Цели:
- познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина;
- выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;
- дать понятие о традициях русской классической литературы в творчестве писателей 20 в.;
- развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений;
- закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию;
- вызвать интерес к творчеству В.М. Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя.
Образовательные задачи урока: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение.
Развивающие задачи урока: развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.
Воспитательные задачи урока: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.
Оборудование:
- Тексты рассказов В.М. Шукшина
- Портрет писателя
- Выставка книг В.М. Шукшина
- Оформленная доска
- Видеозапись к/ф «Калина красная»
- Музыкальные фрагменты (запись колокольного звона)
- Информационные технологии.
Литература:
- Аннинский Л. Комментарии// Шукшин В. Собр. соч. в 3 т. М., 1985.
- Антухина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986.
- Горн В.Ф. Василий Шукшин. М., 1993.
- Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М., 1977.
- Каплина В., Брюхов В. С высоты шукшинского полета. Барнаул, 1998.
- М.Г. Дорофеева, Л. И. Коновалова, С.В. Федоров, И.Л. Шолпо «Изучение творчества В.М. Шукшина в школе».
- Литература в школе 5’99.
Эпиграф к уроку:
«Нам бы про душу не забыть...»
В.М. Шукшин
Ход урока
Орг момент. Вступительное слово учителя
Запишем тему урока. Сегодня у нас урок-праздник и, я надеюсь, урок-открытие. Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие, потому что через поэтику рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик» мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.
Не только литературу 60–70-х годов, но и современную прозу невозможно себе представить без Шукшина. За его нестандартным подходом к человеку, за его пониманием истоков своеобразных характеров видится неповторимость, яркость, глубина личности художника.
Сообщение темы и целей урока
Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссёр.
Василий Макарович Шукшин однажды сказал: "Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовёт к совершенству, всегда правдиво и современно».
Сегодня нам предстоит
- познакомиться с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина;
- выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;
- отметить традиции русской классической литературы в творчестве Шукшина
У вас на столах лежат тесты по теме, на вопросы в них вы можете отвечать по ходу урока, а проверим мы эту работу в конце. Будьте очень внимательны.
Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”,– говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.
Слово о личности и творчестве В.М. Шукшина
Общепринято считать, что все мы родом из детства. Вот только одни потом, будучи взрослыми, становятся гордостью нации, а другим уготована более скромная судьба.
Василий Макарович Шукшин – явление уникальное: актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель..
Рассмотрите фотографии Шукшина. Попробуйте ответить на вопросы, которые сейчас перед вами.
– Как вам кажется, откуда родом этот человек?
– Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?
– Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?
Действительно, лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жёсткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.
Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрому всё заживёт»
Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к Василию Макаровичу Шукшину.
Но рядом с мальчишеством было другое: тяжкий труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.
Сейчас мы познакомимся с В.М.Шукшиным поближе, послушав рассказ о его непростой судьбе, попробуйте ответить на следующие вопросы, они перед вами:
– Как пригодится Шукшину его ранний профессиональный опыт?
– Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии – актёр и писатель?
– Как пригодился Шукшину его ранний профессиональный опыт?
– Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии – актёр и писатель?
А сейчас позвольте поставить наш главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ:
– Каков он – русский национальный характер – в понимании В.М. Шукшина?
Беседа по рассказу «Мастер».
Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по – настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.
Рассмотрим рассказ «Мастер».
– Как начинается повествование?
Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга»
– Почему в деревне героя называют уменьшительным именем Сёмка?.
– В чем же причина семкиного пьянства?
– Какой же случай помог «увидеть», прозреть эту истинную красоту, ведь талицкую церковь он знал с детства?
– Почему, зная церковь с детства, он стал к ней приглядываться только после того, как побывал у писателя?
Приглядимся и мы к фотографии знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая похожа на нее.
Сообщение учащегося о церкви Покрова на Нерли
– Что же поразило Сёмку в талицкой церкви? Обращение к выставке рисунков.
