Цель: проанализировать 2 главу романа с целью выяснить детали, в которых проявляется мастерство Гоголя-сатирика; проследить за развитием действия в романе; учить глубоко вдумываться в содержание, делать самостоятельные выводы и обобщения в работе над образами; воспитывать внимание и любовь к искусству слова.
Формы работы: беседа, работа с текстом, комментированное чтение, чтение по ролям.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
3. Проверка домашнего задания
Учитель: Гоголь без вступления, сразу вводит читателя в курс события, знакомит с главным героем. Но он сознательно не дает в начале произведения портрет Чичикова. Этим отказом Гоголь указал на одну отличительную особенность главного героя: он человек, который прячет свое истинное лицо.
а) Новый постоялец в гостинице. Кто он? (подтвердить текстом)
В гостиницу губернского города приезжает новый постоялец, которого автор называет одним из «господ средней руки» Внешность приезжего ничем не примечательна: «Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком тонок, не слишком толст, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод Появление его в городе произошло незаметно, без шума: обыкновенный человек, как и все.
б) Гостиница. Какие детали помогают понять то место, где остановился герой?
Неторопливо, обстоятельно дается описание гостиницы. Серьезно, без тени улыбки сообщаются такие детали: «покойная комната с тараканами», рядом – такая же, где живет «сосед молчаливый, спокойный человек, но чрезвычайно любопытный», в нижнем этаже – «лавочки с хомутами, веревками и баранками» (обратите внимание на сочетание предметов продажи!) Все это жизненно просто, а потому особенно комичны сравнения: «тараканы выглядывают , как чернослив, из всех углов. А что это за молчаливый сосед?»
в) Уместно вспомнить, а что же из себя представляет губернский город?
Павел Иванович Чичиков – коллежский советник
прибыл в город по своим надобностям. Расспросив
подробно трактирного слугу, он идет смотреть
город. Дома «в 1, 2 и 1.5 этажа, выкрашены желтой и
серой краской; каждый дом спрятан за
нескончаемым деревянным забором
«Широкая, как поле, улица»…
«Смятые дождем вывески»….
«Плохая мостовая, тощий городской сад – серый,
унылый вид российской провинции»
«Прямо на улице – столы с орехами, мылом и
пряниками (комическое сочетание предметов!),
харчевни, много питейных заведений. Вот
магазин «иностранца Василия Федорова»,
мастерская «Аржавского портного». Все эти
детали красноречиво говорят о самих горожанах.
г) Какие же первые шаги предпринимает Чичиков?
Чичиков отправляется делать визиты
«сильнейшим мира сего» – чиновникам города.
Отсюда следует, что он явно хотел завязать
широкий круг знакомых.
Но интересен тот факт: «очень умело умел
польстить каждому из чиновников, но о себе
говорит мало и какими-то общими местами», –
говорит Гоголь
Автор дает прекрасное развернутое сравнение
чиновников с эскадронами мух – это их
сатирическая характеристика: мухи-паразиты –
это чиновники, которые летят на сахар, их
привлекает запах сладкого (т.е. возможность
урвать кусочек, поживиться) И дальше идет
авторское отступление о толстых и тонких
чиновниках. Суть этого размышления в том, что
должность, чин для них лишь средство обеспечить
себе сытую, праздную жизнь.
4. Работа над образом Манилова, как его называет автор «рыцаря пустоты»
1. Беседа
На доске записать план 2 главы.
– Обратили ли вы внимание на то, о чем
замечает автор в начале 2 гл., о чем он рассуждает? (Он
хочет быть обстоятельным во всем; чтобы лучше
узнать героя, надо познакомиться с его слугами)
– Лакей Петрушка. Что мы о нем знаем?
– Какие дорожные картины рисует проницательный
Гоголь в начале поездки к Манилову? (Завязав
знакомства, Павел Иванович решился перенести
свои визиты за город и навестить помещиков. Вот
наш герой в дороге. Что же мы видим? Непригляден,
беден пейзаж, который открывается его взору:
кочки, ельник, кусты)
– Обратили ли вы внимание на то, какими
художественными средствами пользуется автор при
описании и для какой цели он это делает? (Эпитеты:
низенькие, жидкие, обгорелые, старые, дикие –
создается впечатление, что с их помощью
оценивается то, что перед его взором. Сравнения:
деревни, похожие на старые сложенные дрова.
Этими приемами рисуется картина убожества,
нищеты русской провинции и в то же время автор,
наверное, хочет нас о чем-то предупредить,
подготовить к чему-то худшему)
– Усадьба Манилова. При чтении вы, наверное,
обратили внимание, как достаточно подробно
описано имение. Как вы считаете, зачем автор
прибегает к этому приему?
(Описание деревни и усадьбы красноречиво
характеризует самого хозяина:
- Дом (одиночкой на юру)
- Пруд, покрытый зеленью.
- Жиденькие березы
- Беседка – храм уединенного размышления
- Серенькие бревенчатые избы
- Погода унылая)
– Описание деревни и усадьбы характеризуют
самого хозяина. Как Гоголь рисует его портрет?
Как вы поняли авторские размышления о методах
изображения? (Гоголь говорит: «У Манилова
ничего не было: ни мыслей, ни чувств»)
– Продолжите… О чем идет речь? (О его
характере)
– Что вам показалось интересным и смешным при
встрече героев?
2. Чтение по ролям. (Кто пройдет первым.)
– Мы видим, в чем соревнуются 2 человека – в
слащавой любезности)
– Мы говорили, что Гоголь – великий мастер слова.
Докажите это, используя такой момент, как
обед. Обратите внимание на речь.
– Для серьезного разговора наши герои переходят
в кабинет. Какие бытовые детали сумел показать
автор? О чем этот разговор?
5. Закрепление
– Что же мы успели узнать о Манилове?
– Что главное в этом человеке?
6. Итог урока
– Я полностью согласна с вами. Нас поражает
духовное убожество этого человека, полное
отсутствие живых мыслей, слащавая любезность и
серость этого человека.
Но вы обратили внимание на автора, как
постепенно, сгущая краски, он использует
оценочные эпитеты, предлагая нам свой
собственный план, он подводит нас к этому «рыцарю
пустоты»
В этом великое мастерство Гоголя-сатирика.
– А в наши дни встречаются Маниловы? Да. Скорее
всего это сладенькие болтуны, люди с пустыми
душами, которые убегают от жизненных трудностей,
прикрываясь красивыми фразами.
7. Домашнее задание: анализ 3-6 глав, образы помещиков по плану.