Русское зарубежье. Люди и судьбы. Интегрированный урок в 11-м классе

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 11


И вот мы остались без Родины,
И вид наш и жалок и пуст,
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст.
И.Северянин

Звучит песня на стихи Г.Иванова «За столько лет такого маянья…»

1. Историк:

Долгое время история русской эмиграции выпадала из школьного курса истории послереволюционной России. Нам говорили о происках «недобитых белогвардейцев», мешавших строительству социализма. К белоэмигрантам относились негативно. Когда в эмигрантской прессе появлялись статьи, доказывающие значительность вкладов русской эмиграции в мировую культуру, их издевательски высмеивали. Так, в очень популярной русскоязычной газете «Последние новости», издававшейся в Париже с 1020 по 1940 год, было напечатано, что «из России ушла не маленькая кучка людей, ушёл весь цвет страны, все те, в руках кого было сосредоточено руководство её жизнью, какие бы стороны этой жизни мы ни брали. Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России». Над этими строчками впоследствии, бывало, посмеивались: «Эка, хватили! Россия осталась на тех же параллелях и меридианах, где извечно стояла». Да, осталась. Но, увы, без значительной части той элиты, той интеллигенции, которая составляла её славу. Далеко не все приняли революцию сразу, безоговорочно, как Маяковский, Блок, Брюсов. Не всех удержала на якоре любовь к Родине, как Анну Ахматову. Не все решили вернуться, как Алексей Толстой и Александр Куприн, Марина Цветаева и Андрей Белый. Не нашёл себе места в советской стране не один Бунин. Предпочли эмиграцию Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, К. Бальмонт, художник Коровин…

Вопрос к классу: Так что же такое «русское зарубежье»?

Вот какой ответ даёт историк русской эмиграции П.Ковалевский: «В мировой истории нет подобного по своему объёму, численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем».

Вопрос к классу: Каковы истоки рассеивания русских по странам Европы, Азии, Америки в XX веке? Российскую империю покидало большое количество её подданных по разным причинам: религиозным, национальным, экономическим, политическим. Первая мировая война внесла новые разряды эмигрантов - это военнопленные. Но переломным рубежом, конечно же, стал Октябрь 1917 года, который разделил жителей России на «красных» и «белых», «наших» и «чужих», поставив в основу деления классовый принцип. Красная кровь оказалась несовместима с голубой. Кульминационным моментом стала эвакуация остатков белой армии и гражданских беженцев осенью 1920 года из Крыма. Вот что написано в приказе главнокомандующего Русской армией генерала Врангеля от 29.10.1920 года:

«Русские люди. Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существует право и правда. В сознании лежащей на мне ответственности, я обязан заблаговременно предвидеть все случайности. По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага. Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для ее эвакуации суда также стоят в полной готовности в портах, согласно установленному расписанию. Для выполнения долга перед армией и населением сделано все, что в пределах сил человеческих... Да ниспошлёт Господь всем сил и разума одолеть и пережить русское лихолетье…»

Многие колебались до последнего момента: ехать или не ехать? Легко ли менять Отечество на чужбину? Многие из беженцев оказались в Крыму не из-за политических мотивов, а спасаясь от голода и разрухи. Они рассчитывали, что с установлением мира смогут вернуться к нормальной жизни, не представляя, какой будет эта новая жизнь. Даже убеждённые противники большевиков, воспитанные в высших понятиях чести, считали унизительной идеей бегство с Родины. Но для тех, кто связал свою судьбу с белым движением, выбора не было. Или это был выбор между жизнью и смертью. Шестьдесят тысяч солдат и офицеров добровольно сдались красным и сложили оружие, но почти пятьдесят тысяч из них расстреляли.

Звучит песня на стихи Николая Туроверова «Уходили мы из Крыма» (видео www. youtube.com)

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою!
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо -
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Вслед за теми, кто покинул страну в отблесках пламени гражданской войны, высылались те, кто остался, но не желал мириться с изъятием права думать так, как велела совесть. В августе 1922 года без суда и следствия административным решением ОГПУ была выслана большая группа деятелей культуры - «контрреволюционных элементов из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов…»

(«Правда» № 121 за 1922 год: ст. Л.Д.Троцкого «Диктатура, где твой хлыст?»)

