Цели:
- опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов, произведенный на предыдущих уроках, осуществить "синтез" - добиться целостного восприятия и осмысления романа под углом выбранной проблемы;
- воспитывать у учащихся нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать интерес к литературе;
- развивать память, логическое мышление, речь, эмоции; формировать навыки исследовательской работы. (Приложение 1. Слайд № 2)
Наглядность и оборудование: иллюстрации к произведению, плакат с эпиграфами, записи, сделанные на предыдущих уроках, словари, презентация "Пословицы о семье", подготовленная учащимися (Приложение 2), презентация урока (Приложение 1).
Методические приёмы: аналитическая беседа, сообщения учащихся; чтение эпизодов; творческие работы учащихся; инсценирование.
Словарная работа: семейные ценности
План урока
I. Введение в проблематику урока.
Учитель:
- Каждый человек в жизни стремится найти свое счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье - в любимой работе, для других - в богатстве. Но, пожалуй, любому человеку хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если все это есть, человек ощущает себя счастливым.
- Каково значение слова "семья"? (Сообщения учащихся из словарей). (Приложение 2)
1. Группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми).
2. Перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. (Словарь русского языка С.И.Ожегова).
- Итак, в словарях говорится о семье как группе живущих вместе близких родственников, как о едином целом, когда боль одного откликается страданием в другом члене семьи, а радость приумножается.
- На прошлом уроке я попросила вас продолжить предложение:
"Семья - это:"
- С ваших ответов и начнем. (Зачитывают).
- Хорошо. Постарайтесь на уроке запомнить новые понятия и дополнить свои высказывания.
- Послушайте пословицы о семье, которые нашли ваши одноклассники. (Сообщения учеников. Презентация "Пословицы о семье"). (Приложение 2)
- Какие больше всего запомнились вам?
- Что же ценилось и ценится в семье на Руси?
- Прочитайте эпиграфы: ":нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь да союз" (Ф.М. Достоевский), "Создается общество началами нравственными, и эти нравственные начала закладываются в семье" (Ф.М. Достоевский) (Приложение 1. Слайд № 3)
- Как вы их понимаете?
- Сегодня на уроке мы поговорим о семейных ценностях в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Рассмотрим две семьи. Вам нужно выявить: противопоставлены они или дополняют друг друга. (Слайд 4). Постарайтесь определить семейные ценности и понять, какие направления в "семейном вопросе" раскрыл автор и прав ли Ф.М. Достоевский в своих высказываниях.
II. Анализ текста.
1. Семья Гриневых.
Беседа:
- Семейные записки, семейная хроника - так определяют жанр произведения. И этот факт уже говорит о том, что в повести уделяется большое внимание семье.
- От чьего лица ведется повествование?
- Что вы можете сказать об этом герое?
(Обращение к материалам, которые ученики собрали о героях романа)
Петр Гринев. Напутствие отца: "Береги честь смолоду". Честный, порядочный, совестливый, искренний, благородный, благодарный, добрый, храбрый, верный долгу и присяге, способен пожертвовать собой, способен простить врага. (Слайд № 5)
- Как вы считаете, кому обязан Гринев такими чертами характера? (В этом заслуга семьи, в которой он вырос)
- Как, через что это выразилось у Пушкина? (Через слова, сказанные отцом сыну на прощание: "Служи верно:". Этому наставлению Петр Андреевич старался следовать всю свою жизнь.)
Гринев Андрей Петрович (слайд № 6)
- Что вы узнали об отце Петра Гринева - Андрее Петровиче? (Отец, Андрей Петрович Гринев, вышел в отставку и держался в стороне от высшего общества, показывая тем самым свое презрение к карьеристам и светским повесам. Больше времени проводит за чтением "Придворного календаря", чем за воспитанием сына. Батюшка едва не забыл возраст сына, очевидно, более думая о своих бывших сослуживцах, чем о нем).
- В самом ли деле отец устранился от воспитания сына?
- Как обращался отец с сыном? Как к нему относился? (Обращение к сыну никогда не имело у него иметь оттенок злобы или произвола. Не стремясь к мелочной опеке, он, в сущности, доверяет сыну, который должен стать личностью, в понимании отца - настоящим солдатом: "Да будет солдат, а не шамотон".)
- Доверяет ли он отцу и если да, то в чем это выражено? (Важно и ответное доверие сына: Петр без сомнения принимает волю отца, не подозревая в ней ничего враждебного для себя, хотя ему и приходится расстаться со своими проказами и мечтами о легкой гвардейской службе.)
- Поэтому первое решение темы - непоколебимое единство отца и сына, без мелочных упреков: эта связь выше того, что отец им "не занимался".
- Пушкин дает во сне молодого Гринева мотив искушения, когда мать, благословив его, велит идти еще и под благословение "мужика с черною бородою".
-Что из этого получилось? ("Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?" И как мать не побуждала его, Гринев не примет подмены ни в символическом сне, ни наяву - не желая кланяться Пугачеву как государю, отцу.)
