"С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса…"

Разделы: Литература


Опорные слова на доске:

Нравственность Гуманизм
Отзывчивость Сердечность
Эгоизм Равнодушие
Мораль Этика
Беспечность  

…Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети…
Сухомлинский В.

1. Слово учителя.

Всякий раз, беря в руки книгу А. Алексина, испытываешь такое чувство, будто возвращаешься в город, который знал и любил. Имя этому городу—Детство. Радует то, что уже знакомо и дорого. Волнует ожидание случившихся в нем за это время перемен.

За Алексиным утвердилась слава детского писателя. Не только потому, что он писал о детях, а потому, что многие взрослые проблемы он показывал через призму детского восприятия, их глазами смотрел на нашу уродливую действительность, в которой им приходится жить, утверждаться, выбирать, спешить, ошибаться…

Объявляется тема урока и зачитывается эпиграф. Прошу детей попытаться объяснить смысл эпиграфа.

2. Коротко пересказать сюжет повести.

Выясняем проблемный вопрос произведения (когда и как происходит взросление героя повести), который поместим внизу «елочки» и будем, работая над содержанием, заполнять каждую ее веточку, выявляя причины взросления главного героя.

Итак, в центре внимания семья, ее внутренний мир, ее проблемы. В ней растущий человек получает начальные, быть может, самые впечатляющие уроки нравственности и морали. Духовное здоровье семьи влияет на ребенка, на то, каким он вырастет, каким человеком будет.

Все события повести связаны с семьей Емельяновых. Анализируя поступки героев, прошу обращать к словам , записанным на доске, к понятиям «нравственность», «мораль» и т.д.

3. Работа над содержанием повести.

  • Почему семья Емельяновых считалась образцовой?
  • Кто опрокидывал законы наследственности?
  • В чем это проявлялось?

Событием, перевернувшим всю жизнь Емельяновых, стало письмо. (Зачитать).

  • Какое впечатление оно произвело на мальчика?
  • Что потрясло Сергея в нем?
  • Почему он так встревожился?

Чтобы развеять свои сомнения и подозрения, Сергей решает отправиться в дом незнакомой женщины. Путь был долгим, мучительным для него.

  • Что поразило мальчика в доме Нины Георгиевны?
  • Почему Сережа на другой день снова пошел к ней?

Центральной сценой повести стала встреча Сережи с Шуриком.

  • Что произошло в семье Нины Георгиевны?
  • Как Шурик уходит из ее дома? ( Ищет слова оправдания своей неблагодарности, черствости, жестокости).

Самое страшное в Шурике то, что свой низкий опыт он пытается вложить в Сергея.

  • На кого похож Шурик своим поступком?
  • Что сближает его с отцом Сергея?
  • Что происходит в душе Сергея? (Он взрослеет)

Желая помочь Нине Георгиевне, Сергей понимает, что ее нельзя еще раз обмануть. В нем происходит перемена—взрослеет, когда человек в беде.

  • Почему Сергей не рассказал отцу о своей встрече с Ниной Георгиевной?
  • Изменилось ли его отношение к отцу?
  • Будет ли Сергей в будущем походить на своих родителей?
  • Кто еще повлиял на формирование Сергея?
  • Возвращаемся к эпиграфу. Изменилось ли ваше понимание смысла этих слов?

Эпиграф урока я написала на фоне рисунка.

- Почему, на ваш взгляд, я использовала рисунок телефона?

Да, к сожалению, ничем другим я сегодня не могу воспользоваться, чтобы помочь своим близким людям, узнать о их самочувствии, пожелать им здоровья. Хочу, чтобы вы поделились, с чем у вас ассоциируются слова «помощь, доброта, забота» и почему. (Дети на листочках изображают тот предмет, который у них ассоциируется с этими словами. Кто-то нарисовал конверт, кто-то подарок, а большая часть детей нарисовала маму).

Да, жизнь часто преподносит нам неожиданности, но никогда не надо стесняться делать добро, чтобы не пожалеть потом об этом… Отец Сережи Емельянова всю жизнь разложил по полочкам, заготовил рецепты на все случаи жизни и пытался остальных членов семьи загнать в эти рамки. Это он рассуждает о поездах, которые ходят по расписанию. А как хорошо, что его сын думает о самолетах и поездах, которые движутся вне расписания и графиков. Это душевные порывы, которые ни под какой график не подогнать.

…Взрослость—понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется она не датой рождения, а прежде всего душевной зрелостью человека, его поступками…
Агния Барто