Давайте найдём описание этой церкви в тексте
– Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность именно этой церкви?
– Найдите этот эпизод в тексте, давайте его прокомментируем.
– Как такое сравнение подчёркивает самобытность Талицкой церкви?
– О чем же думал Семка, глядя на церковь?
Чтение отрывка наизусть
«Тишина и покой кругом. … Так просила душа.»
Здесь звучит удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а есть та, которая "изнутри", чистая, светлая, которая и рождает истинную красоту человеческой души. Образ церкви настолько светел, чист и красив, что просто невозможно не проникнуться глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную красоту.
Найдите и прокомментируйте метафорический ряд в описании церкви.
«девка невиданной красоты», «белая каменная сказка», «как песня»,«стоит в зелени белая красавица», «красавица необыкновенная». Запишем его.
В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям, за удивительную доброту – источник красоты.
Автор любит эту церковь, называя ее "белая красавица", "каменная сказка". И здесь она "живая": радует глаз своей красотой, ясностью.
А теперь поделитесь своими мыслями о талицкой церкви. Напишите синквейн на эту тему.
Написание синквейна.
Особое значение в рассказе «Мастер» приобретает тема красоты. Она неоднократно звучит и в других произведениях В.М. Шукшина. «У русских национальная черта – пристрастие к красоте». В «Повести временных лет» Нестор пишет, что и христианство на Руси приняли за красоту.
– Какова роль автора в рассказе?
– Какие средства художественной выразительности помогают автору передать свои чувства?
Об этом размышляла Наташа, давайте послушаем, к каким же выводам она пришла.
Сообщение заранее подготовленного ученика (Приложение 3)
– С кем из русских писателей сходен Шукшин в осмыслении истинной красоты?
Просмотр фрагмента из к/ф «Калина красная».
Я предлагаю вам посмотреть кадры из к/ф «Калина красная», где главную роль играет Шукшин, и чувства, передаваемые им, очень близки чувствам Сёмки, подумайте, что испытывает главный герой фильма.
– Ребята, а как вы понимаете фразу «праздник души»?
Итак, «праздник души» – это момент взлёта, радости, освобождения. Когда хочется раздвинуть границы, освободиться, проникнуть во что-то неведомое и прекрасное.
– Как Шукшин описывает церковь изнутри?
Неведомый автор сделал все, что бы в маленьком пространстве создать ощущение свободы, ведь "ничто так не угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат".
– Что же раздвигает эту клетку в тексте?
Так же и герои Шукшина всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь, воспарить ввысь.
Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения
Чистый звук души, как колокол.,. ведь именно колокол – голос народа, говорили на Руси.
Прослушиваем колокольный звон, смотрим иллюстрации звонницы на фоне неба.
– Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон?
– Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?
– Чем же вызвано желание Семки отреставрировать церковь?
Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке:
«обеспокоенный красотой и тайной»
– Что же предпринимает Сёмка?.
– Почему никто не согласился помочь Сёмке?
– Что общего во взгляде на проблему у церковников и у властей?
Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он. Но разве Семка обманулся? Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Надо же! Ну, допустим – копия. Ну, и что? Красоты – то от этого не убавилось»
– К кому ещё пытается обратиться за поддержкой Сёмка?
– Как вы думаете, для чего понадобился Шукшину эпизод с писателем?
– Почему рассказ называется «Мастер»?
Весьма важно, что в рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не незван архитектором, он строитель, мастер, зодчий.
Работа со словарями по уточнению значения слов.
Этот нюанс помогает понять и самого Сёмку, который наверняка работает «по вдохновению», как дано от Бога. И пусть к судьбе церкви остаются равнодушны и "попы", и "родная Советская власть". Их довод продиктован здравым смыслом: исторической и архитектурной ценности церковь не представляет. Вот и получается, что никому церковка не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в вере, красоте и радостном спокойствии души, которые давала церковь. И эту потребность дают не священнический сан, не образование, не полномочия власти. Она просто есть в душе или ее нет.
