“Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личную черту,
вселить в них радость сотворчества, то создавай
такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовали царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя в нём властелином”.
Ш. А. Амонашвили
Цели:
- Повышение у учащихся интереса к книге, к знаниям;
- Развитие самостоятельной читательской активности;
- Развитие эстетического и нравственного воспитания;
- Развитие личности каждого ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных творческих особенностей.
Для достижения таких целей способствуют разные виды работы, создающие необходимые условия для саморазвития и самовыражения каждого ученика: это элементы театра, изобразительного искусства, музыки; выразительное чтение детей, групповые выступления, чтение по цепочке, моменты неожиданности в уроке.
Такой урок должен проходить творчески. Очень важно вместе с ребятами какое-то время побыть в атмосфере творчества, пожить тем ощущением праздничности, которую должна приносить в жизнь детей книга – чтобы ребята могли проявить избирательность к содержанию материала, так как каждый ребёнок воспринимает его по-своему.
Урок разделён на две части:
I. Сказки
II. Сказы
Перед тем как провести детей в новый мир, была проведена подготовительная работа. Из литературной сказки они плавно перешли в мир нового для них жанра литературы – в мир сказа. И произошло это до знакомства детей с новой книгой. Помогая погружаться в глубину сказа, я старалась не заглушить собственные мысли ребят, заставив работать их фантазию.
Надеюсь, многих учащихся покорит фантазия и красота сказа, несмотря на сложный фольклорный диалект, используемый автором.
Ход урока
I. Сказки.
1. Организационный момент
“О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит СКАЗКА”. (Ф.Кривина)
Сегодня мы вместе вспомним любимые литературные сказки, рассмотрим вашу выставку рисунков и узнаем, кто из вас много читает и многое уже знает. (Смотри Приложение 1)
2. Сказочная разминка
Для этого проведём сказочную разминку. А поможет мне скатерть. Она не простая, а волшебная. И у неё есть много сказочных вещей (учитель по очерёдно вынимает вещи из скатерти):
- Вот первая вещь. Кому может принадлежать это предмет?
“В этой книжке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей”. (“Муха цокотуха” Корней Иванович Чуковский)
- А какому сказочному герою помогла попасть на бал, почти такая же тыква?
“Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал”. (“Золушка” Шарль Перро)
- А это ребус! Вспомните, кому из сказочных персонажей для того, чтобы посетить своего отца, пришлось превратиться в комара, муху и шмеля?
Князю Гвидону. (“Сказка о царе Салтане” Александр Сергеевич Пушкин)
- Перед вами скорлупа грецкого ореха. Она служила постелью для одной девочки.
“Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает.
Жаба под утро её украдёт.
В нору упрячет, бессовестный крот”. (“Дюймовочка” Ханс Кристиан Андерсен)
- На наш адрес пришло коротенькое письмо. Послушайте, кто произносил такие слова?
“Я придумала! Я нашла! Пусть двое из вас возьмут в свои клювы прутик, и я прицеплюсь за него посередине”. (“Лягушка-путешественница” Всеволод Михайлович Гаршин)
- Ну, а какого сказочного героя напоминает этот предмет?
(“Приключения Чиполлино” Джанни Родари)
- Вот вам волшебный горшочек. Из какой он сказки?
Стоит только сказать: “Раз, два, три – горшочек вари!” И начнёт варить горшочек сладкую кашу. “Ой-ой-ой! – не забудьте сказать – 1, 2, 3 – больше не вари!” (“Горшочек каши” сказка)
- (Сразу не показывать) А этот предмет вы можете увидеть каждый день дома и в школе. Отгадайте:
“Ванька-встанька из Волчка
В нём увидит толстячка,
Иностранка – кукла Синди
В нём красавицу увидит.
Ну а мой знакомый Пашка
В нём увидит замарашку”. ( Зеркало)
Из какой сказки оно могло к нам прийти?
(“Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях” А. С. Пушкин, “ Снежная королева” Х. К. Андерсен, “Аленький цветочек” Аксаков.)
- Трудный вопрос! Что это такое? (Показать веретено и гвоздь)
Чьи это вещи? (Гвоздь – Тихона, а веретено – Дуняшино из сказки “Золотой гвоздь” Евгения Пермяка).
