Оборудование:
- Портреты: Натальи Сац, Павла Барановского.
- Картины с изображением храма Василия Блаженного.
- Карта Кемеровской области, обрамленная колючей проволокой.
Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и сам, что фабула этой были действительно поросла быльем, но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ли, что кроме фабулы в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью.
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Мы всю жизнь решаем этот вопрос: что лучше – правда или ложь, память или забвение, покой или борьба?
В 1851 году в статье “О развитии революционных идей в России” А.И.Герцен писал: “Ужасный, скорбный удел уготовлен у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром, будь то поэт, гражданин, мыслитель – всех их толкает в могилу неумолимый рок. История нашей литературы – это или мартиролог, или реестр каторги…Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!”, - говорит писание. Но русскому народу нечего бояться, ибо ничем уже не ухудшить несчастной его судьбы.”
К сожалению, Герцен оказался прав лишь наполовину. Да, действительно русскому народу нечего бояться. Итак слишком страшна и трагична его жизнь на протяжении всей нашей истории. А вот о том, что “нечего прибавить к своей несчастной судьбе”… В последующее столетие русский народ истреблялся так, как никогда, ни в одну эпоху, ни в одной стране мира не истреблялся ни один народ. И самую зловещую лепту внесли в это истребление годы сталинского правления.
Только за 1937-1938 годы. пострадало от репрессий 1400000 человек. Население ГУЛАГа составляло в начале 30-х гг.- 200000 человек, в середине – 800000 человек, в конце 30-х гг.- 1600000 человек.
Всего с 1930 по 1953 гг. через лагеря и колонии прошли 18000000 человек, 786000 приговорены к расстрелу.
Я редко читаю предисловие даже самых умных книг.
Тем более стыдно навязывать вам свое. Но обычно пишу, когда хочу.
А эту книгу пишу – несмотря на то, что не хочу.
Некоторые страницы из моей жизни вы, может быть, уже прочли в “новеллах моей жизни”. Но все написать в те годы на могла. С трудом пишу и сейчас.
НАТАЛЬЯ ИЛЬИНИЧНА САЦ.
Режиссер, писатель, общественный деятель, народная артистка СССР.
С именем Сац связано становление первого драматического театра для детей, а затем первого в мире музыкального театра для детей.
Кто же она? Какие трагические испытания выпали на долю этой женщины?
Родилась в Сибири, в Иркутской области, в городе Иркутске.
Детство – это Москва, домик на Пресне.
Детство – это папа, мама, музыка, театр.
Потом – Музыкальный институт по классу фортепиано. Первый концерт.
Взрослая жизнь с детьми и театром. Ей нравилась работа. Все новое, неизвестное. Дети и театр – белое пятно на карте искусств, пути еще никем не изведанные.
Первая премьера детского спектакля. Это было в 1918 году.
Встречи с интересными людьми: Кольцовым, Обуховой, Кудрявцевым, Шаляпиным, Станиславским.
20-е годы. Поездка за границу. Новые впечатления. Работа. Жизнь, полная творческих планов. И вдруг все обрывается.
21 августа 1937г. На столе повестка. Наталье Сац надлежит явиться к 10 утра к новому председателю по делам искусств.
Сухая сдержанная беседа. Полное непонимание происходящего и … арест.
“Меня ввели в камеру, зазвенел ключ, которым заперли дверь с обратной стороны. Я словно окаменела. В камере меня о чем-то спрашивали, но я отвечала “механически”.
“Моего “я” в этой камере еще не было, только черное полосатое платье, пояс с которого сняли, когда вводили в это… пространство”, – пишет Наталья Сац в своей книге “Жизнь – явление полосатое”.
Она еще мысленно продолжала в камере жить по своему календарю.
Вот скоро сын вернется домой с теннисной площадки – надо посадить его за математику. Повести дочку к доктору – у нее гланды. Через несколько дней сбор труппы после отпуска в Центральном детском.
Что-то сломано. Уснула мгновенно, как камень брошенный в воду. Нет, это не по мне ударил неизвестно откуда взявшийся камень!
За эту ночь она поседела.
А следующий день был еще страшнее.
