь такие понятия, как “дружба”, “любовь к женщине”, “родительская любовь”, значимыми?
- Какие качества Базарова проявились в данном эпизоде? Подтвердите цитатами из текста (мужество, сила воли, сила любви, жалость к родителям, убежденность в своих взглядах).
- Как вы понимаете слова критика: “Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг”?
- Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова? Автор мог оставить героя в живых, но не счёл это жизненно важным. Почему?
- В чём заключается символический смысл этого эпизода?
- Каково отношение Тургенева к своему герою? (“Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я сам этого не знаю, люблю я его или ненавижу!”)
Вывод: И.С.Тургенев показывает Базарова противоречиво.
7) Диспут “Кто ж вам милей: отцы иль дети?”
Задание по группам:
1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);
2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).
Выдержки из статей.
8) Творческие задания.
- Написать письмо от имени одного из героев другому (например, письмо Одинцовой Базарову) с сохранением стиля.
- Вставьте своё определение и прокомментируйте его: “Этот...Базаров”.
- Могла ли любовь спасти Базарова?
9) Темы для сочинения:
- Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
- “Страстное, грешное и бунтующее” сердце Базарова (По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”).
- “Мысль семейная” в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
- Тема любви в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.