При высылке они должны были подписать документ, согласно которому их ждёт расстрел в случае возвращения в Россию. Людей выдворяли из Отечества, не спросив у них согласия. 29 сентября 1922 года от Петроградского причала отошел пароход "Обербургомистр Хакен", 16 ноября - "Пруссия", 19 сентября - отшвартовался пароход из Одессы, 18 декабря - итальянский пароход "Жанна" из Севастополя. Морские суда, как и отправлявшиеся за границу поезда, с легкой руки известного физика и философа Сергея Хоружего вошли в Историю под собирательным образом философского парохода. Эта спецоперация советской власти проходила под личным контролем и по указанию ее вождя.

Была и легальная эмиграция. Но с середины 20-х годов для рядового человека выезд за границу стал практически невозможен.

Приток эмигрантов продолжался вплоть до 1928-1929 г. г. Потом, если кому-нибудь и удавалось уехать из СССР, то чрезвычайно редко и трудно. Понемногу выросла стена из чертополоха, невидимая, но и непроницаемая, и какое бы то ни было общение с Россией на долгие годы совсем прекратилось. Вот эта полная оторванность от родной страны стала основной чертой жизни и психологии первой волны людей, ставших эмигрантами.

Условно в истории русской эмиграции выделяют три периода, три волны:

  1. после гражданской войны,
  2. после Великой Отечественной войны,
  3. в семидесятые годы - годы застоя.

Общее число русских соотечественников за границей примерно 20 млн. человек.

Эмигрантов в их скитаниях волновали вопросы не только как, где и на что жить, но и зачем мы здесь, какой путь ведёт к достойному существованию. Один из активных участников духовной жизни эмиграции историк и философ Г.П.Федотов в статье «Зачем мы здесь?» писал: «Люди думают, что они живут любовью к России, а на деле оказывается - ненавистью к большевикам. Но ненависть к злу, даже самая оправданная, не рождает добра». Федотов осуждал увлечение политической и военной деятельностью эмигрантов, ибо она приводила к отрыву от России. Он призывал российскую интеллигенцию зарубежья к единственно реальной работе - в сфере культуры. Интеллигенция интуитивно вняла этому нравственному призыву. Культурная жизнь русского зарубежья стала крупным явлением не только русской, но и мировой культуры XX века.

2. Литератор

Вопрос к классу:

- Эпиграфом к нашему уроку взяты слова из стихотворения Игоря Северянина.

Как вы думаете, почему? В чём их смысл?

Знакомство с целями урока:

  1. Познакомить с причинами, побудившими наших соотечественников покинуть Россию.
  2. Показать неисчерпаемость культурного наследия русского зарубежья.
  3. Формировать чувство любви, верности, преданности своей Отчизне на примере трагических судеб представителей русской эмиграции, которые до конца своих дней остались верны Родине, культуре и народу.

Вводное слово литератора:

Эмигрантская литература началась в те дни, когда на российских просторах гремели пушки братоубийственной бойни - гражданской войны. Генералы, офицеры и солдаты, философы, художники и музыканты бросались в перегруженные до предела пароходы, парусники - они искали спасение на чужбине. В тесном пространстве русского зарубежья столпились писатели разных направлений. Теперь им приходилось, что называется, жить под одной крышей, будь то Прага или Париж. Политика отодвинула на второй план духовно-эстетические разногласия. Внушителен список русских писателей, оказавшихся в зарубежье: А.Аверченко, А.Куприн, И.Северянин, А.Толстой, Саша Чёрный, М.Цветаева…

Несмотря на то что русские эмигранты жили далеко от России, они не теряли связь с родной землёй: их мысли, душа, сердце были всегда вместе с Родиной. Красной нитью через всё творчество многих писателей и поэтов проходит огромное, болезненное, яркое чувство тоски по Родине.

