С любовью к миру, окружающему нас (творчество шадринского писателя В.И. Юровских)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель:

  1. Вызвать интерес учащихся к творчеству шадринского писателя В.И.Юровских.
  2. Расширить круг чтения шестиклассников посредством изучения литературы родного края.
  3. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край, за свою малую родину.

Оборудование: доска, портрет писателя, книги В.И. Юровских, материалы из районной газеты “Шадринский курьер”, набор открыток “Владимир Васильевич Юровских. Живопись”, мультимедийный проектор, кроссворд.

Ход мероприятия

1. Слово учителя.

Шадринск – самый, наверное, культурный и самый загадочный город. Это, вроде бы, обыкновенный районный центр Курганской области. В нем менее 85 тысяч жителей. Но здесь издается краеведческой литературы больше, чем в каком-либо мегаполисе. Даже москвичи завидуют шадринцам. Они считают, что Шадринск – город необычный: столько книг о своей земле, сколько выпустили местные писатели, краеведы и администрация, не издается пожалуй ни в одном городе России. Это наши известные земляки: А.М. Виноградов, А.Н. Мурзин, В.И. Юровских, В. Малахов, С. Перунов, А. Зинченко, В.И. Калганова, Т.В. Лохова и другие.

2. Чтение учителем отрывка:

“Согра мне – дом родной. И зимой я хожу туда. Посижу у ключа, водицу пью не напьюсь. Не зря в старину юровские мужики за три версты ездили сюда, воду для чая на праздники брали. Не прихоть то, а вкус и почтение земле-кормилице.

Как все равно напьюсь живой воды: в теле бодрость, в голове ясность да свежесть. И долго слушаю, как под заледеневшим снегом бормочет-мурлычет вода ключевая. То о том расскажет, то о другом поведает.

Видит здесь земля и днем и ночью. И добрые дела, и злые. И уважит всякого, кто с добром сюда придет. Птиц послушает-поласкает, черной смородины наберет, черемуху не поломает, подивится на легкие бубенчики-колокольчики. От водицы помолодеет и любовью светлой наполнится”.

– Кто автор этого отрывка? Как догадались? (“В Согре” В.И. Юровских.)

3. Сообщение темы. Слайд 2.

4. Беседа.

– Что знаете о В.И.Юровских? (Ответы учеников.)

Родился 25 декабря 1932 года в деревне Юровка Далматовского района Курганской области. Десятилетка была только в райцентре, в 16 километрах от дома. Пешком туда, пешком обратно. Закончить десятый класс Василию не пришлось. Не было денег заплатить за учебу, не было одежды, не было обуви. За еду, без какой-либо платы, работал прицепщиком на тракторе. Четыре года взяла армия. Служил в Германии. Когда вернулся, удалось получить место в районной газете. 20 лет Василий Иванович проработал в газетах Уксянского, Далматовского и Шадринского районов.

Одни считают Василия Юровских журналистом городского полета, другие знают его как доброго, нежного человека. С охотниками – он охотник, с книголюбами – книголюб, с травниками – травяной ведун. Он многолик, и в то же время имеет одно, прекрасное, строгое лицо с внимательными, серыми глазами. И когда читаешь рассказы Василия Ивановича о птицах и зверях, о вечерних зорях, о родимой Уксянке, об отце, братьях, – чувствуешь гибкую музыку его речи, чувствуешь цвет, аромат слова. Послушайте отрывки из его рассказов, прислушайтесь к его речи, к чистому голосу, почувствуйте бережное отношение к русскому слову.

Откуда эти строки?

1. Розовощекое солнце заглянуло в окно, и веселые желтые зайчики озорно запрыгали по лицу спящей девочки. Они щекотали ее вздернутый носик и пухлые полураскрытые губы, но Марина не просыпалась. Даже огненно-рыжий петух, прозванный отцом “Петька-будильник”, не смог нарущить ее сон. А уж он ли не старался! То и дело голосил с плетня: “Проспали! Проспали!” (“За березовкой”) Слайд 3.

2. Марина слушает папу, подпрыгивает с ноги на ногу и поет:

– Паровоз, паровоз,
Почему нас не довез –
Не довез до реченьки,
А довез до Теченки!

Ей весело, и босые ноги приятно щекочет трава, а земля теплая-теплая.

(“Ольховочка”) Слайд 4.

3. Милая, милая, моя покойная бабушка Лукия Григорьевна…Как вовремя пришла на ум мне твоя просьба, а то уж с языка вот-вот и сорвалось бы, чего мы еще пробовали с тобой, какое лекарство искали. И не от хвори. Как-то и не хворалось нам тогда. А от голода. И нашли, не замерли… (“Журавлиные корни”) Слайд 5.

4. Потом поочередно мы умываемся из медного рукомойника, утираемся рукотертом и садимся паужнать. Хлебаем варенец с витушками и ведем речь о том, куда пойдем с ней, когда перестанет матрусить дождь. Говорим и говорим с бабушкой понятными для себя словами. Я напрочь забываю, что в тетушкиной книге не отыщутся многие произносимые нами слова: бельник, елань, релки, копанец, ляжина, слизуны, глубяна, вишенье, пестерюха… (“Как я учил бабушку”) Слайд 6.