В камеру вводили новых заключенных. Ввели женщину – врача. Она не могла от нервного потрясения говорить.
Каждая из нас, сидящих в камере, не знала, как, зачем, за что сюда попала.
Первый допрос и хлесткие слова:
- Чем скорее вы забудете, что были заслуженной артисткой, директором и главным режиссером театра, тем будет лучше для вас. Вы теперь - никто. Вы - изменник Родины.
Я резко встаю со стула:
- Я не собираюсь ничего забывать. Я - есть Я!
- Вы часто бывали за границей, если не изменник Родины, зачем это вам было нужно?
Ее заставляли писать доносы на известных людей, но она противилась этому, не могла мириться со злом.
А потом был поезд, жутко стучавший. Холод везде, холод в сердце. Умение выстоять – вот что было главным. А это было пережито: избиение в камере, потери сознания, больница.
- Сибирь. Кемеровская область, Мариинский распределитель – хлопоты матери Натальи Сац.
- Приезд мамы в Мариинск.
Пыталась и в лагере заниматься делом для души. Участвовала в спектаклях, которые ставили заключенные. Работала картотетчицей. Знала, как ждут осужденные весточки из дома, денежного перевода, со всей серьезностью относилась к этой работе. Популярность в лагере росла, Наталью сокамерники считали обязательным, серьезным человеком, А она такой и была.
Однажды в 4 утра за Натальей Сац пришли со страшными словами: “Собирайся с вещами!” За что? Куда ведут? Снова неизвестность. Потеря даже этого уже известного маме адреса, и снова полное одиночество. В Мариинской тюрьме прошло два года, а теперь что ждет?
Весна 1934 год. Снова этап. Свердловская пересылочная тюрьма. Если бы два года тому назад приехала в Свердловск, сколько бы мальчиков и девочек встретили Сац. И как бы встречали!
Потом ночь. Большая камера. Утром снова в путь. Проехали Москву, и дальше, и дальше. И вот она в лагере для “жен самых ответственных “врагов народа”. Порядок в бараке, цветы и тишина… могильная. Запомнились Наталье Сац слова одной заключенной: “ Самое главное – не сойти с реек” И Наталья борется, борется за справедливость, которая не может не восторжествовать. Еще раз приезжает к ней мать: “Пишу многим, как и ты, надеюсь”.
А потом ее перевозят, ничего не объясняя в Москву, в больницу при Бутырской тюрьме. Зачем? Какие новые испытания уготованы ей?
“Я чувствовала себя относительно здоровой, но меня повели на пункцию, выкачивали жидкость из спинного мозга долго и мучительно. Наталья Сац не помнит, как оказалась в палате, потом был грязный пол воронка, и снова допрос: “…вы забыли вовремя последнего допроса подписать несколько слов о враге народа Вейцере. Ваша подпись освободит вас”. Разве можно было согласиться на это?! Писать донос на мужа, на близких людей, знакомых?
В 1941 году Наталье Сац исполнилось 37 лет.
Годы в тюрьмах – годы лжи, коварства, подлости.
А потом ее освободили. И оно жила, творя добро, восстанавливала справедливость, помня о пережитом.
Сколько их, человеческих судеб, прожитых достойно, но нами не востребованных. Надо спешить писать следующую страницу.
И еще об одной судьбе…
Есть люди особого рода. Имя им - сподвижники. Они скромно совершают свой подвиг, длиною в жизнь. Широкому кругу соотечественников до поры до времени они не известны. Но пробивает урочный час, имя сподвижника воскресает из небытия. Его жизнь и деяния во славу отечества являют собой пример для подражания.
ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ БАРАНОВСКИЙ.
Родился в 1892 году на Смоленщине. Прожил 92 года. Архитектор, реставратор, выдающийся ученый в области архитектурной археологии, историк архитектуры, создатель первого в России музея архитектуры, музея под открытым небом.
Закончил в Москве археологический институт. Работа для него была лучшим отдыхом, и если во время отпуска ему удавалось обновить какой-нибудь ценный памятник, он был доволен собой.
Работая на Севере, выявил множество интересных памятников народного зодчества.
