Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту". 11-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 11


Цель: познакомить с творчеством Р. Брэдбери, выявить актуальность темы и идеи повести.

Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек.
Хуан Рамон Хименес

Если мы дорожим счастьем, то еще больше мы дорожим
разумом.
Вольтер

1. Слово учителя.

Сегодня мы часто слышим о том, что в нашем обществе снижается интерес к чтению, особенно у молодежи. Почему это происходит? Почему книга, чтение все больше уходят из повседневной жизни подавляющего большинства наших соотечественников? Почему меньше читают? И что читают? А может быть, ничего страшного в этом нет?

Чтобы поговорить обо всем этом, мы обратимся к повести Рея Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”.

2. Сообщение подготовленного ученика о писателе (краткая биография, творческие вехи).

3. Анализ содержания повести.

– Когда Брэдбери проецирует свои сюжеты в будущее или строит их на фантастических обстоятельствах, он делает это только для того, чтобы сказать о реальных проблемах, которые человечество в своем извечном стремлении к совершенствованию должно научиться преодолевать. Повесть “451 градус по Фаренгейту” написана в 1953 году. В ней описывается предполагаемое будущее Америки. Можем ли мы сегодня сказать, что это будущее уже наступило? Перескажите кратко содержание повести.

– Как вы определите жанр этого произведения? (Р.Брэдбери известен как писатель-фантаст. Принято почему-то считать, что фантастика как жанр находится где-то на задворках изящной словесности. Произведения Брэдбери опровергают это мнение. Сказать о нем, что он только научный фантаст, – примерно то же самое, что сказать о “Войне и мире” – что это военный роман. “451 градус по Фаренгейту” – это социально-философская антиутопия, или книга-предупреждение.)

– Где происходит действие повести? (Страна, которая противопоставлена остальному миру.)
– Пространство – ? (Город – за городом.)
– Образы повести – ? (Гай Монтэг, Милдред, Кларисса, брандмейстер Битти, Фабер.)
– Какова обстановка в стране? В школе? Всемье? (Чтение монологов Клариссы, Монтэга.)
– Прочитайте инструкцию пожарников. В чем парадокс?
– Путь Монтэга к прозрению – расскажите о нем. Прочитайте эпиграфы к уроку. Один из них – эпиграф к повести Брэдбери. Как вы их понимаете?
– Что же произошло с обществом? Почему оно пришло к такому финалу? (Чтение, обсуждение монолога Битти в доме Монтэга: “Как все это началось, спросите вы…”)
– Где фантастика в повести? Где реальность? Наша уже реальность? Может быть, и мы придем к этому?
– В поисках ответов на свои вопросы. (Что в книгах?) Монтэг идет к Фаберу. (Анализ эпизода.)
– Что же такое книга по Брэдбери?

Книга – интеллектуальность (знание)
Книга – мысль
Книга – жизнь (“поры на лице жизни”)
Книга – индивидуальность, личность (автора, читателя)
Книга – собеседник (спор)
Книга – культура

– Перечитаем эпизод, где Монтэг читает стихи Мэтью Арнольда.

Вывод: книга – душа, духовность.

Анализ заключительного эпизода (у костра).

– Кого запомнил (выучил наизусть) Монтэг? (Экклезиаст – автор одной из книг, входящих в Ветхий Завет.)

Чтение учителем отрывка из Экклезиаста: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки….. и нет ничего нового под солнцем.”

– Кого еще называют собеседники Монтэга? Знакомы ли вам эти имена? Что вы о них знаете? (Иоанн Богослов, Платон, Марк Аврелий, Джонатан Свифт, Чарлз Дарвин, Шопенгауэр, Эйнштейн, Аристофан, Матвей, Марк, Лука, Иоанн, Байрон, Генри Девид Торо.)

– Развязка повести – война, бомбардировка… Но в конце повести звучит легенда о Фениксе, звучат слова из Экклезиаста, оставляющие место надежде.

Чтение учителем поэтического переложения из Библии Германа Плисецкого.

Из Екклезиаста.

Есть время жить – и время умирать.
Всему свой срок. Всему приходит время.
Есть время сеять – время собирать.
Есть время несть – есть время сбросить бремя.
Есть время убивать – и врачевать.
Есть время разрушать – и время строить.
Сшивать – и рвать. Стяжать – и расточать.
Хранить молчанье – слова удостоить.
Всему свой срок. Терять и обретать.
Есть время славословий и проклятий.
Всему свой час. Есть время обнимать.
И время уклоняться от объятий.
Есть время плакать – и пускаться в пляс.
И побивать каменьями кумира.
Есть час любви – и ненависти час.
И для войны есть время – и для мира.

– Может быть, настало и нам время задуматься над вопросом: “Какое место занимает книга в современном обществе? Какова ее судьба?”

4. Напишите сочинение-размышление “Судьба книги в 21 веке”.

Литература

  1. Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18 (1) – М., 1989.