- Что этим хотел сказать автор? (Преданность подлинному отцу выше любого сиюминутного блага. Пугачев не станет посаженным отцом на свадьбе Гринева, не заменит отца как наставник жизни. Несмотря на соблазны и угрозы, Гринев остается верен дворянскому долгу и присяге, а тем самым - и своему отцу.)
- Понятие чести, службы и семейного долга поставлены в семье Гриневых в один ряд испокон веков.
- Какой факт говорит о том, что в семье Гриневых гордятся предками, чтят их. (Называют детей в честь предков).
- Что вы скажете о матери Петра Гринева? (Добрая, заботливая, любящая).
- Чтобы лучше понять Гринева, сравним его с Швабриным.
2. Алексей Швабрин. Родительское напутствие - ? "не глуп", остроумен, но при этом бесчестный, бессовестный, хитрый, лживый, подлый, низкий, злобный, трус, предатель, изменник, эгоист, себялюбивый, мстительный. (Слайд № 7)
- Какой прием использовал автор при изображении этих героев? (Антитеза)
- Для чего он прибегает к этому приему? (Чтобы ярче оттенить черты того или иного героя, в данном случае напомнить о вечном противостоянии добра и зла, изобразить "два полюса жизненной позиции".)
- Что вы можете рассказать о родителях Швабрина? (Мы не знаем, что говорил ему отец, не знаем ничего о его родителях).
- Случайно ли это? (У великого Пушкина нет ничего случайного: Швабрин - человек без корней, а значит, без нравственных устоев).
- Таким образом, в характеристике Швабрина - пустота. Пушкин не ответил на вопрос: "Да кто его отец?" Правда, Марья Ивановна обмолвилась, что он хорошей фамилии, то есть знатного рода, но, значит, одной принадлежности к знатному роду недостаточно, чтобы быть порядочным человеком.
- Что же произошло с Швабриным?
- Сделайте вывод: кто оказывает основное влияние на формирование личности? (Родители.)
3. Семья капитана Миронова
- А теперь зайдем в гости к Мироновым. (Инсценирование. Сцена прихода Гринева в семью Мироновых).
- Белогорская крепость является, по сути, большим домом, большой семьей. Так ли это? (Петр Гринев не случайно быстро и легко входит в новую жизнь, прибыв в Белогорскую крепость. Все ему напоминает его родной дом. Дом Мироновых всегда открыт для гостей).
- Какие черты характера Ивана Кузмича и Василисы Егоровны проявились в сцене?
- Что вас удивляет и восхищает в них?
Иван Кузмич (слайд № 8):
добрый, честный, простой, вышел в офицеры из солдатских детей, по-отечески ласков с солдатами, храбрый, верный долгу и присяге, службе, много воевал, защищал Отечество.
- Такой ли он безвольный, находящийся под каблуком жены, каким его мы видим при первом знакомстве? Докажите примером из текста. (Активность при опасности; поведение в последние минуты жизни).
- Как он относится к своим близким?
Василиса Егоровна (слайд № 9): добрая, радушная, общительная, словоохотливая, простодушная, любопытная, "не робкого десятка", "прехрабрая дама", "управляла крепостию так точно, как и своим домком", верная.
- Найдите слова Василисы Егоровны, которые подтверждают ее единство с мужем. (Распоряжение об аресте Гринева и Швабрина (за не успевшую состояться дуэль) отдает Василиса Егоровна, Швабрин: возмущен: " При всем моем уважении к вам: не могу не заметить, что напрасно вы изволите беспокоиться, подвергая нас вашему суду. Предоставьте это Ивану Кузьмичу: это его дело"; на что Василиса Егоровна возражает: "Ах! Мой батюшка! Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?")
Иван Кузмич уговаривает ее покинуть ставшую опасной Белогорскую крепость - в нее вот-вот ворвутся пугачевцы? ("Вместе жить, вместе умирать". Да разве он не знает, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава Богу, насмотрелись?" "Мы в службе" - как бы закрепляет единство мужа и жены).
- Как ведет себя Василиса Егоровна в последние минуты своей жизни?
-- А Марья Ивановна? Наследует ли она черты своих родителей? Если да, то какие?
(В первую очередь верность.)
Марья Ивановна (слайд № 10) - достойная дочь своих родителей: добрая, скромная, стеснительная, "трусиха", "благоразумная и чувствительная", милая, верная и преданная, решительная и храбрая, отважная, смелая, твердая, решительная. Глубокая натура, ответственная за любимого человека, самоотверженная, благодарная. Думает о родителях Гринева, которые ждут известий. Она олицетворяет чистоту и законность в судьбе Гринева. Абсолютно покорная своим родителям, Маша проявляет мудрость, отказавшись выйти замуж за Гринева без благословения его отца. Для верующего человека нет слов, мудрее слов Маши Мироновой: "Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно". Послушание - удел Маши. Пушкин считал, что в послушании и верности человек обретает благо. Докажите,)
- Мы видим, как заложенное в детстве, в семье так или иначе проявляется в последующей жизни, даже если поначалу кажется, что это не так ("Маша - трусиха"). В самом ли деле? (Эпизод с царицей)
- Пушкин замечательно дает нам почувствовать разницу между кажущимся и истинным.. И он доказал еще раз, что характер формируется в семье.