Создал в Болдино музей русской деревянной культуры, организовал коломенский музей-заповедник и стал его первым директором. По всей стране он с сотрудниками разыскивал экспонаты для музея: везли колокола, иконы, старую мебель, посуду.
Петр Дмитриевич занимался вопросами сохранения памятников в Новгороде, Пскове, Феодосии, Смоленске, архитектор исследует многие московские памятники.
Имя Барановского связано с храмом Василия Блаженного. Храм был обречен на снос. Барановский не мог с этим смериться, он заявляет Кагановичу, инициатору сноса храма: “Это преступление и глупость одновременно. Можете делать со мной, что хотите. Будете ломать – покончу с собой!” Барановский шлет телеграмму Сталину. И скорее всего эта телеграмма, как вызов зарвавшейся власти, повлияла на дальнейший ход событий, иначе чем объяснить то, что храм Василия Блаженного устоял.
Принципиальный, серьезно относящийся к сохранению памятников на Руси, он был подвергнут несправедливому обвинению.
1934-1937 годы. Барановский был осужден и отбывал наказание в тюрьме города Мариинска Кемеровской области. За что осудили? Почему не дали заниматься любимым делом?
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ: “Вскоре по прибытии в сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника строительной части. Там мною, помимо других работ, спроектировано здание сельскохозяйственного музея”.
Дворец из сосняка, применение архитектурной обработки, конечно же, было эффективным градостроительным приемом. Вокруг, насколько охватывает взгляд, бараки, бараки, бараки и вдруг - дворец! Его музей по праву стали считать центром научной мысли хозяйства Сиблага.
Барановский в воспоминаниях подчеркивает, что эти 3 года лагерей меркнут перед кошмарной трагедией допросов, унижений, искусного обмана, моральных пыток.
Потом, как вспоминал архитектор, он строил еще не одно здание, награждался и был освобожден досрочно.
К сожалению, музей в нашем городе не сохранился. Это одна черточка-вопрос в нашем сознании. Мы не ценим прошлое, и это дает свои плоды. Мы не ценим талант, и это приводит к трагедии.
Как дальше складывалась жизнь Петра Дмитриевича?
Перед войной он успел обследовать, измерить, составить проекты реставрации, начать восстановление множества архитектурных памятников.
Во Владимире – Золотые ворота,
В Смоленске – Вознесенский монастырь,
В Крыму – Генуэзская крепость.
Он работал в Грузии, Азербайджане, обследовал остатки христианских храмов Кавказской Албании.
Зодчий вплотную занимался в послевоенные годы восстановлением памятников архитектуры в Новгороде, Пскове, Смоленске.
Он прекрасно знал кладку разных эпох, был наделен редкой работоспособностью.
Как клятва звучат его слова:
“…я всегда хотел раздвоиться, раздесятериться, чтоб успеть побольше сделать. Меня всю жизнь преследовало дьявольское противоречие, связанное с нашим делом,- нельзя торопиться, чтоб не испортить памятник, И нельзя медлить, чтоб он не погиб”.
Сколько же их, человеческих судеб, прожитых достойно, но нами не востребованных.
Надо спешить писать следующую страницу. Это наш долг перед прошлым!..
Список литературы.
- Горюнова, И. птица счастья Наталии Сац (Текст) /И.Горюнова // Рос. вести. – 1993. – 25 авг. С.8.
- Сац Н.И. (Текст) //Популярный энц. Словарь. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002. – С. 1171.
- Сац Н.И. Жизнь – явление полосатое (Текст) /Н.И.Сац. - М.: Новости, 1991. – 592с.
- Сац Н.И. новеллы моей жизни ( Текст) /Н.И.Сац. – М.: Искусство, 1979. – 648с.: ил.
- Барановский Петр Дмитриевич (Текст) //Большой энц.словарь. – 2-е изд.., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. Энциклопедия; СПб.: Норлит, 2001. – С. 100.
- Бычков, Ю.А. Житие Петра Барановского (Текст) /Ю.А.Бычков, - М.: Сов Россия, 1991. – 176с.: ил.
- Петр Барановский. Труды, воспоминания современников (Текст) /составитель Ю.Бычков (и др.). – М.: Отчий дом, 1996. – 279 с.