Цель:
- Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме;
- Углубление знаний терминологии литературоведческого характера;
- Воспитание любви к народной культуре во взаимосвязи древности и современности;
- Развитие художественной речи, поэтического слуха, фантазии, воображения;
- Обнаружение связи русского устного народного творчества и русской культуры.
Термины: былина, сказка, волшебная сказка, зачин, кульминация, повтор, постоянные эпитеты.
Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал, жетоны в качестве отметок за работу
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, сегодня мы вместе проведем интересный и необычный урок. Мы вспомним ваши знания о народном творчестве, поиграем, даже сами придумаем образцы фольклорных жанров. У вас на партах лежат листочки – схемы. Их мы будем вместе заполнять по ходу урока. Посмотрите, пожалуйста, как они устроены: написано понятие и далее свободное место, чтобы вы могли вписать определение в строчку. В конце урока у нас получится схема – конспект. Приложение 2.
2. Подготовка к восприятию основных понятий.
Презентация. Слайд 1. (Заставка.) Фольклор – что же это такое? (Народная мудрость.) Записать в схему.
Слайд 2. С народным творчеством мы начинаем знакомиться прямо с колыбели. Как вы думаете, о чем идет речь?
Ответ: сказки, потешки, пестушки с детства читают детям.
А почему именно эти жанры читают детям?
– Они учат добру, справедливости.
– Они увлекательные, интересные.
– Переносят в фантастический мир.
– Имеют ритмическую организацию.
Пробовали ли вы когда-нибудь сами создавать фольклорные жанры?
Да, сказки, песни.
Какие приметы вы сохраняли?
– Троекратные повторения, постоянные эпитеты, чудеса, волшебные помощники.
Давайте прямо сейчас вместе попробуем создать один из фольклорных жанров, наверняка неизвестных вам?
Есть такой жанр – чистоговорка, ритмически организованная фраза, посмотрите, как он строится:
Слайд 3.
Ля-ля-ля
Пляшут добрые друзья.
Теперь давайте поиграем в игру “Предложи слог”. Я предложу слог одному ученику, а тот, придумав чистоговорку, передаст свой слог соседу.
Жу-жу-жу (песню жук поет ежу).
Лю-лю-лю (папу и маму я люблю).
Жи-жи-жи (у меня живут ежи).
Ря-ря-ря (ждут нас страны и моря). Записать в схему!
Ну вот, теперь вы можете сами создавать чистоговорки, иллюстрировать их, можете занять время ожидания в очереди или по дороге. Вообще создавать что-либо это труд и умеет создавать не каждый в наше время.
Мы выяснили с вами, что чистоговорка – это фольклорный жанр. Давайте вспомним, что такое жанр произведения?
(Ряд произведений с одинаковыми признаками.)
Попробуйте угадать жанр произведения:
Слайд 4.
Удал добрый молодец на возрасте
По имени Алешенька млад.
И стал Алешенька конем владеть,
И стал Алешенька мечом владеть,
Приходит Алешенька ко своему родителю,
К тому попу ростовскому,
И падает ему во резвы ноги,
И просит у него благословеньица
Ехать да во чисто поле во раздольице
Ко тому ли ко синю морю,
На те же тихи заводи,
Стрелять гусей, белых лебедей,
Перистых, пушистых серых утицей...
Ученики определяют: жанр – былина
А по каким признакам вы определили?
(Повествование о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями. На щадя своей жизни, богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий.)
Задание по подгруппам.
А какие жанры фольклора вы знаете, кроме былин?
Для выполнения этого задания разделить класс на 2 подгруппы и дать 2 минуты для того, чтобы ребята вспомнили, как можно больше жанров народного творчества и записали на листочках. Та команда, которая скажет последний вид жанра – выиграла. Дать поощрительные жетоны.
Записать в схему!
(Былины, сказки, пословицы, поговорки, предания, сказания, анекдоты, частушки, скороговорки, чистоговорки, загадки...).
3. Повторение Сказка.
– Вы вспомнили большое количество жанров русского фольклора.
– А какой жанр наиболее любимый, что читают вам родители на ночь? (Сказки.)
Слайд 5.
– Конечно, сказки, а какой вид сказок? (Волшебные.)
Давайте вспомним отличительные черты волшебной сказки (на слайде подсказки).
– Чудеса.
– Волшебные предметы.
