Цели:
- Формировать представление учащихся о потешках, как о жанре народного творчества, учить грамотному сравнительному анализу произведений.
- Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, закреплять навыки чтения.
- Воспитывать любовь к литературе, к Родине, к традициям русского народа и его культуре.
Оборудование:
- карточки с названиями жанров литературы;
- выставка книг: “Фольклор народов Севера”;
- рисунки детей о природе и жизни людей на Севере;
- учебник “Литературное чтение”, 2кл. (с.57);
- куклы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение и закрепление изученного материала
Учитель: Ребята, предлагаю вам поиграть в “Угадайку”. Угадайте, к какому жанру произведений относятся следующие тексты:
1. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
– Как догадались? (Учитель открывает на доске карточку: считалки.)
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Объясните ответ (учитель открывает на доске карточку: пословицы).
3. Заря заряница по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце скрало. (Роса).
– Докажите (учитель открывает загадки).
4. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).
– Объясните ответ (учитель открывает сказки).
5. От топота копыт пыль по полю летит.
– Почему так считаете? (Учитель открывает скороговорки).
6.
Ой, люли, люли, ли
Спи, дитяточка, усни.
Уж ты котик-коток,
Приди, котик, ночевать,
Мою детку качать.
Баю-баю-бай…
– Как догадались? (Учитель открывает колыбельные).
– Ребята, ведь одна карточка осталась не раскрытой. А что это значит? Вы должны догадаться, что на ней написано.
– Молодцы! Виды произведений вы сумели определить верно. Но почему-то нигде не назван автор, хотя мы с вами всегда с уважением относимся к авторам. Почему же автора не назвали? Забыли?
– Конечно же, все эти произведения имеют автора, но имени его мы не знаем. Их сочинил народ.
– Значит, все эти произведения называются произведениями устного народного творчества. Перед нами народное искусство. Искусство русского народа.
– Не понимаю, как это “сочинил народ”?
– Но ведь мы с вами тоже народ. Что же это, сели мы всем классом и сочинили. Так?
– Верно, сочинил когда-то один, передал другому, другой третьему, а автора никто уже не помнит.
– Так почему же оно называется устным? Я ведь вам читала написанное.
– Действительно, это теперь можно записать. А раньше, когда не было письменности, неграмотные крестьяне на Руси передавали их из уст в уста. Каждый еще, рассказывая другому, кое-что забывал и вставлял свои слова. Это творчество русского народа. Хотя у других народов тоже есть свое творчество.
– Теперь нам понятно, почему пословицы, загадки, скороговорки называются произведениями устного народного творчества.
– Может, вы вспомните, как по-другому называется устное народное творчество?
– Да, верно. Фольклор-от английских слов “народ” и “учение”, т. е. народная мудрость.
Вывод. Познание мира каждым из нас начинается с фольклора. Мама убаюкивала нас песней, бабушка рассказывала сказку. Растем мы-и познаем новые жанры устного народного творчества: загадки учат думать, считалки используем, когда играем с друзьями. Мудрость народа рождала краткие выражения: пословицы и поговорки, которые передают основные правила жизни. Основным источником была русская жизнь, многовековой трудовой опыт, быт, начиная с колыбели до последних дней жизни.
– Как думаете, все ли жанры устного народного творчества мы перечислили? Ведь карточка одна у нас еще не раскрыта.
– Хотите узнать, что там написано? Но сначала нам нужно отдохнуть.
III. Физкультминутка
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке. (Пляшут).Устали наши ножки – 2 раза.
Вот наш дом, где мы живем.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: “Вставай!”Им рукой не помогай. Вставай!
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Ну-ка быстро по домам!
IV. Работа над новым материалом
– Вслушайтесь в тексты и подумайте, для кого сочиняли эти строчки:
Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Кто соску сосет, молочко кто не пьет,
Того бу, забоду, на рога посажу!Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.Сорока-белобока, кашку варила. Деток кормила.
Этому дала, этому дала…А этому не дала.
Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил.
Тебе нет ничего.
– Для кого сочиняли тексты? С какой целью? Может быть, чтобы ребенок уснул? А, может, утешить, поиграть? Как бы вы назвали такие стишки? Объясните ответ.
– Такие стишки называют потешками. Почему, как думаете?
– Они сопровождают игры ребенка с пальчиками (“Сорока-белобока”), ручками (“Ладушки”), ножками.
