"Рыцарь пустоты" (Манилов) по роману Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цель: проанализировать 2 главу романа с целью выяснить детали, в которых проявляется мастерство Гоголя-сатирика; проследить за развитием действия в романе; учить глубоко вдумываться в содержание, делать самостоятельные выводы и обобщения в работе над образами; воспитывать внимание и любовь к искусству слова.

Формы работы: беседа, работа с текстом, комментированное чтение, чтение по ролям.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3. Проверка домашнего задания

Учитель:   Гоголь без вступления, сразу  вводит читателя в курс события, знакомит с главным героем. Но он сознательно не дает в начале произведения портрет Чичикова. Этим отказом Гоголь указал на одну отличительную особенность  главного героя: он человек, который прячет свое истинное лицо.

а) Новый постоялец в гостинице. Кто он? (подтвердить текстом)

В гостиницу губернского города приезжает новый постоялец, которого автор называет  одним из «господ средней руки» Внешность приезжего ничем не примечательна: «Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком тонок, не слишком толст, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж  и не так, чтобы слишком молод Появление его в городе произошло незаметно, без шума: обыкновенный человек, как и все.

б) Гостиница. Какие детали помогают понять то место, где остановился герой?

Неторопливо, обстоятельно дается описание гостиницы. Серьезно, без тени улыбки сообщаются такие детали: «покойная комната  с тараканами», рядом –  такая же, где живет «сосед молчаливый, спокойный человек, но чрезвычайно любопытный», в нижнем этаже – «лавочки с хомутами, веревками и баранками» (обратите внимание на сочетание предметов продажи!) Все это жизненно просто, а потому особенно комичны сравнения: «тараканы выглядывают , как чернослив, из всех углов.  А что это за молчаливый сосед?»

в) Уместно вспомнить, а что же из себя представляет губернский город?

Павел Иванович Чичиков – коллежский советник прибыл в город по своим надобностям. Расспросив подробно трактирного слугу, он идет смотреть город. Дома «в 1, 2 и 1.5 этажа, выкрашены желтой и серой краской; каждый дом спрятан за нескончаемым деревянным забором
«Широкая, как поле, улица»…
«Смятые дождем вывески»….
«Плохая мостовая, тощий городской сад – серый, унылый вид российской провинции»
«Прямо на улице – столы с орехами, мылом и пряниками (комическое сочетание предметов!), харчевни, много питейных заведений. Вот магазин  «иностранца Василия Федорова», мастерская  «Аржавского портного».  Все эти детали красноречиво говорят о самих горожанах.

г) Какие же первые шаги предпринимает Чичиков?

Чичиков отправляется делать визиты «сильнейшим мира сего» – чиновникам города. Отсюда следует, что он явно хотел завязать широкий круг знакомых.
Но интересен тот факт: «очень умело умел польстить каждому из чиновников, но о себе говорит мало и какими-то общими местами», – говорит Гоголь
Автор дает прекрасное развернутое сравнение чиновников с эскадронами мух – это их сатирическая характеристика: мухи-паразиты – это чиновники, которые летят на сахар,  их привлекает запах сладкого (т.е. возможность урвать кусочек, поживиться) И дальше идет авторское отступление о толстых и тонких чиновниках. Суть этого размышления в том, что должность, чин для них лишь средство обеспечить себе сытую, праздную жизнь.

4. Работа над образом Манилова, как его называет автор «рыцаря пустоты»

1. Беседа

На доске записать план 2 главы.

– Обратили ли вы внимание на то,  о чем замечает автор в начале 2 гл., о чем он рассуждает? (Он хочет быть обстоятельным во всем; чтобы лучше узнать героя, надо познакомиться с его слугами)
– Лакей Петрушка. Что мы о нем знаем?
– Какие дорожные картины рисует проницательный Гоголь в начале поездки к Манилову? (Завязав знакомства, Павел Иванович решился перенести свои визиты за город и навестить помещиков. Вот наш герой в дороге. Что же мы видим? Непригляден, беден пейзаж, который открывается его взору: кочки, ельник, кусты)
– Обратили ли вы внимание на то,  какими художественными средствами пользуется автор при описании и для какой цели он это делает? (Эпитеты: низенькие, жидкие, обгорелые, старые, дикие – создается впечатление, что с их помощью оценивается то, что перед его взором. Сравнения: деревни, похожие на старые  сложенные дрова. Этими приемами рисуется картина убожества, нищеты русской провинции и в то же время автор, наверное, хочет нас о чем-то предупредить, подготовить к чему-то худшему)
– Усадьба Манилова. При чтении вы, наверное, обратили внимание, как достаточно подробно описано имение. Как вы считаете, зачем автор прибегает к этому приему?
(Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует самого хозяина:

  1. Дом (одиночкой на юру)
  2. Пруд, покрытый зеленью.
  3. Жиденькие березы
  4. Беседка – храм уединенного размышления
  5. Серенькие бревенчатые избы
  6. Погода унылая)

– Описание деревни и усадьбы характеризуют самого хозяина. Как Гоголь рисует его портрет? Как вы поняли авторские размышления о методах изображения? (Гоголь говорит: «У Манилова ничего не было: ни мыслей, ни чувств»)   
– Продолжите… О чем идет речь?  (О его характере)
– Что вам показалось интересным и смешным при встрече героев?

2. Чтение по ролям. (Кто пройдет первым.)

– Мы видим, в чем соревнуются 2 человека – в слащавой любезности)
– Мы говорили, что Гоголь – великий мастер слова. Докажите это, используя такой момент, как обед.  Обратите внимание на речь.
– Для серьезного разговора наши герои переходят в кабинет. Какие бытовые детали сумел показать автор? О чем этот разговор?

5. Закрепление

– Что же мы успели узнать о Манилове?
– Что главное в этом человеке?

6. Итог урока

– Я полностью согласна с вами. Нас поражает духовное убожество этого человека, полное отсутствие живых мыслей, слащавая любезность и серость этого человека.
Но вы обратили внимание на автора, как  постепенно, сгущая краски, он использует оценочные эпитеты, предлагая нам свой собственный план, он подводит нас к этому «рыцарю пустоты»
В этом великое  мастерство Гоголя-сатирика.
– А в наши дни встречаются Маниловы? Да. Скорее всего это сладенькие болтуны, люди с пустыми душами, которые убегают от жизненных трудностей, прикрываясь красивыми фразами.

7. Домашнее задание: анализ 3-6 глав, образы помещиков по плану.