Целью мероприятия является патриотическое воспитание обучающихся.
Задачи:
- Воспитывать у школьников чувства любви и гордости за свою малую Родину, чувства уважения к близким людям.
- Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, способствующим укреплению духовных ценностей семьи.
- Познакомить с наиболее распространёнными традициями русского народа.
Оборудование, наглядность:
- страницы устного журнала
- карта Саратовской области
- выставка рисунков, фотографий о родном крае
- родословные учащихся класса
- репродукции картин о природы
- фонограммы песен о Родине
- выставка “Семейные реликвии”
- презентация о родном крае “Тихая моя Родина”.
Наше село.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
– Ребята, сегодня на классном часе совершим экскурсию по страницам устного журнала “С чего начинается Родина?” (Макет журнала с названиями страниц.)
– Кто попытается ответить на этот вопрос? С чего же начинается Родина?
1-я страница. “Моя малая Родина”.
Ведущий: Это слово по-особому дорого всем нам. Природа, дом, близкие люди, родная улица детства – вот что всплывает в памяти у каждого из нас при слове “Родина”.
– Что же является для вас малой Родиной?
Да, о нашем селе сложены песни, написаны стихотворения, нарисованы картины местными художниками.
(Звучит песня о родном крае “ Воскресенским село называется” слова и музыка Резниченко И.В.)
– Ребята, а кто найдёт наше село на карте?
– Где оно расположено?
– На каком берегу? (Работа с картой.)
– Ребята, давайте зачитаем отрывки из ваших мини-сочинений о селе, стихотворения
собственного сочинения о нашем крае.
Например,
Тихая моя Родина!
Здесь хорошо мне всегда:
Школа, дорога, смородина,
Узкая тропка в леса.
Волга-красавица плещется
О брег каменистый крутой,
Здесь так легко всегда дышится
На берегу под луной.
Издавна матушка славилась
Богатством на всю страну,
Тихую мою, славную
За что люблю – не пойму.
Здесь я родился и вырос,
Здесь я учился всему:
Радости, горести, прелести –
Всё в путь далёкий возьму.
Дом деревянный со ставнями,
Яркий цветник под окном,
Праздники с песнями славными
Останутся в сердце моём!
***
Есть на Волге местечко чудесное –
Это наше село Воскресенское,
Уголок необъятной Руси,
Дорог всем он, кого не спроси.
Но проходят века за веками,
Разлетятся птенцы кто куда,
Забывается всё ведь с годами,
Возвратятся ль они вновь сюда?
Помнить должен откуда ты родом,
Чтоб по жизни знать корни свои.
Ведь без прошлого – нет настоящего,
Знают это все люди земли
Ведущий: Мы любим своё село, гордимся им, ведь здесь мы родились, живём и заботимся о своём крае, его красотах и достопримечательностях. На что бы ни направили мы свой взор, во всём мы видим печать труда человека. Это его заслуга, значит заслуга наших родных и близких. Именно они сделали наше село таким красивым. (Презентация обучающихся о родном крае.)
Звучит отрывок из песни “С чего начинается Родина?”
Учитель: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать
листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево
имеет корни. Без корней его повалил бы даже слабый ветер. Корни питают дерево,
связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто,
тысячу лет. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо
живущие рядом с нами.
Человек рождается на свет, растёт, задумывается: “ Кто я? Откуда? Откуда
мои корни?”
Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и
воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас
земля и легче будет чувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Мы листаем страницы нашего журнала и переходим с вами ко 2-й странице.
2-я страница. “Моя родословная”.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое древо.
– Что такое родословная?
Это перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, от одного предка. Предок – это древний предшественник по
роду. Чтобы составить родословную, нужно хорошо знать своих предков. Ведь никто
из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного общечеловеческого
дерева. Мы с вами тоже попытались составить свои родословные.
– Зачем? (Узнать о своих корнях и гордиться ими.)
Ведущий: Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо. Прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. И это мы сейчас увидим. Посмотрите на доску. (Родословные учащихся класса.)
– Сколько имён насчитывают ваши родословные?
– Как вы их составляли?
– Трудно ли было? Расскажите нам. (Рассказы детей.)
