Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Русский характер – это вымысел или реальность?

Разделы: Литература


Цели:

  • литературоведческий анализ военного рассказа Шолохова «Судьба человека»;
  • обучение монологической и диалогической речи в дискуссии;
  • развитие устной и письменной речи учащихся; логического и аналитического мышления;
  • формирование умений оценки особенностей восприятия и способов интерпретации русских языковых образов и национальных стереотипов представителями различных культур;
  • развитие познавательной активности учащихся через нахождение приемлемого для большинства ответа на поставленный вопрос;
  • овладение приёмами анализа и синтеза, обобщения, классификации, сравнения и сопоставления при проведении лингвистических исследований, развитие языковой догадки, проблемного и операционного мышления, сосредоточенного внимания;
  • развитие навыков рефлексии и самооценки; формирование положительного образа личности, участвующего в дискуссии;
  • формирование чувства ответственности за результат работы;
  • воспитание подлинной любви к человеку и гуманного отношения к миру; неприятие идей нацизма и шовинизма;
  • формирование чувства гордости за свою страну;
  • воспитание уважения ветеранов Великой Отечественной войны и почитания их;
  • глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Вид урока: урок-дискуссия.

Тип урока: урок углубленной работы над текстом.

Методы:

  • Метод творческого чтения, беседы о прочитанном   произведении.
  • Эвристический метод: обсуждение идейно-тематического содержания рассказа.
  • Проблемно-поисковый метод: создание системы образов, композиции, выделение ключевых концептов.
  • Исследовательский метод: создание собирательного образа русского характера, способного в любой ситуации – мирной и военной – проявить самые лучшие свои качества.

Музыкальное оформление – мелодия С.Никитина и П.Тодоровского из к/ф «Военно-полевой роман».

У русских жизнь, не как у всех,
Вам наших душ не разгадать,
И не понять вам русский смех,
И наше горе не понять.
Н.Бердяев

I Слово учителя.

Сегодня мы проводим урок из серии «70-летию Великой Победы посвящается». Можно сказать, что не одно поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Вы слышите музыкальную композицию из фильма «Военно-полевой роман» С.Никитина и П.Тодоровского, участника Великой Отечественной войны.

А какие они, люди, прошедшие войну и победившие в ней? Вы встречались с ветеранами – расскажите (выступления учащихся).

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники вспоминают со светлым чувством?

Видимо, потому, что были молоды, война была временем подлинных и безусловных ценностей, где проверялась любовь, безусловная дружба.

Люди были сплочены, объединены одной общей целью - уничтожить врага, мужественно защищали каждую пядь родной земли, в любой момент готовы были отдать самое дорогое – жизнь – за свободу Родины, показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского духа, русского характера.

А может, причина в русском характере?

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер».
Что такое русский характер? Что включает в себя это понятие? Русский национальный характер – это вымысел или реальность?
На все эти вопросы нам предстоит с вами ответить на уроке по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». Истину мы постараемся найти посредством дискуссии.

II Лексическая работа.

Проанализируем понятийный аппарат (учащимся были даны индивидуальные задания).

1. Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

2. Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

Именно в этом значении употребил данное слово М.Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

А характер?

Характер –

  • совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
  • нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца.

Когда особо ярко проявляются эти свойства?

Проверка д./з. К уроку вам было предложено написать эссе «В чем суть русского характера?» Какие качества вы перечислили?

Запишем маркером на плакате:

  • широта русской души
  • сострадание
  • патриотизм
  • любовь к Родине
  • милосердие
  • интересы своей семьи
  • уважение к родителям
  • счастье и благополучие детей
  • тяга к справедливости
  • доброта и гостеприимство
  • отзывчивость
  • чуткость
  • сострадание
  • незлопамятность
  • жалостливость
  • готовности прийти на помощь
  • щедрость
  • открытость
  • прямодушие
  • юмор
  • великодушие

_________________________________


беспечность, лень, обломовская мечтательность и, увы, пьянство.

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М.Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба».

Все эти качества есть у А.Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Можно сказать что судьба Соколова типична для военных лет?  (Чтение подготовленным учащимся стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату»).

III Литературоведческий анализ текста.

Выделите основные части композиции.

Экспозиция – обстоятельства, при которых происходит наше знакомство с героем рассказа.

Какова роль экспозиции? – (Она мотивирует рассказ Соколова, предваряя предельную искренность)

  • Завязка –
  • Кульминация – у коменданта Мюллера, усыновление Вани.
  • Развитие действия –
  • Развязка –
  • Проблема –

???  Какие проблемы поднимает Шолохов в своем рассказе? (одна из многих – проблема русского национального характера)

??? В каких еще произведениях поднимается проблема русского характера? («Задонщина», «Левша» Н.Лескова, «Капитанская дочка» А.Пушкина, «Русский характер» А.Толстого, «Завтра была война» Б.Васильева.

Вы перечислили произведения, созданные не только в разные годы, но и в разные века. Но если мы используем это понятие, не значит ли это, что в основе его лежат постоянные качества, которые время не меняет.

IV Приглашаю вас к дискуссии «Русский характер – это вымысел или реальность?»

Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, проблемы. Спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения.

Проверка индивидуального задания: (раздаточный материал)

Примерный перечень правил работы для участников дискуссии:

  • «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
  • «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.
  • Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
  • Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
  • Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
  • Критикуя – предлагай.

Проанализировав отдельные эпизоды рассказа Шолохова, проиллюстрируйте примерами качества, присущие РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ.

Типичны они или индивидуальны? Проявлялись во время Великой Отечественной войны или не только?

  • Жизнь до войны.
  • Судьба на фронте.
  • Эпизод в церкви, случай с предателем.
  • У коменданта лагеря Мюллера.
  • Побег из плена.

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели. (Индивидуальное задание)

  • Судьба Соколова после войны.
  • В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость, качества, воспитанные советской эпохой, патриотизм, любовь к Родине).

Существует ли в наши дни такое понятие – русский характер?

V Подведение итогов.

  1. проанализировать и оценить дискуссию, подвести итоги;
  2. обобщить все представленные позиции, помочь участникам обсуждения прийти к согласованному мнению, сформировать общее видение проблемы в группе;
  3. отметить вклад в общую работу конкретных участников.

ОЦЕНКИ за урок.

VI Рефлексия.

А закончить наш урок я хотела бы словами истинно русского писателя Василия Макаровича Шукшина:

А может, быть человеком – это и есть русский характер?

Д./з. Эссе «Русский характер 21 века». Вы – современное поколение. Какие качества присущи вам? Расскажите о себе.


Приложение № 1

Примерный перечень правил работы для участников дискуссии:

  • «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
  • «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.
  • Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
  • Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
  • Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
  • Критикуя – предлагай.

Приложение № 2

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели.