Цели урока:
- Обучающие:
- закрепить понятие «Серебряный век»;
- дать понятие о символизме;
- кратко охарактеризовать труды основоположников русского символизма;
- выявить истоки русского символизма;
- показать связь символизма с другими видами искусства;
- Развивающие:
- совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;
- развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;
- Воспитательные
- воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.
Оборудование: сборники поэтов
Серебряного века, раздаточный материал с
текстами стихотворений поэтов-символистов,
репродукции картин «Неизвестная» И. Крамскова,
«Демон», «Царевна-лебедь» М.Врубеля, портреты
поэтов-символистов,
диск с музыкой А.Н. Скрябина (Этюд №8).
План урока
I. Вступительное слово учителя.
II. Повторение понятия «Серебряный век».
III. Изучение нового материала о символизме как
литературном направлении :
- знакомство с понятием «символизм»;
- знакомство с трудами основоположников русского символизма;
- составление схемы (этапы и представители символизма);
- выявление философских истоков русского символизма;
- сопоставительный анализ стихотворений Вл. Соловьёва и З. Гиппиус;
- знакомство с понятием символа;
- связь символизма с музыкой;
- связь символизма с живописью.
IV. Подведение итогов урока.
V.Объяснение домашнего задания.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|||
I. Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы начнём знакомство с поэзией
Серебряного века. II. Но сначала вспомните, какой смысл имеет выражение «Серебряный век»? Верно. Как вы помните, Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. III. И первым течением модернизма,
возникшим на русской почве, был символизм. Составим схему: Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами? Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис
символизма. Декадентское мироощущение было свойственно на
разных этапах почти всем символистам.
Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва.
Хорошо. Чтобы подтвердить мнение о воздействии
данных философов на творчество
поэтов-символистов, проведём небольшой
литературный опыт. Перед вами два текста
стихотворений Вл.Соловьёва и З.Гиппиус. Я прочту
вам первое стихотворение «Милый друг, иль ты не
видишь…» Послушайте его. Разграничим их. Каков первый мир?
Каков второй мир? Что говорится о нём?
Сделайте вывод об отношении Вл. Соловьёва к этим мирам. Сравним с этим стихотворением второе,
написанное З.Гиппиус.
То есть, мы можем сделать вывод о том, что
символисты относились к слову, как к к шифру
некоей духовной тайнописи, ценили миг,
мимолётность. Это ещё одна характерная черта
символизма.
Как обращается к своему читателю лирический
герой Владимира Соловьёва? Почему? Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Посмотрите на название направления, от какого слова оно образовано? Именно символ и явился таким средством. Дадим
определение символа: «Символ – многозначный
образ, выражающий суть какого-либо явления».
Запишите это определение у себя в тетрадях.
Из скольких частей состоит это произведение? Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней? Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?
Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением? Что передаёт музыка? Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф.Сологуба.
Что придаёт этому стихотворению музыкальность? Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором. Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью. Послушаем доклад о связи символизма с музыкой, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске.
Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан». Что вы знаете об этих существах. Какие особенности картин вы заметили ещё?
Верно, но мифологией интересовались не только
художники, но и поэты-символисты. Особенно ими
ценилась греческая и римская мифология, сюжеты
которой символисты могли заимствовать,
переделывать. Вы убедитесь в этом, когда
познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф.
Сологуба. Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета? С картинами какого художника можно увидеть связь? Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий – небесный и красный – цвет крови, земных страданий. Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению?
Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как?
Каков финал стихотворения?
Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание
аметиста? Кроме того, немаловажен и размер стихотворения.
Что это за размер? IV. Подводя итоги урока, ещё раз вспомним и запишем в тетради основные черты символизма:
V. На следующем уроке мы продолжим
изучение творчества поэтов-символистов.
Спасибо за урок. До свидания. |
Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, «Золотого века».
Да.
Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться. Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.
Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность. Владимир Соловьёв (16.01.1853- 31.07.1900) – поэт, критик,
публицист, философ. Наиболее знаменитые его
сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899),
«Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы
жизни» (1882– 1884) и т.д.
Да. Это мир реальный. Мир идеальный Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное. Да, в стихотворении З.Гиппиус «Мне мило
отвлечённое…» также есть мир реальный и мир
идеальный, которые она противопоставляет. Мир
идеальный не всегда можно увидеть («Неявное
люблю…»).
От слова «символ».
Музыка состоит из двух частей. Первая часть этюда очень лирична, она звучит
негромко. Это мир идеального, мир гармонии. Да. Музыка передаёт эмоции, чувства.
Символизм в живописи выразился в картинах
таких художников, как И.Крамской, В.Э.
Борисов-Мусатов, М.Врубель. Наиболее известны
следующие работы этих художников: «Призраки» (1903)
В.Э. Борисова- Мусатова. Пан – это бог лесов и полей в древнегреческой мифологии, Царевна-лебедь тоже скорее мифическое существо. Можно сделать вывод, что художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.
Фиолетового. С картинами М. Врубеля, в палитре которого также преобладают синий и сиреневый цвета.
Эти цвета встречаются в первой строфе («Когда
сжигая синеву, Багряный день растёт неистов…»),
придавая ощущение тревоги, катастрофичности.
[с, и].
Это ямб. |
Список использованной литературы:
- Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии Серебряного века// Литература в школе.– №3.– 2002. стр. 30–31.
- Сборники поэзии Серебряного века.
- Сивкова Е.В. Творческая проектная работа «Поэтические листы. Серебряный век». www.yandex. Фестиваль педагогических идей. Преподавание литературы.
- Мир в XX веке: Учеб. для 11 класса общеобразоват. учреждений/ Под ред. О.С. Сороко-Цюпы.– 5-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2001. стр. 151.