Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Шаламова, вызвать интерес к его личности, на материале рассказов писателя подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве, расширить их представления о лагерной жизни;
- развивать умение анализировать повествовательное произведение, эпизоды, образы-персонажи и высказывать свое отношение к прочитанному;
- воспитывать нравственные качества личности: сочувствие, сострадание, взаимопомощь.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, буклет стихотворений писателя.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920- х годах. К этой теме обращается и писатель В.Т.Шаламов, человек трагической судьбы, долгие годы проведший в страшных колымских лагерях. Писатель стал автором потрясающих по силе психологического воздействия произведений, своеобразного колымского эпоса, показавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек в нечеловеческих условиях – так можно обозначить сквозную тему «Колымских рассказов». Хотя эта тема не нова, но у В.Т.Шаламова она зазвучала по-своему.
II. Индивидуальные выступления учащихся.
1-й ученик. В.Т.Шаламов – прозаик, поэт. Родился в Вологде, в семье, тесно связанной с православием: отец его был не просто священником, происходившим из потомственной священнической семьи, но и церковным деятелем. Тихон Николаевич был заметной в городе фигурой, почти 11 лет он провел на Алеутских островах как православный миссионер, был человеком европейски образованным, независимых взглядов, волевым, категоричным. От отца сын унаследовал твердость убеждений, бескомпромиссность там, где речь шла о чести, долге, достоинстве. Страстному любителю книг, Варламу ближе мать. Занятая хозяйством, кухней, бесконечными заботами о многочисленной семье, она была наделена тонкой душой, любила поэзию.
Героями детских и юношеских лет Шаламова были русские революционеры, любимое чтение – повести эсера-террориста Бориса Савинкова (Ропшина) «Конь бледный» и « То, чего не было». Именно они помогли сформироваться главному жизненному принципу будущего писателя – соответствию дела и слова. В 1924 году он уезжает в Москву и 2 года работает дубильщиком на кожевенном заводе, в 1926 году становится студентом факультета советского права Московского государственного университета.
В период учебы принимает участие в литературной жизни. Жажда познания и действия переполняют юного Шаламова: митинги, демонстрации, литературные и философские диспуты. В феврале 1929 года его арестуют за распространение «Письма к съезду» В.И.Ленина, в котором Ленин предостерегал от концентрации власти в одних руках. В 1932 году он возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах, печатает статьи, очерки, фельетоны. В 1936 году появляется первый рассказ в журнале «Октябрь».
В ночь на 1 января 1937 года вновь был арестован на 5 лет, этот второй срок он проводит в колымских лагерях, на золотых приисках. В 1943 году Шаламов получает новый срок на 10 лет за то, что назвал эмигранта Бунина классиком русской литературы. В 1951 году был освобожден из лагеря, а уехать на « материк» смог только в 1935 году. Но жить ему в Москве не разрешили, и он уехал на торфоразработки в Калининскую область. В 1956 году был реабилитирован и вернулся в Москву. В 1957 году в журнале «Знамя» напечатаны его стихи, в 1961 году выходит первый поэтический сборник «Огниво», затем «Шелест листьев» (1964), « Дорога и судьба» (1967), « Московские облака» (1972).
Однако проза Шаламова к печати в СССР не принималось. С 1966 года рассказы Шаламова начинают публиковать на Западе.
Первые публикации его прозы из «Колымских тетрадей» появились в 1987 году, уже после смерти писателя 17 января 1982 года, в журналах «Юность», «Дружба народов», «Аврора», «Новый мир».
2-й ученик. Колымская эпопея В.Шаламова, над которой он работал 20 лет (1954–1973) включает 6 сборников рассказов и очерков: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». Это огромная трагическая мозаика великого русского писателя, это свидетельство очевидца из самого ледяного ада сталинских лагерей.
« Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность… Каждый писатель отражает время, но не путем изображения виденного на пути, а познанием с помощью самого чувствительного в мире инструмента – собственной души, собственной личности», – писал Шаламов в письме 1971 года.
Шаламов назвал свой творческий метод «новой прозой». Единственный инструмент писателя, создателя новой прозы – его собственная душа.
Ничему нарочитому, ничему искусственному, внешнему, литературно-украшающему в ней нет места. Мы не чувствуем ни малейшего отчуждения между собой и автором. Это разговор без посредников. Человеческая душа гола, проста и неисчерпаема в своей причастности к началам мироздания. Новая проза – это обращение к своей душе, а значит – к душе каждого человека.
Писательский и человеческий подвиг Шаламова в том, что он не только вынес 15 лет лагерей и сохранил живой свою душу, но и нашёл в себе силы вернуться мыслью и чувством в страшные годы, высечь из самого долговечного материала – Слова – воистину Мемориал в память о погибших, в назидание потомкам.
3-й ученик. Из воспоминаний О.В.Волкова: «Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что на твою долю не досталось и сотой доли перенесенных ими бед и унижений.
Я общался с В.Шаламовым после его реабилитации, когда уже были опубликованы его первые книги, сразу замеченные и получившие признание.