– Потешки – жанр устного народного творчества. Вот вы и открыли последнюю карточку на доске и тему урока.
– Для каких детей сочиняли эти песенки? Ведь вы тоже дети! Может, для вас?
– Объясните свой ответ.
– Дети учатся разным вещам: умываться, хлопать в ладоши, самые маленькие – выполнять движения ручками и ножками.
– Потешка учит самого маленького ребенка понимать человеческую речь, вводит ребенка в мир, учит его жить.
– Скажите, а вообще, учиться легко?
– А если в учебе помогает потешка?
– Действительно, потешка учит весело.
– А вы бы хотели учиться весело?
– Тогда откройте учебник на странице 57 и прочитайте несколько потешек. На чтение 2 минуты. Читая, отметьте непонятные по значению слова.
V. Самостоятельное чтение
Чтение потешек в учебнике (с.57) учащимися про себя.
– Какие чувства испытали? Настроение?
– Что вызвало у вас смех?
VI. Словарная работа
– Значения каких слов вы не поняли? Давайте все вместе попробуем выяснить смысл слов, записанных на доске, которые вы встретили в текстах потешек:
- лишеньки (устар.) – лихо беда горе зло
- пуще – сильнее
- припарь – пригрей
- плетень – забор
– Вы мне сказали, что потешки сочиняли для совсем маленьких детей. Думаете, те потешки, которые вы только что читали, поймут маленькие? Объясните.
– Значит, потешки сочиняли и для таких детей, как вы.
– Хотели бы вы послушать еще раз?
– Как я должна их читать? Как колыбельную?
VII. Чтение потешек учителем
– Как думаете, их легко запомнить? Объясните ответ.
VIII. Анализ текстов
– Какие уже знакомые жанры устного народного творчества напоминают потешки?
– Сказку? Песню? Загадку? Объясните.
– Вы бы сумели спеть их? Попробуйте.
– Не видите ли вы каких-либо “секретов”, особенностей в словах, если учитывать, что учит-то потешка именно малыша, ребенка?
– Да, это ласковые слова. Найдите их в тексте.
– Ласковые слова для маленьких приобретают уменьшительно-ласкательное значение. Это важная особенность жанра.
– Есть еще много “секретов”, мы их сразу открыть все и не сможем. Но всмотритесь в тексты и постарайтесь увидеть ещё одну важную особенность этого жанра.
– Верно, это повторы. Прочитайте их.
– Как вы думаете, повтор слов: это хорошо или плохо? Когда вы рассказываете о чём-нибудь и всё время повторяете слово “значит” или “ну” – это красиво?
– Да, такие повторы засоряют речь, делают её некрасивой. А в наших потешках тоже слова повторяются, и что получается?
– Получается красиво.
– Так вот какая хитрость в потешке!
– Повтор слов создаёт красоту.
IX. Работа в группах
(Работа ведется группами по 4 человека).
– А сейчас вам даётся задание – поиграть с маленьким ребёнком, утешить его, прочитав (пропев) потешку по ролям. Вместо ребёнка у каждой группы – куклы. На подготовку вам даётся всего 1 минута.
Проверка.
Х. Вывод
– Читая произведения устного народного творчества, мы можем узнать правду о глубокой старине, о том, к чему стремились наши предки, с чем боролись, что любили и что ненавидели – нужно только захотеть услышать. Сегодня нам многое кажется странным в жизни наших предков, многое мы понимаем не так, но жанры устного народного творчества (народная мудрость) живут и поныне, радуют нас своим искусством.
– Наш разговор сегодня вёлся о русском народном творчестве в целом. Но в нашей стране России проживают не только русские, но живут ещё люди других национальностей. У них есть свой национальный язык, на котором они разговаривают и свой фольклор.
– Например, мы живём на Кольском полуострове. Когда-то его называли Лапландией, т. к. коренным населением были саамы или лопари. С раннего детства фольклор сопровождал северного человека. Появлялся в семье ребёнок – и вместе с ним появлялись в доме скороговорки, считалки, сказки, потешки.
Особенно ярко представлено творчество саамов песнями, т. к. они что видят, про то и поют, или про то, что было. Мотив выдумывают. Много и сказок, с которыми вы сможете познакомиться, побывав на нашей выставке книг и рисунков.
XI. Домашнее задание
– Найти потешки или другие виды жанров народного творчества саамов. Кому сложно будет справиться с этим заданием – выучить наизусть потешку.