- Какая пословица о семье больше всего подходит к тому, о чем мы говорили? ("Умел дитя родить, умей и научить").
4. Работа в группах (Слайд 11)
- Нельзя не отметить еще некоторые моменты - это мотив благословения и "семейный" характер отношений с чужими.
1 группа
- Большую роль играет проблема благословения - это особая семейная ценность, которую показал нам автор. В родительском благословении - кровно-духовная связь. Материнское благословение восходит прежде всего к вере: мать, благословляющая детей, ассоциируется с Божьей матерью.
- Найдите в тексте примеры благословения.
2 группа
- Наверное, следует вспомнить и их доброту и сердечность к окружающим, ведь "семейный" характер отношений распространяется на чужих. (Гринев и Пугачев, Мироновы и жители крепости: солдаты, Гринев).
3 группа
- Семейные записки Гринева содержат такое описание "странного сцепления обстоятельств", при котором герои вынуждены обращаться друг к другу за помощью, уповая на милосердие и прощение. Только семейное родство способно вывести из тупика героев. И только так должно быть в семье.
- Приведите примеры. (Маша, обращаясь к Гриневу из заточения, пишет: "Богу:").
- В тексте много раз повторяются родственные именования: батюшка, матушка, отец, брат. Ребята должны были подсчитать. (Индивидуальное задание). ( Упоминается 415 раз).
5. Обобщение
- А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока: похожи ли семьи Гриневых и Мироновых или они противопоставлены одна другой?
(Эти семьи взаимно дополняют друг друга. Они похожи атмосферой добра, простоты, искренности, обе семьи воспитали хороших детей).
- Действительно, в каждой семье свои взаимоотношения, обусловленные, скорее, чисто психологическими особенностями их членов: в семье Гриневых царит строгий "патриархат", а Василиса Егоровна управляет не только мужем, но и крепостью. Но обе семьи объединяет главное: в центр всего семейного уклада помещаются вечные ценности - любовь, верность, доброта, совесть - то, на чем мир держится. И это передается из поколения в поколение. "Береги честь смолоду",- говорит Петру Андрей Петрович при расставании.
- А что говорит капитан Миронов, благословляя Машу? Не случайны последние слова отца дочери: ("Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной".)
- Что главное в этих словах? (Во-первых, безграничная вера русского человека в Бога; он не оставит, если тот помнит о нем - молится, т.е. живет по-божески; во-вторых, здесь опять-таки речь от продолжении семейных традиций: "Живите, как жили мы с Василисой Егоровной".)
- То есть как? (В любви, согласии, сохраняя верность друг другу)
- Скажите, а верность Ивана Кузмича присяге отразилась ли как-то на судьбе его дочери? (Не последнюю роль в спасении Гринева сыграло то, что императрицу просила дочь капитана Миронова, героически защищавшего крепость от бунтовщиков. Зачитать)
- Какой таинственной цепью поступки родителей оказываются связаны с судьбами детей!
- Как же закончилась повесть? (зачитать) "Потомство их благоденствует" - так, не боясь мелодраматического эффекта, заканчивает повесть Пушкин. Он данным произведением не опровергает, а подтверждает житейскую христианскую мудрость: дети и отцы поистине едины, их связь лишена лжи и подозрений, хотя не лишена противоречий.
III. Итог урока.
- Актуальна ли проблема, поднятая А.С.Пушкиным почти два века назад, сейчас, современна ли она?
- Чему учит нас повесть?
- Что же такое семья? На чем она держится? (Любовь, дружба, взаимопонимание, доверие, терпение, умение слышать, взаимоподдержка, взаимоуважение, чуткость). (На экране появляются данные понятия). (Слайд № 12)
- Семейные узы нерасторжимы. И об этом нам говорят лучшие произведения отечественной литературы. В каких произведениях, изученных в 6-8 классах, содержится "мысль семейная"? ("Петр и Феврония", повесть Н.М.Карамзина "Наталья, боярская дочь").
- Что объединяет героев этих произведений? (благородство, верность в любви, патриотизм, забота о честном имени своего рода, своей семьи, доброта и человечность)
- В повести выражен пушкинский идеал мира как семьи, во главе которой отец, а все остальные - дети и братья.
- Для самого Пушкина понятия "семья", "дом" были священны и соотносились с понятием Родины. И погиб Пушкин на дуэли, защищая не только собственную честь, но честь семьи, дома и даже Родины.
- Обратимся опять к эпиграфам. Прав ли Ф.М. Достоевский?
- Какими новыми понятиями пополнилось ваше представление о семье?
- Какой бы вы хотели видеть свою семью?
IV. Задание на дом. (Слайд № 12)
1). Записать семейные ценности.
2). Написать мини-сочинение "Моя семья", "Хочу рассказать о моей семье", "Страницы семейного альбома", "Не нужен клад, когда в семье лад".
V. Оценка знаний учащихся.
Литература.
1. Попова Т.М. Семейное начало в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина и "Тарасе Бульбе" Н.В.Гоголя. Журнал "Литература в школе" № 1, 1998.
2. Алпатова Т.А. Лиризм романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Журнал "Литература в школе" № 2, 1998.