У Варлама Тихоновича слегка дергалась голова, и слушал он собеседника напряженно – следствие побоев, навсегда повредивших его слух. Выдавал и нездоровый, желтовато-бледный цвет лица из-за длительного пребывания на сорокаградусном морозе, продубившем кожу на всю жизнь. Ходил он, прихрамывая и опираясь на палку. Говорил Варлам Тихонович медленно, с запинками, чувствовалась его выработанная годами привычка к одиночеству, замкнутости характера. Бумазейная сорочка с расстегнутым воротом и мятые брюки как-то больно напоминали о лагерной среде.
На долю автора рассказов о Колыме как раз выпали тяжелые мучительства, что в них описаны. Да, да, именно он виделся мне с кайлом в руках, долбящим на лютом морозе… И глядя на дрожащие руки Шаламова, на нервный тик, то и дело подергивающий его лицо, на застывший взгляд, я знал: в его свидетельствах нет ни грамма выдумки, передачи с чужих слов, все это испытывал на себе сидящий передо мной истерзанный, но ещё не сдающийся человек.
Судьба была до конца сурова к человеку, рожденному под злополучной «звездой». В детстве он в полной мере хлебнул невзгод, доставших на долю православного духовенства, на пороге возмужания на подростка обрушились гонения, о которых рассказано в повести «Вишера». За этим периодом последовали каторжные 15 лет Колымы.
Измученным инвалидом подошел он к концу своего трагического пути. Наконец, забрезжили первые отсветы признания, был замечен его незаурядный талант. Но брали свое недуги: крепкий от природы организм, подточенный пытками и лишениями, не выдержал. До подлинно светлого дня Шаламов не дожил. Он умер 17.01.1982 года. Язвит сознание, что кончил свои дни Шаламов в доме для инвалидов».
III. Слово учителя.
В 1956 году, после реабилитации Шаламов пишет Л.Пастернаку: «Жизнь в глубинах своих, в своих подземных течениях осталась и навсегда будет прежней – с жаждой настоящей правды, тоскующей о правде…» И эту настоящую правду он описывает в своих коротких рассказах.
IV. На уроке были проанализированы рассказы «Ожерелье княгини Гагариной», «Заклинатель змей», «Одиночный замер», «Плотники».
1. Рассказ «Заклинатель змей».
Краткий пересказ сюжета.
Андрей Федорович Платонов работал в Джанхаре, его перевели в этот лагерь. В своей первой жизни (долагерной) он работал киносценаристом. Умер он недели через три после разговора с рассказчиком. Умер так, как умирали многие, – взмахнув кайлом, покачнулся и упал лицом на камни. Он хотел после освобождения написать рассказ о лагерной жизни «Заклинатель змей», но этот рассказ написал рассказчик в знак любви к Платонову.
Вопросы:
А. Опишите распорядок дня и место обитания Платонова в бараке.
- «…Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две из десяти ежедневных перекличек под матерную брань конвоя, под безжалостные крики и оскорбления своих же товарищей, пока еще более сильных, чем ты, товарищей, которые тоже устали и спешат домой, и сердятся из-за всякой задержки. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами – ближайший лес давно вырублен и сожжен.
- – Иди, тварь, – сказал Федя. – Иди, ложись к параше. Там будет твое место. А будешь кричать – удавим.
Б. Почему «блатари» издеваются над заключенными по 58-й статье?
- В рассказе изображаются страшные подробности лагерной жизни. Это и жестокий беспредел уголовников, которых называли «блатарями». В лагере «блатари» издевались над « врагами народа». «Друзьям народа» государство «поручало» «перевоспитание» тех, кто попадал на Колыму по 58-й статье.
В. Удалась ли Платонову роль заклинателя змей?
- Заклинатель силой своего воздействия способен загипнотизировать, заставить подчиняться своей воле. Мы можем сказать, что Платонову удалась роль заклинателя змей, потому что благодаря своей грамотности, начитанности ему удалось избежать участи «услужающих», лакеев, которые готовы унижаться и унижать. Он своими интересными рассказами смог развеять скуку главаря Федечки и завоевал хорошее отношение к себе.
2. Рассказ «Одиночный замер».
Краткий пересказ сюжета.
Дугаева, бывшего студента университета, убили за то, что он смог выполнить план только на 25 %. «… Каждый за себя. Они не обязаны, не должны понимать, что он истощен и голоден уже давно, что он не умеет красть… Никому нет дела, что Дугаев не может выдержать шестнадцатичасового рабочего дня…»
Вопросы:
А. Какое настроение создается после прочтения рассказа?
Б. Согласны ли вы с размышлениями о дружбе бывшего студента университета: «При голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается?»
- Для того, чтобы дружба была дружбой нужно, чтобы крепкое основание ее было заложено тогда, когда условия, быт еще не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь».
3. Рассказ «Плотники».
Вопросы:
А. Чем отличается этот рассказ от предыдущего?
- Вполне «счастливый» конец: плотникам удалось продержаться до наступления теплых дней.
Б. Сопоставьте Федечку из рассказа «Заклинатель змей» и Арнштрема из рассказа «Плотники».
В. Назовите эпизоды, которые особенно поразили вас. (Работа учащихся с текстом.)
V. Заключение урока. Слово учителя.
Все выстраданное в аду нашло отражение в «Колымских рассказах». Это смерть, унижения, голод, холод, воскрешения, казни, превращения в животных, переоценка ценностей… Трудно было выжить в таких нечеловеческих условиях. И В.Т.Шаламов выжил, чтобы рассказать правду. Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью он изображает с жаждой настоящей правды.