– Магические числа.
– Повторения.
– волшебные животные.
– Композиция, состоящая из зачина, завязки, развития действия, кульминации,
концовки.
– Постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры...
Слайд 6.
Прокомментировать схему и записать название элементов сказки в схему. Приложение 3.
Задание троим:
Мы сказали о средствах языка, которые делают речь сказки выразительной, яркой и меткой. Сейчас три ученика получат такое интересное задание: из конверта вытаскиваем наугад листочек. Там записано олицетворение, нужно прочитать его и развить до сказочного сюжета. Нужно написать небольшую сказку, используя известные вам, только что перечисленные признаки.
– О чем перешептывалась листва старого дуба...
– Раскрыв сонные очи, красно-солнышко...
– Клякса в тетради кричала...
4. Основные вопросы темы: Традиции фольклора, их жизнь в литературе, живописи и других видах искусства.
Зародившись в глубокой древности, народное искусство не только не забыто, но и живет в русской культуре и по сей день.
"У лукоморья дуб зеленый..." – кто не учил эти стихи в школе? Кто не читал, затаив дыхание, великолепное таинственно-сказочное вступление к поэме про кота ученого, русалку, избушку на курьих ножках, тридцать витязей, Бабу Ягу, царя Кощея, и снова про кота ученого, рассказывающего сказки?
– Назовите поэта, чье имя глубоко связано с фольклором (демонстрируются слайды):
Конечно, это А.С.Пушкин.
А вы знаете, что оказало влияние на творчество поэта, почему он обращался к фольклору?
(Бабушка Арина Родионовна рассказывала внуку долгими вечерами русские народные сказки, предания, поверья.)
Слайд 9. А.С.Пушкин, прочитать названия сказок.
А каких еще авторов вы знаете, которые имеют отношение к русскому народному творчеству?
(Ершов. “Конек-горбунок”.)
Как вы думаете, в каких еще видах искусства, помимо художественной литературы, живет фольклор?
– В живописи записать авторов и названия картин!
Демонстрируются слайды.
Слайд 8. Билибин “Руслан и Людмила”, те иллюстрации бы не было без поэмы, а поэмы без русского народного творчества!)
Слайд 9. М.Васнецов “Три богатыря”.
Слайд 10. К. Васильев “Алеша Попович и красна девица”.
Как живопись изображает богатырей? (Могучими, сильными, очень большими.)
Какое впечатление создается у вас от просмотра картин? (Что русская земля за надежной защитой, ощущение мощи, уверенности.)
Слайд 11. М.Васнецов “Иван-царевич и серый волк”.
А теперь представьте себя художниками, какие бы эпизоды сказок вам хотелось бы нарисовать?
– В декоративно-прикладных искусствах записать!
Слайд 12. – Лаковая миниатюра Палех.
Слайд 13.
Слайд 14. – Роспись по металлу.
Слайд 15. – Резьба по дереву.
Слайд 16. – Хохлома, Гжель.
Слайд 17. – Поделки из ткани, глины.
– В кинематографе – кино дает вторую жизнь фольклорным произведениям. Приведите примеры. (Экранизация сказок.)
Слайд 18.
– В музыке фольклорные ансамбли.
Мы видели образцы художественной культуры, созданные пером, кистью, резцом. Невероятно высоки и недосягаемы они для нас. Однако в школе мы изучаем некоторые словесные художественные приемы и учимся ими овладевать.
Давайте обратимся к самостоятельным работам ребят, которые выполняли индивидуальное задание.
5. Итог урока.
Мы с вами побывали и в картинной галерее, посмотрели знаменитые полотна художников, и увидели поделки, созданные народными умельцами. Какой же вывод мы можем с вами сделать?
(Древние произведения оживают и получают новую жизнь в других видах искусства. Русское народное творчество живет и интересно читателям и пой сей день. Сказка – поэма Пушкина – иллюстрация Билибина.)
Беседа:
– Что особенно понравилось на уроке? (Создание частоговорок, командная игра.)
– Что вызвало затруднения? (Создание олицетворений, конструирование сказки.)
– Почему?
– Как пригодится нам в дальнейшей учебной деятельности то, о чем мы сегодня
говорили на уроке? (Сможем видеть истоки фольклора в литературных произведениях
классиков, будем еще больше ценить русскую словесность, появилось желание
сходить в музей или картинную галерею.)