Учитель: Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразительность. Выходит, что из имя ребёнка вырастают мама с папой и т.д. Как исправить эту странность? Очень просто.
Перевернём рисунок вверх ногами, тогда дерево превратиться в корень – большой разветвлённый корень, из которого вырастает имя. Недаром говорят иногда про человека : “У него крепкие корни”. Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.
– Ребята, у вас тоже получились интересные работы, храните свои родословные , пополняйте их, попытайтесь узнать и о других поколениях.
Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но всё же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут с вами в родном доме.
(Переходим к третьей страничке устного журнала.)
3-я страница. “Мой дом – моя крепость”.
Ведущий: – Часто мы слышим такие слова. А почему?
– Зачем человеку дом?
А) – У каждого человека есть дом, который притягивает своим теплом, уютом. Место, где тебя любят, поймут, помогут и простят. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, сёстры, братья, бабушки и дедушки.
Б)
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты входишь из семьи
В) Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у нас есть замечательные семьи. Нам в них очень хорошо. Здесь можно укрыться от всего плохого. Есть у каждого из нас родительский дом, как поётся в песне – “начало начал, а в жизни это надёжный причал”.
Учитель: Каждая семья отличается от другой привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. И переходим к четвёртой странице, которая так и называется.
4-я страница. “Традиции семьи”.
а) Ведущий: Человек рождается, получает имя. Оно даётся по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого. Так было раньше.
Сейчас родители дают такое имя, какое им нравится, либо в честь какого-нибудь из членов семьи.
– Поднимите руки, кого назвали в честь родственников?
Расскажите нам.
Ведущий: Люди гордятся своими предками.
– А кем бы вы могли гордиться в своей семье? Давайте поделимся своими мыслями:
(Ребята указывают родственника в родословной , показывая фотографию, и рассказывают о том, почему гордятся именно этим предком.)
б) Ведущий: Издревле на Руси существовала традиция. Представители одной семьи занимались одним видом деятельности : так рождались династии гончаров, портных, пекарей, строителей, военных, врачей, учителей, хлеборобов. У нас в классе тоже есть семьи, где сформировались династия.
(Примеры из семей и рассказы школьников о семейных династиях. Желательно связывать всё с родным краем. Например: династия экологов, хлеборобов…)
в) Ведущий: Говорят, что все семьи счастливы по-своему. У большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей. И участники нашего классного часа не исключение. Сейчас они расскажут нам о своих семейных увлечениях, хобби и покажут результаты своего труда.
(Рассказы школьников о семейных увлечениях, о занятиях, которыми любит заниматься каждый член дружной семьи.)
г) Ведущий: “Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом” поётся в песне.
Фото – это увековеченная память о прошлом. На выставке представлены лучшие фотографии из ваших семейных альбомов. Они оставляют память о дорогих людях, о лучших событиях из вашей семейной жизни, которые долго тревожат и волнуют нас. Давайте приоткроем страницу из биографии ваших семей.
(Рассказы учащихся о самых запоминаемых событиях из их жизни, желательно вновь связать с Родиной. Например, поездка в столицу нашей Родины – Москву и т.д.)
д) “Выставка семейных реликвий” – работает экскурсовод.
Ведущий: – А что дом делает домом, не похожим на другие дома?
В каждом доме есть вещи, которыми семья очень дорожит. Эти вещи чаще всего связаны с какими-то событиями из жизни семьи. Это предметы старины, культуры, быта. Мы их храним, потому что они напоминают нам о наших родных. (Выставка семейных реликвий: шкатулки, медали, вышитые скатерти, старинные часы, иконы…)
Ведущий: Зачем же нужны семейные традиции?
а) Важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из
поколения в поколение. Ведь это укрепляет близких, семью, родной дом.
б) Мы должны знать, откуда пошли наши корни. Не зря говорят, что у кого нет
прошлого, нет настоящего и не будет будущего.
в) В семье мы учимся жить и бережно относиться ко всему что окружает нас, учимся
любить природу, нашу Родину.
Итог мероприятия:
Учитель: Сегодня на классном часе , листая устный журнал, мы с вами пытались ответить на вопрос “С чего начинается Родина?”
Ребята, я думаю, что нам с вами это удалось. (Звучит песня о родном селе.)