Чтение стихотворения И.Бунина:

У птицы есть гнездо, у зверя есть
нора…
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора
Сказать «прости» родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть
гнездо…
Как бьётся сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой,
наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой.

«Нет дня, - вспоминал К.Бальмонт, - когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться…»

«Жизнь в эмиграции, - вспоминал А.Толстой, - была самым тяжёлым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть… человеком, оторванным от Родины…»

Да, октябрьская революция и гражданская война разделили русскую литературу надвое: на советскую и зарубежную. Долгое время эти две литературы жили взаимными нападками, унижением друг друга. Сбылось пророчество В. Ходасевича о слиянии двух потоков русско литературы:

В России новой, но великой
Поставят идол мой двуликий
На перекрёстке двух дорог,
Где время, ветер и песок.

Сегодня мы с полной уверенностью можем сказать, что литература русского зарубежья - часть русской литературы XX века.

Чтение стихотворения Г.Иванова:

Кончаю земное хожденье по мукам,
Хожденье по мукам, что видел во сне -
С изгнаньем, любовью к тебе и грехами.
Но я не забыл, что обещано мне -
Воскреснуть. Вернуться в Россию -
Стихами!

Итак, мы переходим к знакомству с отдельными представителями русского зарубежья.

«Дубинушка» (звучит грамзапись). Портрет певца. На фоне записи звучат слова Ф.И.Шаляпина:

«Отчизну мою обожаю! И обожание это ношу и буду носить в сердце моём до гробовых досок!»

Ученик 1:

- Фёдор Иванович Шаляпин - знаменитый русский певец, чьё имя стало символом русского искусства. Певец выступал на сценах лучших театров мира, его удивительный голос звучал с эстрады, с тысяч граммофонных пластинок. Популярность Шаляпина выходила за все привычные рамки сценической известности. Все сферы жизни Шаляпина были в центре внимания общественности. Пресса любила подсчитывать гонорары Шаляпина , поддерживая миф о его богатстве и жадности. Но этот миф опровергают афиши множества благотворительных концертов, выступления певца перед рабочими в Киеве, Харькове, Петрограде. Во время первой мировой войны на свои средства он открыл два лазарета для раненых солдат.

Большим другом певца был М.Горький. Их имена с 1901 года звучали рядом. Горький имел огромное влияние на Шаляпина. Многие события, происходившие в жизни страны, они оценивали одинаково. Революцию 1917 года Горький и Шаляпин восприняли как раскрепощение человека от социального угнетения. Но в суровой реальной жизни гуманный смысл революционных норм грубо извращался. Горького и Шаляпина, как и многих других деятелей культуры, поразили жестокость «красного террора», бессмысленное истребление невинных людей. Вот что писал Шаляпин в книге «Маска и душа»: «Свобода превратилась в тиранию, братство - в гражданскую войну, а равенство привело к принуждению всякого, кто смеет поднять голову выше уровня болота. Строительство приняло форму сплошного разрушения, и любовь к будущему человека вылилась в ненависть и пытку для современников».

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина была благополучна и творчески насыщена. Он много выступал, возглавлял Советы театров. 13 ноября 1918 года в ознаменование заслуг перед русским искусством ему первому в стране было присвоено звание народного артиста. Но тут же зазвучали резкие призывы «социализировать Шаляпина», стали высказываться сомнения в «классовой преданности певца», его подвергли унизительным обыскам, а семью привлекли к выполнению трудовой повинности. «Я всё яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», - признавался артист.

Фёдор Иванович понимал, что его авторитет велик в художественном мире, его судьба волнует мировое общественное мнение, и советским властям, может быть, предпочтительнее отправить его за границу, освободив себя от обязанностей создавать певцу необходимые условия. Отъезд Шаляпина за границу был санкционирован сверху, при личном содействии Луначарского летом 1922 года.

В 1927 году В.Маяковский со страниц «Комсомольской правды» обратился к Шаляпину со стихотворным памфлетом «Господин народный артист»»

И песня,
и стих -
это бомба и знамя,
И голос певца
подымает класс,
И тот,
кто сегодня
поёт не с нами,
Тот -
против нас.
……………………
С барина
с белого
сорвите, наркомпросцы,
Народного артиста
красный венок!

24 августа 1927 года совнарком принял постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. Поводом послужил следующий поступок: увидев во дворе русской церкви в Париже оборванных и голодных эмигрантов, их детей, Шаляпин передал через священника для них 5 тысяч франков. В советских газетах поступок артиста расценили как помощь белой эмиграции. Имя великого певца стало надолго в советской официальной печати символом измены и корыстолюбия. Шаляпин тяжело переживал клевету, но она не смогла погасить в нём привязанность к России. Ф.И.Шаляпин никогда не отождествлял Родину с политическим режимом, а потому всегда был верен русской культуре и преданно ей служил.

Звучит голос Шаляпина («Дубинушка»)

Ученик 2:

- Шаляпин был одним из тех, кто вдали от Родины достойно представлял русское искусство. В этом смысле он не был одинок. Рядом с ним имена больших русских художников, оказавшихся в эмиграции. Среди них Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

В Москве в 1965 году состоялась 1-ая выставка картин, которую увидели соотечественники Зинаиды Серебряковой после разлуки художницы с Родиной. После долгих десятилетий, бедствий, нужды, гнетущих раздумий о несостоявшейся жизни к Зинаиде Евгеньевне снизошла радость: доброй вестью с далёкой Родины достигло её признание. В личной судьбе художницы это уже ничего не могло изменить: жить оставалось недолго, но для советских зрителей выставка явилась подлинным открытием. Искусство Серебряковой предстало в обаянии молодости и красоты, присущего ей оптимизма. Восполнилась заметная страница в истории отечественного искусства, оборванная когда-то на полуслове.

Родом Зинаида Серебрякова, урождённая Лансере, из знаменитого семейного клана, образовавшегося от породнения Кавосов, Бенуа, Лансере. Выходцы из Италии и Франции обосновались в России, которая стала их второй Родиной.

Художественные наклонности рано обнаружились у будущей художницы. В её рисунках предстаёт окружающий мир и Нескучное (имение на стыке Харьковской и Курской губернии), принадлежащее матери - Екатерине Лансере.

В 1905 году Зинаида Евгеньевна выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, своего кузена и соседа по имению, инженера-путейца. Здесь, в Нескучном, она пишет свой знаменитый автопортрет «За туалетом». В 1909тгоду он был восторженно принят публикой и приобретён для Третьяковской галереи. В 1915-19127 гг. она создаёт картины крестьянского жанра - «Жатва», «Беление холста». Заурядные деревенские эпизоды воспринимаются как символическое воплощение крестьянского труда, гимн родному краю. Это как бы песнь о России.

Затем великие испытания - революция, гражданская война, смерть мужа, «обожаемого Боречки», от сыпняка. Невзгоды, поиски крова и заработка, боль за четверых детей, недоедавших и неучащихся… Для самой Серебряковой жить - значит творить. Трудно добыть холст, краски, но отлучить её от искусства нельзя. Она создаёт портреты детей и близких, свои автопортреты.

Но творчество художницы не привлекает большого внимания. Оно кажется далёким от проблем революционного строительства России. Покупать её картины некому. Поддержкой стала продажа её работ на выставке советских художников в Америке. Это вселило надежду, что за границей её искусство может иметь успех. В 1924 году художница уезжает в Париж, как её думается, ненадолго. Она верит, что найдёт там заработок, который даст ей возможность содержать большую семью. Во Франции она демонстрирует превосходное мастерство и жажду творить. В первую очередь она выполняет портреты на заказ, пишет пейзажи Франции, Италии, Швейцарии, Марокко. Но всё же чувствует себя и своё творчество на чужбине никому не нужным. Выставки, которые удавалось устроить, собирают мало зрителей - в основном это был всё тот же круг знакомых и знакомых её знакомых.