5. Чтение по ролям рассказа “Как я учил бабушку”.

6. Слово учителя.

В 30 лет Василий Иванович экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. Профессию он получил заочно – на факультете журналистики Уральского государственного университета и на литературном факультете Шадринского педагогического института. Его повести, рассказы, новеллы выходили как в отдельных сборниках, так и в журналах и в газетах. Своим творчеством он воспевал природу родного края и его людей. У него вышло 15 книг. Все произведения В.И.Юровских привлекают к себе лиризмом, искренней любовью к деревенским людям, тонким пониманием жизни. Слайд 7.

7. Разгадывание кроссворда.

1. Книга, по которой мальчик учил бабушку (Словарь).
2. Название станции, о которой поет Марина в песенке (Теченка).
3. Рыба, которую поймала Марина (Окунь).
4. Имя сына писателя (Володя).
5. Какую птицу отец прозвал “Петька-будильник”? (Петух)
6. Название любимой речки писателя (Крутишка).
7. Как по-другому называется кипрей? (Иванчай)
8. Имя дочки писателя (Марина).
9. Другое название красного воробья (Чечевица).
10. Как по-другому называются журавлиные корни? (Купена)

– Какое слово получилось в выделенном столбике? (Столешница.)

– Встречается ли это слово у В.И.Юровских?

8. Слово учителя.

С 90-х годов прошлого века Василий Иванович выпускал газету “Шадринский охотник”. Он стал первым лауреатом премии имени К.Д. Носилова. Василий Иванович – заядлый охотник, рыбак, грибник. Сборник шутливых рассказов “Контузия, или исчо как” он посвятил светлой памяти своего сына, который был его неизменным спутником на рыбалке, охоте, в походе за грибами. В книге помещены рисунки сына. Владимир Юровских рано ушел из жизни, но успел громко заявить о себе как о самобытном художнике. В память о земляке и как дань таланту Владимира Юровских выпущен набор открыток “Владимир Васильевич Юровских. Живопись”. Сюда вошли 17 картин мастера. Все его картины выполнены маслом (показ набора открыток). Говорить об отце и сыне по отдельности нельзя, ибо они одно целое, нерасторжимое. То, что отец живописал словом, сын запечатлел талантливой кистью. Слайды 8–14

9. Выразительное чтение детьми отрывков из рассказов В.И. Юровских.

10. Слово учителя.

Писатель награжден медалью “За трудовую доблесть”, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, премией губернатора Курганской области, был победителем, призером и лауреатом многих всероссийских и республиканских литературных конкурсов и премий.

В 1999 году Василию Ивановичу присвоено звание “Почетный гражданин города Шадринска”. В 2007 году писателя не стало. На доме, где жил Василий Иванович, установлена мемориальная доска, одной из библиотек города Шадринска присвоено его имя. Его книги – “Снегириное утро”, “Материнское благословение”, “Певучая речка”, “Журавлиные корни”, “Сыновний зов”, “Родные”, “Синие пташки-пикушки”, “Родное гнездовье”, “Столешница”, “Сон земли”, – полны той красоты и горести, суровой правды и высокой поэзии, которые и отличают народную жизнь. Слайд 15.

11. Краткий пересказ учащимися понравившихся произведений В.И. Юровских.

12. Викторина “Из какого произведения этот отрывок?”

– Дочка не ахти какая грибница, но сразу догадалась: раз нету маслят, то рыжики надо искать на травянистых пятачках среди изреженных сосенок.

Там с ней мы и начали высматривать светло-оранжевые и огнисто-рыжие грибы. А высматривать особо и нечего – эвон они рассыпались, словно осиновые листья, знай режь медно-трубчатые ножки и жмурься от удовольствия. Эх, запах-то, ароматище-то какой!.. (“Рыжик”)

– Я глянул туда и ахнул: не полянка, а как бы само солнце улеглось передохнуть на землю. Вся она густо-густо сияла и желтела кустами прострела и стародубки, словно кто-то со всей округи собрал и перенес весенние первоцветы. Совсем немного и постояли мы, онемевшие и удивленные цветочной гущиной, как на полянку выпрыгнул из-за черемухи серый зайчишка. Прыг-скок и сунул мордашку в нежно-кремовый букет прострела. Одни уши торчали и подрагивали от того, что зайка во все легкие тянул в себя запахи.

– Смотри-ка, цветолюб какой!– восхищенно зашептал сын. (“Заячья полянка”)

– Неподалеку полыхал и сыпал искрами костер пастуха, а сам он у мостика брал воду на чай. Увидел нас с груздями и захохотал:

– Ай да молодцы, обхитрили-таки шершней! Так им и надо, ишь собственники выискались! А вас я подкину на “Урале” до станции. Грузди-то у вас особенные, ночного сбора, – закончил словоохотливый пастух. (“Груздяные караульщики”)

13. Итог мероприятия.

14. Домашнее задание: читать рассказы В.И. Юровских (по выбору учащихся).