- В одной сказке на стене висели вот такие ходики и были они волшебные. Как называлась эта сказка?
(“Сказка о потерянном времени” Евгений Львович Шварц)
3. Домашнее задание:
Наша скатерть уже устала, ей надо отдохнуть. А мы не станем терять время и посмотрим, какие сказочные загадки вы подготовили дома.
(Все дети разделились на группы, их получилось три).
Выступление группы ребят: “Мы выбрали сказку про…, не скажем кого и про его приключения”.
1 ученик: - Как в суседки он попал,
2 ученик: - Как перо своё проспал,
3 ученик: - Как хитро поймал Жар-птицу,
4 ученик: - Как похитил Царь- девицу,
5 ученик: - Как он ездил за кольцом,
6 ученик: - Как был на небе послом,
7 ученик: - Как он в солнцевом селенье киту выпросил прощенье,
1 ученик: - Как к числу других затей спас он тридцать кораблей,
2 ученик: - Как в котлах он не сварился, как красавцем учинился.
3 ученик: - Словом наша речь о том, как он сделался царём.
4 ученик: - Про кого наша сказка? (Про Ивана)
5 ученик: - А как она называется? (“Конёк-горбунок”)
6 ученик: - Правильно! Это сказка “Конёк-горбунок”. Написал её Пётр Павлович Ершов. Вот портрет этого писателя. (Смотри приложение 2).
7 ученик: - Он жил очень давно. Его знал Пушкин. Александру Сергеевичу очень нравилась сказка “Конёк-горбунок”. Есть писатели и поэты, имена которых связаны для читателя с одним произведением. В эту единственную книгу они вложили весь свой талант. К числу таких писателей и относится Ершов.
1 ученик: - Сейчас мы хотим прочитать вам отрывок из этой сказки:
“Ночь настала; месяц всходит.
Поле всё Иван обходит,….
Не на чёрную слышь бабку”.
2 ученик: - Во время нашего выступления вы услышали такое слово как СУСЕДКО. Что это слово означает? (Домовой. Рисунок 1).
3 ученик: - Ещё в отрывке вы слышали словосочетание ЧЁРНАЯ БАБКА. Что это? (Кость надкопытного сустава коровы, которая употреблялась в игре как бита. Рисунок 2).
Учитель: - Со специалистами по П. П. Ершову трудно спорить, молодцы ребята! Посмотрим, что припасли для нас другие.
Выступление второй группы:
1 ученик: - Мы приготовили для вас загадку, она лежит вот в этом мешочке: “Без рук, без ног, ползёт на батог” Что это? Рисунок 3. Правильно, только у меня не горох, а одна горошина.
2 ученик: - В одной из сказок горошина, только не такая, а самая настоящая, сыграла важную роль. Она помогла принцу найти настоящую принцессу. Догадались, о какой сказке мы говорим? (“Принцесса на горошине”). Да, правильно!
3 ученик: - А кто написал её, тоже знаете? (Андерсен). Ханс Кристиан Андерсен – это его портрет. (Смотри приложение 2). Он родился в крошечном городке Оденсе, в маленькой стране Дании. И был единственным сыном прачки и сапожника. Вырос Андерсен в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в доме. Грамоту он одолел позже, чем все мальчики его возраста. В 18 лет его определили во 2 класс гимназии. Он учимся вместе с малышами. Над ним смеялись, но он окончил не только гимназию, но и университет.
4 ученик: - Сейчас вместе с вами мы хотим вспомнить некоторые сказки Андерсена:
“Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой, оловянной ложке… все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был одноногим. (“Стойкий оловянный солдатик”)
5 ученик: “Жили были двое бедных детей. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Однажды они сидели и рассматривали книжку с картинками зверей и птиц, на больших башенных часах пробило пять. – Ай!- воскликнул вдруг мальчик. Мне кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз”
- Как звали этих детей? (Кай и Герда) – Какая это сказка? (“Снежная королева”)
6 ученик: “В самой чаще лопуха было так же глухо и дико, как в частном лесу, и вот там-то и сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей порядком надоело это сидение. Наконец яичные скорлупки затрещали. Пи! Пи! – послышалось из них”. (“Гадкий утёнок”)
7 ученик: - Молодой Андерсен много путешествовал по свету. Однажды в одной маленькой гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку:
“Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену” |
и отнёс на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом, доставила её адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека. Рисунок 4.
Учитель: Хорошо потрудились. Спасибо Вам. Послушаем последнюю группу ребят.
“Далеко, далеко за морем стоит золотая стена,
В стене той – заветная дверца, за дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают заветную дверцу в стене,
Но, где отыскать этот ключик никто не рассказывал мне…”
- Какую известную детскую книгу надо прочитать, чтобы узнать об этом? (“Золотой ключик” Рисунок 5)
Столяр Джузеппе – Сизый нос полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить, полено (рисунок 6) стало говорить:
Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
- Написал эту замечательную сказку Алексей Николаевич Толстой - художник “большого, ценного, весёлого таланта”. (Смотри приложение 2) Алексей Толстой вспоминал: “Когда я был маленьким, очень-очень давно, - я читал одну книжку, она называлась “Пиноккио или Похождение деревянной куклы”. Я часто рассказывал моим товарищам девочкам и мальчикам, занимательные приключения Пиноккио. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по- разному, выдумывая такие похождения, каких в книге и не было!”
- Написал ту книгу итальянский литератор Карло Лоренцини, писавший под псевдонимом Карло Коллоди. Деревянная кукла по-итальянски будет БУРАТИНО. Когда Алексей Николаевич вырос и стал не только литератором, а ещё и переводчиком, он в 1924 году перевёл с итальянского на русский язык и обработал “Приключения Пиноккио”.
- Порой литературный дар так далеко уводит переводчиков от оригинала, что рождается совершенно новое произведение. Так итальянский Пиноккио стал русским Буратино.
- А сейчас мы вам покажем небольшую пьеску: Звучит музыка. Разыгрывается отрывок со слов “Кто вас воспитывает?”... до слов “Ребёнок, может, ещё букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается…”
- А теперь ответьте на два вопроса: 1. Какой породы был пёс Артемон? ( Пудель)
2. Какое отношение имеет к сказке звук, который вы сейчас услышите? (Звучит запись сверчка) Это сверчок. Он был другом и учителем Буратино.
Учитель: И так все группы выступили и выступили по-разному. Ребята, что вы хотите сказать? (обсуждение выступлений).
4. Сказ. Ну что ж: “Кому-то сказки надоели, а кто-то сказками пленён.
Сбегают под откос недели, сметая возгласы имён”. Л. Васильева
Учитель: Сказка здесь, сказка рядом. Сказочных героев имеют пустыни, тундра и даже степь. Человеческая фантазия перемешивается с природой окружающей человека и рождается вдруг из сосновой мглы БАБА-ЯГА, а из снежного хруста – красноносый МОРОЗ. Так случилось и на Урале, где из покон веков добывают и обрабатывают камни: медную и железную руду, олово, золото, соль, самоцветные камни.
Ещё в глубокой древности сложилось у уральских жителей представление о том, что все эти подземные богатства охраняют чудесные существа. Целые столетия слагались уральским народом легенды и предания об этом. И в наше уже время появился литератор, заговоривший языком уральской сказки.
(Учитель открывает завес на доске и перед взором детей появляется портрет П. П. Бажова, смотри Приложение 2) “ Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода – перед вами Павел Петрович Бажов. Выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Впервые героями стали не гномы, не богатыри, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую нужную людям силу. А писал Бажов не сказки, а СКАЗЫ. Что это такое?
Новые понятия:
СКАЗ – устное слово, перенесённое в книгу. Он построен, как устный рассказ кого-то. При чтении сказа, особенно вслух, создаётся впечатление, что слышен голос рассказчика, сказывающего ту или иную чудесную историю. Главная книга Павла Петровича Бажова называется МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА. Рисунок 7.