А.Вертинский

Проплываем океаны,
Бороздим материки
И несём в чужие страны
Чувство русское тоски.

И никак понять не можем,
Что в сочувствии чужом
Только раны мы тревожим,
А покоя не найдём.

И пора уже сознаться,
Что напрасен дальний путь,
Что довольно улыбаться,
Извиняться как-нибудь.

Что пора остановиться,
Как-то где-то отдохнуть
И спокойно согласиться,
Что былого не вернуть.

И ещё понять беззлобно,
Что свою, пусть злую, мать
Всё же как-то неудобно
Вечно в обществе ругать.

А она цветёт и зреет,
Возрождённая в Огне,
И простит и пожалеет
И о вас и обо мне!..

После войны встаёт вопрос о возвращении на Родину. Но Зинаида Евгеньевна не решается вернуться в Советский Союз. Перед ней много проблем: нет средств, чтобы уехать, предстоит новая разлука с младшими детьми и, наконец, может быть, самое страшное: как её примут, найдет ли она понимание?

На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа на могиле Серебряковой простой белый крест, на нём табличка с датой жизни и смерти - 1984-1967. Кругом - могилы таких же «блудных детей» России.

Ученик 3:

- Эмиграция старела. Уезжали ненадолго, а оказалось - на всю жизнь. Печальную известность приобрело кладбище под Парижем в Сент-Женевьев-де-Буа. Это настоящий пантеон русской эмиграции. История его возникновения такова.

За старыми немощными эмигрантами нужно было ухаживать. С этой целью по инициативе княгини В.К.Мещерской на средства её воспитанницы, богатой американки Доротеи Педжет, был устроен большой старческий Русский дом. Отзывчивая девушка вызвалась помочь нуждающимся русским. В 30 километрах от Парижа в местечке Сент-Женевьев-де-Буа в красивой старинной усадьбе был открыт пансионат для престарелых эмигрантов из России. По мере того как пансионеры умирали, на местном кладбище всё больше становилось русских могил. Как в учебнике истории, здесь даты, имена, знакомые по памятным событиям гражданской войны, истории русской культуры. Вся русская эмиграция покоится здесь.

Звучит романс «Сент-Женевьев-де-Буа в исполнении А.Малинина

«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте её верными сынами и дочерьми…» Это надпись на одной из неизвестных могил Сент-Женевьев-де-Буа.

XX век безжалостно разрушил, сжёг, разорвал многие взаимосвязи, поколебал саму культурную память человеческую. Первая эмиграция сохранила в себе то, чем была Россия до 17-го года. Она творила, продолжала творческую линию дореволюционной культуры. Её творчество не исчезло бесследно для России, оно вошло в её «золотой фонд». У русских эмигрантов была особенная черта - нежелание перестать быть русским, стремление сохранить свою культуру, непреодолимая тоска по Родине.

Мы часто говорим, что они страдали в разлуке с Родиной, что им недоставало её, но ведь и Родине недоставало многих из них.

Звучит песня на стихи А.Жемчужникова «Здесь под небом чужим…» в исполнении Н.Никитского

Литератор:

- Писатель А.Зиновьев сказал когда-то: «Эмигрируют не души, а тела». Сердцем и душой эти люди оставались с Россией, надеясь и веря, что когда-нибудь произойдёт их встреча с почитателями на Родине. Думается, что встреча эта произошла. Хочется верить, что вы полюбите тех, о ком мы сегодня говорили. Полюбите не только потому, что «горек хлеб и круты ступени земли чужой», но и потому, что ещё более, чем хлеба, им не хватало любви поклонников, они задыхались в вольном воздухе чужих стран. Ведь каждому творящему человеку нужна любовь, которая, как сказал французский философ и драматург Габриэль Марсель, «дарует временное бессмертие». И если до вас сегодня донеслось дыхание тех, кто долго жил без Родины, значит, они воскресли в наших душах и сердцах. Любите их, любите, чтобы удержать на земле.

Урок заканчивается обзором литературы русского зарубежья (библиотекарь)