Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.
Оборудование: доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор, Презентация, экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1
II. Слово учителя
Наш урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим
дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала
своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей
собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла
бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя
делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой
поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к
женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он
хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить
надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы
будете наказывать ребёнка, то из него вырастет
настоящее чудовище, коим вы его только что
назвали.» «А это уже не ваше дело», – сказала
женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго
смотрел вслед уходящим, а потом спросил:
«Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?»
«Настоящий» «А что значит быть настоящим
человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже
родилась. Она – человек?» «Нет».
«Надо родиться человеком» «То есть – родился с
внешностью, похожей на человека, значит
человек?»...
– А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение
учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть
настоящим человеком, надо иметь огромную душу,
чистое сердце, совершать добрые поступки во
благо другим». Многие писатели обращались к
этому вопросу в разное время и каждый по–своему
изображал настоящего человека. Толстой, Горький,
Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы
узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба
человека»
Откройте тетради и запишите число, тему урока. Эпиграфом являются слова В.Гёте. Слайд № 3
Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком
Гёте
– Почему именно эти слова? Подходит ли этот
эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.
III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4
В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы
найдём такие строки: «Русский характер.
Поди–ка опиши его. Рассказывать ли о героических
подвигах? Но их столько, что растеряешься, –
который предпочесть. Вот меня и выручил один мой
приятель небольшой историей из личной жизни».
И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея
Соколова о своей жизни, о тех испытаниях, которые
выпали на его долю.
– Как вы понимаете слово «характер»?
(индивидуальное задание: работа с толковым
словарём)
Слайд № 5.
Характер – совокупность психических,
духовных свойств человека, обнаруживающихся в
его поведении; человек с характером, сильный
характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского
языка).
– Каким характером должен был обладать русский
человек, чтобы преодолеть нравственные
испытания, посланные судьбой. Такие вопросы
задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе
«Судьба человека».
– Какие положительные черты характера вы
можете назвать?
Слайд № 6 (На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)
– Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать, опираясь на текст рассказа.
– Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза. Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)
– Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно).
– Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)
Слайд № 8
– Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9
Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”
Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).
– Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.
(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”)
– Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?
В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания – сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.
Чтение по ролям: эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».
Слайд № 10
ВЫВОД: Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат.
(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)
– Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11 (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях.)
– И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)
– Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
– Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12
– Кто кого нашёл?Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?Мнение учащихся.
– Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.
IV. Анализ финала рассказа
– Какова концовка рассказа? Слайд № 13 (Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».)
V. Подведение итогов
– Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван.
– В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14
Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.
– Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова?
Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15
Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Слайд № 16
Д/З:
1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова
«Судьба человека». Слайд № 17
2. Прочитать отрывок из рассказа В. П. Астафьева
«Царь-рыба» (отметить по тексту взаимоотношение
человек и природа)