"Русь изначальная" в творчестве А.Блока (цикл стихотворений "На поле Куликовом"). Метод аналитического чтения

Разделы: Литература


Цели:

  • раскрыть разнообразие блоковской концепции Родины с помощью анализа цикла стихотворений "На поле Куликовом",
  • сформировать у учеников умение целостно анализировать поэтический текст, выделяя доминирующую идею и проблемы, основные особенности поэтики;
  • формирование исторической памяти, духовно-нравственного потенциала личности.

Ход урока

И вечный бой! Покой нам только снится:(А.А. Блок)

I. Оргмомент

Презентация. Слайд №1

II. Мотивация и целеполагание.

- На протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о творчестве поэта-символиста А. А. Блока. Прослущайте его стихотворение в исполнении мастера художественного слова, артиста МХАТа, Василия Ивановича Качалова.

СЛАЙД №2

На слайде проецируются репродукции с картин русских художников.

- Из какого произведения эти строки?

- Цикл "На поле Куликовом" - смысловое ядро патриотической лирики Блока. (Тема урока под запись)

- Какие ассоциации возникли у вас во время прослушивания стихотворения?

Слово учителя

Одним словом, Родина. Отчизна. Отечество. Родная земля. Матушка-земля. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать имя русского писателя или поэта, в творчестве которого не нашла бы отражения тема Родины. Это - одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе.

Тема Родины - центральная в лирике А. Блока, и ведущая роль в ней принадлежит мотивам исторических судеб страны.

Слайд №3

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

СЛАЙД №4

- В чем своеобразие решения темы родины в лирике Блока? Как создается образ России? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вчитаться в бессмертные строки поэта.

III. Интерпретация лирического произведения

-Что такое цикл художественных произведений?

Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.

- Докажите, что "На поле Куликовом" является циклом?

- Цикл сродни музыкальному произведению, поэтому каждое стихотворение цикла мы будем называть пьесой.

- Дайте определение слова пьеса.

Классическое музыкальное произведение состоит из нескольких частей. Первая часть содержит основные мотивы и темы всего произведения. Каждая последующая часть, как правило, развивает одну из этих тем, которые звучат то в мажоре, то в миноре, в разном темпе и размере, постепенно приобретая новые оттенки. В заключительной части эти темы объединяются - уже в новом качестве.

СЛАЙД №5

-Тогда первое стихотворение "Река раскинулась" - центральное смысловое ядро всего цикла. Докажите.

В групповой исследовательской работе ребята отразили основные мотивы цикла.

Групповая работа.

- Обратимся к композиции "лирического пятилистника" (Г.П. Федотов).

СЛАЙД №6

Д/З. В первой пьесе заключается зерно конфликта всего цикла. Г.П. Федотов в своём "Опыт комментария к лирическому циклу Блока" предлагает такую интерпретацию этого стихотворения: "Уже этот первый листок лирического пятилистника волнует противоречивостью образов. Где мы? На берегах северной речки или в южных степях? Грусть реки и стогов, скудность глины указывают на великорусский север, близкий и родной поэту. Но кобылица его мнёт ковыль! И почему она "степная"? Символ степи здесь очень значителен, так как повторяется до пяти раз. Конечно, степь, где "грустят стога", совсем не та степь, где растёт ковыль. В первом случае степь взята вместо лугов, но взята умышленно, предваряя основную тему: тоска-печаль северного поля вливается в тоску-страсть южных степей. Эта безбрежная тоска - "твоя, о Русь!", и вместе с тем она "пронзает грудь стрелой татарской воли". Тоска Руси - татарская тоска. Поэт мчится на бой с татарской ратью, неся в груди татарскую тоску по древней, степной воле. Вот основное противоречие, определяющее весь сдвиг образов. С ним связано и другое. Степная воля лирически звучит по-разному. Сначала это радостное упоение: "Я не боюсь: Домчимся. Озарим". И вдруг ужас: "Останови!.. Испуганные тучи: плачь, сердце, плачь!:" Итак, вся пьеса проходит в трёх вариациях основной темы степной тоски.

