Семинар по творчеству И.С.Тургенева. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


1  Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника”.

История создания сборника; понятие “физиологический очерк”.

“Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др. (по выбору учителя).

3. Роман “Отцы и дети”:

  1. история создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя);
  2. понятие “нигилизм”: происхождение, теория;
  3. смысл заглавия романа;
  4. конфликт “отцов” и “детей”:

а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов;

б) Аркадий и Евгений Базаров;

Составить таблицу “Споры отцов и детей”:

“Отцы” “Дети”
о значении дворянства
цитаты цитаты

- о русском народе,

- об искусстве, о науке,

- о природе,

- об авторитетах,

- о любви,

- о нигилизме.

в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников), отношения с родителями.

5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо).

Задание по группам:

  • 1 гр. Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение);
  • 2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья);
  • 3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья);
  • 4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть).

Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (восстановите цепочку: цинизм - ... -... -... мучительное чувство).

Почему не могла “состояться” любовь героев?

6) Анализ эпизода “Смерть Базарова”.

  • Как вы понимаете слова критика: “Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг”?
  • Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова?
  • В чём заключается символический смысл этого эпизода?
  • Каково отношение Тургенева к своему герою?

7) Диспут “Кто ж вам милей: отцы иль дети?”

Задание по группам:

  • 1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);
  • 2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).

8) Творческие задания (по желанию учеников).

9) Темы для сочинений.

Материалы для учителя

1. “Вся биография – в моих сочинениях”

Урок-сообщения десятиклассников об этапах жизни И.С.Тургенева: роль матери в становлении личности будущего писателя; Спасское-Лутовиново – колыбель русской природы (заочная экскурсия по усадьбе); “Записки охотника” - повествование о судьбе русского народа и его бесправном положении, о красоте родной природы; любовь к Полине Виардо; дружба с “Современником”; философские размышления о жизни в “Стихотворениях в прозе”.

2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника”.

История создания сборника: публикация рассказа “Хорь и Калиныч” в январе 1847 г. в журнале “Современник”, положившего начало появления цикла произведений.

Время написания сборника 1847-1852 гг. Результатом публикации за “нарушение цензурных правил” стал арест Тургенева.

Особенности жанра “Записок охотника”: перед нами цикл произведений, состоящий из 25 рассказов и объединенный образом рассказчика. Большинство произведений посвящено жизни крестьян, значительное место занимают пейзажные зарисовки как средства психологической характеристики героев и как средства усиления лиризма.

Понятие “очерк”, “физиологический очерк”: определение можно взять из любого литературоведческого словаря.

Для анализа предлагаются следующие рассказы (на усмотрение учителя): “Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др.

- Определить типы характеров крестьян (“полифонизм” образов), идеи произведений.

3. Изучение романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

1) История создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя): в конце 50-х годов в России назревал кризис (крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства). Реформа была необходима, кроме того, в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Работу над произведением Тургенев начал в августе 1860 года, в разгар которой вышел манифест Александра II об отмене крепостного права. И.С.Тургенев учёл сложившуюся обстановку в стране и вывел на литературную арену героя нового типа – разночинца Базарова, чей образ вызвал неоднозначную оценку современников.

Август 1860 г. – август 1861 г. – создание основного текста романа; сентябрь 1861г. – январь 1862г. – внесение многочисленных поправок, связанных с политическими изменениями в стране и работой над образом главного героя (“В этом человеке воплотилось – на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма”); февраль – сентябрь 1862 г. – подготовка романа к печати.

В основу образа Евгения Базарова легло наблюдение, по мнению самого автора, над “живым лицом”: “поразившая меня личность молодого провинциального врача”.

2) Нигилизм (от латинского nihil – “ничто”) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов.

Зародилось понятие в Средние века и было предано анафеме папой Александром II в 1179г. как учение, отвергавшее человеческое естество Христа. В русской литературе понятие “нигилизм” впервые употребил Н.И.Надеждин в статье “Солнце нигилистов” (журнал “Вестник Европы”, 1829 г.). Это слово употреблялось как синоним скептицизма. Понятие не было популярным до тех пор, пока Тургенев в своем романе не назвал нигилистом Базарова. Таким образом, во второй половине XIX века в Российской империи нигилистами стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, также не признавали нормы морали. Понятие приобрело негативное значение. В современном мире распространен термин “правовой нигилизм”, подразумевающий неуважение к праву.

3) Смысл заглавия романа.

  • Почему роман назван “Отцы и дети”, а не по имени главного героя “Базаров”?
  • Докажите, что тема “отцов и детей” вечна.

4) Конфликт “отцов” и “детей”:

а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов.

б) Аркадий и Евгений Базаров.

Цитатная характеристика героев: обратите внимание на то, какими мы увидели героев в первый раз (гл.1-4).

Пользуясь текстом, составьте таблицу (гл. 2, 6, 10)

“Споры отцов и детей”

“Отцы” “Дети”
о значении дворянства
цитаты цитаты

- о русском народе,

- об искусстве, о науке,

- о природе,

- об авторитетах,

- о любви, о браке,

- о нигилизме.

в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми ( Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников). Гл. 2-7, 9-10, 12-13.

5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо: “история любви, длиною в целую жизнь...” - инд. сообщение).

Значение имен: Елена = Нелли = “свет, блеск”; Фенечка, Федосья = “Божья благодать”.

Задание по группам:

1 гр. Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение): гл.7.

  • Как вы относитесь к словам Базарова? “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина...”.
  • Какие эпитеты помогут охарактеризовать отношения Павла Петровича и княгини Р.? Что дало героям это чувство? Как изменился Кирсанов после смерти княгини Р.?
  • Почему в дальнейшем Павел Петрович интересовался Фенечкой? (гл.24)

2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья): гл. 11.

  • История Фенечки.
  • Что ищет каждый из братьев Кирсановых в отношениях с женщинами?

3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья): гл.16, 17, 25, 26.

  • Влюбленность Аркадия в Одинцову и последовавшая затем его любовь к Кате Локтевой. Зачем автор прибегает к данному приему, демонстрирующему смену чувств Аркадия?

4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть):

  • Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (гл.6, 14, 17).
  • Найдите цитаты и восстановите цепочку: цинизм – любопытство конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязанность – стремление понравиться – смущение – мучительное чувство (гл.14-16).
  • Анна Сергеевна Одинцова: история жизни (гл.15)
  • Почему не могла “состояться” любовь героев? (гл.16, 18)
  • Анализ эпизода “Дуэль” (гл.24): какую роль сыграла дуэль в судьбе героев?

Вывод: тема любви в романе представлена многолико.

Как вы прокомментируете высказывание И.С.Тургенева: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь; ... обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли... В любви одно лицо – раб, а другое – властелин...”.

Отношения Базарова с родителями.

История жизни Василия Ивановича и Арины Власьевны (гл. 20-21).

Отношение к сыну: найдите слова в тексте, показывающие страстную любовь родителей к сыну. Как Базаров отзывается о своих стариках? Почему считает жизнь родителей “глухой”?

6) Анализ эпизода “Смерть Базарова” (гл.27).

  • С кем же близок Базаров? В ком находит понимание? Являются ли для него теперь такие понятия, как “дружба”, “любовь к женщине”, “родительская любовь”, значимыми?
  • Какие качества Базарова проявились в данном эпизоде? Подтвердите цитатами из текста (мужество, сила воли, сила любви, жалость к родителям, убежденность в своих взглядах).
  • Как вы понимаете слова критика: “Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг”?
  • Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова? Автор мог оставить героя в живых, но не счёл это жизненно важным. Почему?
  • В чём заключается символический смысл этого эпизода?
  • Каково отношение Тургенева к своему герою? (“Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я сам этого не знаю, люблю я его или ненавижу!”)

Вывод: И.С.Тургенев показывает Базарова противоречиво.

7) Диспут “Кто ж вам милей: отцы иль дети?”

Задание по группам:

1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);

2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).

Выдержки из статей.

8) Творческие задания.

  • Написать письмо от имени одного из героев другому (например, письмо Одинцовой Базарову) с сохранением стиля.
  • Вставьте своё определение и прокомментируйте его: “Этот...Базаров”.
  • Могла ли любовь спасти Базарова?

9) Темы для сочинения:

  1. Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  2. “Страстное, грешное и бунтующее” сердце Базарова (По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”).
  3. “Мысль семейная” в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  4. Тема любви в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.