В этой книге и собраны как в шкатулке все драгоценные сказы Бажова. МАЛАХИТ. – Вы видели когда-нибудь настоящий малахит? Сначала это просто зелёный камень с разводами. А поработает над ним уральский мастер (камнерез или гранильщик) и вспыхнут разводы зелёным огнём, поведут в страну шелковистую и прекрасную, не то луг в росе, не то клевер под ветром покажется. Но на Урале существует поверье, что “малахит – камень недобрый”. Не случайно и имя хозяйки Медной горы МАЛАХИТНИЦА. Рисунок 8.
“Худому с ней встретиться горе, и доброму – радости мало”. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной: и необыкновенная красота, и чудесные помощники, выполняющие все её распоряжения – РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЯЩЕРКИ. Рисунок 9.
Иногда и сама ящерицей оборачивается. Так же удивительны и другие сказочные герои Бажова:
грозен и справедлив, беспощаден к обману и преступлению хозяин золота – ВЕЛИКИЙ ПОЛОЗ (рисунок 10) – золотой змей и его дочери ЗМЕЁВКИ (рисунок 11).
И маленькая озорная ОГНЕВУШКА ПОСКАКУШКА (рисунок 12), которая если захочет “верховое золото покажет”. И колдовская БАБКА СИНЮШКА (рисунок 13), что сторожит бездонный колодец с самоцветами и может оборачиваться простой девчоночкой-красавицей, а то и погубит в своём колодце. Она от чистого сердца подарила Илюхе решето, полное ягод, когда глянул он, а в нём одни самоцветы. Только горный козлик СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ (рисунок 14) самый безобидный фантастический персонаж.
Все сказы можно разделить на 3 группы:
- Горняцкие сказы
- Сказы о мастеровых
- Старательские сказы
Дома вы сможете выбрать любые сказы. Это будет зависеть от того, кто из фантастических уральских героев вас больше всего заинтересовал. А на занятии мы поработаем со сказом “Огневушка Поскакушка” Это старательский сказ.
5. Словарная работа: Старатель – рабочий добывающий золото. Артелка – это объединение людей для совместной работы (сейчас артель). Золотая крупка – золото. С устатку – от усталости.
6. Первичное чтение: (дети читают по цепочке по два предложения) “ Сидели, раз старатели… как широким кругом пошла” (Смотри в приложении 3 текст)
Учитель – Достаточно, теперь я почитаю: “Был такой знак у старателей, где.… А с Поскакушкой не раз Федюнюшке встречаться довелось…”
7. Звукозапись сказа: - Сядьте удобно и послушайте, а что же дальше то было. (Не до конца сказа)
8. Беседа – обсуждение: - Ребята, мы с вами уже говорили о том, что когда слушаешь, то мысленно всегда представляешь то, о чем слушаешь.
1. Посмотрите на иллюстрацию. Такой ли вы представляли Огневушку Поскакушку? Какая она? Что у неё в душе, внутри?
2. Как бы вы хотели закончить этот сказ?
3. А как вы думаете, было ли золото в том месте, которое указала Поскакушка Федюньке? (возник спорный момент)
- Ребята, а как закончился сказ, хотите узнать? Я попросила одного ученика прочитать весь сказ заранее, спросим у него?
4. Как вы думаете, а почему она Федюньке помогла? (Чист душой, не жадный).
Учитель: Было золото, да припрятать не смогли. Федюнька малолеток, а дед хоть и стар тоже простота, разболтали, конечно. Барин отобрал.
9. Выводы: - И хочется Федюнюшке, чтобы Поскакушка ещё разок показалась, да не для т ого, чтобы золото указать, а для того, чтобы на чудо это ещё разок полюбоваться. Потому что главное в сказе это МИГ КРАСОТЫ – чудо исчезнет, оставляя память о себе, а это дороже самоцветов и злата. Как говорил П. П. Бажов: “Русский человек без радуги не живёт”. Захотелось вам прочитать сказы? Это и будет вашим домашним заданием. Спасибо за работу на уроке.
Литература, используемая для проведения урока.
- Статья “Павел Петрович Бажов” из календаря для детей. С. Богатырёв.
- Детские книги: А. Н. Толстой “Приключение Буратино”, П.П. Ершов “Конёк Горбунок”, Х. К. Андерсен “Сборник сказок”.
- П. П. Бажов “Огневушка Поскакушка”