- Обращаясь ко второй пьесе, вспомним, как воевода Боброк Волынец и князь Дмитрий Иванович слушают голос земли в ночь перед битвой. Жертвенная обречённость звучит в стихах Блока: "Светлый стяг над нашими полками // Не взыграет больше никогда". Человек смиряется перед необходимостью жертвы: "Я не первый воин, не последний". Скромно призывает поэт: "Помяни за раннею обедней // Мила друга, светлая жена".

В третьей пьесе тревожные звуки будущей битвы становятся предвестниками таинственной встречи: "В тёмном поле были мы с Тобою". Кто Она, у Блока не названная? Земной образ "светлой жены" (с маленькой буквы) отступает перед торжественностью встречи. Кто это? Таинственная Дева, Святая Богородица, помогающая русским воинам, или это вся Русская земля: "В тёмном поле были мы с Тобою" - человек и родная земля? Светлое виденье оставляет на щите воина "нерукотворный лик", охраняющий от чёрной тучи Орды.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моём плече!

Мистический подъём третьей пьесы сменяется отчаянием четвёртой (это отражается и в смене размера). Вспомним происхождение блоковского символизма. Символизм для Блока - не просто литературный приём, но основа его мироощущения, миропонимания. События земного мира - лишь слабое отражение событий мира небесного, высшего. Глаза земного человека не могут увидеть великих событий - их можно лишь почувствовать, ощутить. Исход битвы, определяющий путь целого народа, решается в небесной битве, великой битве сил света и тьмы; сосредоточием этой битвы становится Россия - и сердце поэта.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне:
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём:

В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным ("Закат в крови! Из сердца кровь струится!"), в предчувствии великого пожара-зарева (":Я вижу над Русью далече // Широкий и тихий пожар") на помощь воину приходит Она, чей "лик нерукотворный // Светел навсегда". К ней обращается поэт с призывом:

Явись, моё дивное диво!
Быть светлым меня научи!

И в то же время Русь - не только высокая покровительница, но и жена: "О, Русь моя! Жена моя!" Жена потому, что поэт чувствует единство своей судьбы с судьбой родины, неразрывную, кровную связь и глубокое переживание пути России как своего собственного пути.

Пятое стихотворение цикла - строгие четырёхстопные ямбы пережитой духовной битвы и готовности к битве земной (сравним с тревожными, резкими ямбами первого стихотворения). Мы словно возвращаемся к исходному положению.

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла:

Мгла вновь "взошла и расточилась". Но надрыва и тревоги в душе уже нет. Есть сосредоточенная готовность быть "светлым навсегда", биться до конца.

Доспех тяжёл, как перед боем,
Теперь твой час настал. Молись!

"Как перед боем" - эта фраза означает, что речь идёт не о конкретной Куликовской битве. Мы приходим к выводу, что Куликово поле становится символом трагической и великой судьбы России. Вновь и вновь Русь, Россия оказывается на распутье, перед выбором. Путь заволакивает мгла - "ночная и зарубежная", "дикие страсти" борются со светлыми силами. Поэт предчувствует великую битву. Каким будет её итог?

Первое стихотворение - обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл.

ЗАДАНИЕ.

- Раз это так, найдите слова в первом стихотворении, ставшие лейтмотивом всего цикла.

- Свяжите слова эпиграфа к уроку с идейным миром цикла "На поле:". Ответ обоснуйте.

(Цикл "На поле Куликовом" - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны - от "поля Куликова" до современных ему событий. На предыдущем уроке мы рассмотрели цикл стихотворений "На поле Куликовом" как единое целое. Сегодня вчитаемся в строки первого стихотворении цикла).

- Символисты стремились к музыкальному звучанию своих произведений. Блок создаёт цикл "На поле Куликовом", также ориентируясь на законы музыкального произведения: такой приём придаёт особую выразительность циклу как художественному целому.

IV. Работа с интерактивной доской

СЛАЙД №7

ЗАДАНИЕ.

- В данном задании целостность картины поля Куликова нарушена, восстановите соответствие композиционных частей произведения.

- Определите мотивы и образы, свойственные именно этому циклу.

Особого внимания требует образ мглы - "ночной и зарубежной", "И мглою бед неотразимых:" (Вл. Соловьёв), "Опять над полем Куликовым // Взошла и расточилась мгла, // И словно облаком суровым, // Грядущий день заволокла", "за разливающейся мглой".

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей, о степных кобылицах, орлем клёкоте, зорях и тумане. Образы цикла создают ощущение достоверности, подлинности, словно автор действительно присутствует на Куликовом поле.

- Эти образы символичны. Что они символизируют? Откуда могли возникнуть такие образы?

- Вспомните реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле. Что вам известно о нём?

-Этой великой битве посвящено несколько крупных произведений древнерусской литературы, самые известные из которых "Задонщина " и "Сказание о Мамаевом побоище". Как вы думаете, был ли Блок знаком с этими произведениями древнерусской литературы?

1901 год Блок считал в своей жизни "исключительно важным". В этом году он перешёл с юридического факультета Петербургского университета на факультет историко-филологический. Студенты занимались и историей, и филологией. А с текстами названных произведений Блок был знаком, надо полагать, с гимназии.

- Следовательно, чтобы понять происхождение и смысл этих образов, надо обратиться к памятникам древнерусской литературы.

V. Основные образы цикла, их связь с образами "Задонщины".

СЛАЙД №8

На доске проецируется адаптированный отрывок текст (выразительное чтение на фоне древнерусского распева учащимся "Задонщины").

Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси гоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уж гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя.

И сказал князь великий Дмитрий Иванович: "А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная, а кони под нами борзые, а доспехи у нас золоченые, а мечи булатные; и все, как один, готовы головы свои положить за землю русскую и за веру христианскую.

И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом на речке Непрядве.

И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: "Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!"

Работа с интерактивной доской

Задание.

1. Выделите повторяющиеся образы. Как вы думаете, какое значение они приобретают в контексте стихотворения "Река:"?

- В чем своеобразие лирического героя стихотворения Блока "Река раскинулась:"?

(Это безымянный воин войска Дмитрия Донского, личная судьба которого неразрывно с судьбой родины. Он готов погибнуть за нее:

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

И в то же время герой выступает в роли человека XX века, пытающегося в историческом прошлом страны найти ответы на вопросы современности).

- В чем особенность изображения времени в этом цикле?

Изображение теряет временные рамки, рисуется бесконечность.

- Как цветопись связана с образной системой стихотворения?

В цветовой гамме доминирует желтый и красный цвета. В этот цветовой ряд вливается и образ степной кобылицы, раскрывая символику красок. Желтый цвет - символ Родины, Руси. Красный цвет вносит чувство тревоги.

- На создание тревожного колорита работает и звуковая инструментовка текста. Проанализируйте звукопись стихотворения А. Блока.

(Ассонанс, аллитерация - шипящие, сонорные создают ощущение порывов ветра, шум боя, звуки копыт войска Дмитрия Донского и летящей степной кобылицы).

- Какие ассоциации вызывает у вас ритмический рисунок стихотворения?

(Художественная форма близка к поэтике народного творчества: повторы, обращения)

- Определите метрическую организацию стихотворения.

(3-х и 6-ти стопный ямб, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки, обилие многоточий создают ритмический рисунок вечного движения, полета степной кобылицы).

- Итак, Блок создал неповторимый лирический образ России. Она предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней и "невозможное возможно", она веден на "вечный бой", указывает путь вперед, в будущее.

VI. Рефлексия

Дифференцированное задание.

- Составьте синквейн на тему "Россия"

- Первая группа составляет синквейн самостоятельно.

Вторая группа работает коллективно.

СЛАЙД №9

Работа с интерактивной доской. Пирамида.

  1. Существительное
  2. Прилагательное
  3. Глагол
  4. Предложение
  5. Существительное

Русь, Россия.

Близкая, изначальная, вечная.

Отталкивает, предвещает, предостерегает, возвращает.

Родина - мать, умей за нее постоять. Русь моя, жизнь моя.

Сфинкс, путь.

VII. Д/З

Интерпретация стихотворения цикла на выбор учащегося.