– Кто этот мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего?
– Ребята, как вы думаете, почему Сёмка перестал смотреть на Талицкую церковь?
– Как говорит об этом автор? Чтение отрывка.
– Против какого течения «загребал» Сёмка?
– Понятно ли вам, какая судьба ожидает героя?
– С героем какого писателя перекликается судьба Сёмки?
– Что общего в их судьбах?
Вы абсолютно правы. Перекликаются не только судьбы, характеры героев, но и сами стилистические особенности шукшинского рассказа, больше похожего на сказ, заставляют вспомнить манеру повествования Н.С. Лескова.
– Умерло ли в нём чувство красоты, как вы считаете?
– Какими нравственными качествами привлекает нас главный герой рассказа?
– А чем вас обогатил духовно этот рассказ?
Это подтверждают синквейны, написанные вами (Приложение 2)
Л.Н. Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти. Соотнесите это высказывание с судьбой Сёмки Талицкая церковь, её гибнущая красота, её тайна, потрясли душу Сёмки, ведь он мастер, непревзойдённый столяр. Идея возрождения красоты помогла ему обрести смысл в жизни, который ему не дали реализовать, «убили» в нём жизненный стержень и теперь в душе у него рана, которая кровоточит и болит, он не может больше смотреть на церковь, от боли и бессилия, Семка «отворачивается, молчит и курит»
Он отчётливо понимает, что каждый человек должен помнить о прошлом, его мысли перекликаются со словами православного философа И. Ильина: «...каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил».
Однако этот сам по себе глубоко драматичный рассказ до конца открывается читателю только в сопоставлении с другим рассказом «Крепкий мужик», с которым он образует своего рода диптих.
– Что сближает этот рассказ с рассказом «Мастер»?
– Найдите в рассказе «Мастер» слова, в которых как бы намечен сюжет рассказа «Крепкий мужик»?
Беседа по рассказу «Крепкий мужик».
В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.
– Что мы узнали о нём? Кто такой Николай Шурыгин?
– Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?
Подобных примеров достаточно в нашей истории. Вспомнить хотя бы разрушение храма Христа Спасителя в Москве. Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России, и разрушен в советское время, и разрушение это оказалось заснятым на киноплёнку – день за днём, шаг за шагом. Гордились что ли? Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши. Он пишет о том, как трудно погибал храм: «Рабочие батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня.
То же сопротивление оказывает старинная – на века – кладка и в рассказе Шукшина.
– Найдите этот эпизод в тексте.
Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя равнодушным. Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви
Отрывок с курсивом на экране Читает ученик (Приложение 4)
– Какие ассоциации возникают у вас при чтении отрывка?
– Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей?
– Как же относится к происходящему народ?
– Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него?
– Как к этому отнёсся Шурыгин?
– Чем была для людей церковь?
Обращение к эпиграфу урока
Именно поэтому тема храма – поднятая в этих рассказах – особая у Шукшина.
И. Золотусский писал: «Проза В.Шукшина начинается в быте, зарождается в быте, но тянется она к горним снегам»,
У Шукшина в рассказе есть одна очень важная деталь: кирпичи, из которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками – по несколько штук. Так же крепка и духовность, объединяющее людей начало.
И не просто на старинное здание покушается "крепкий мужик" Шурыгин, а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, – на корни, истоки, веру.
И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме.. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его "идолом", "дьяволом", жена не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на улице у магазина: "идол", "дьяволина"... Ей, старой, совестно и страшно за сына.
Действительно, вера, традиции – это то, что людей объединяет. А тот, кто пренебрегает объединяющими началами, остается в полном одиночестве. Именно об этом писали многие из вас в сочинениях на тему: «Что для тебя семья?» Мне хочется зачитать очень короткие, но такие важные сейчас слова. Я выписала их для себя:
Семья – это наивысшая ценность общества. Это тот надёжный уголок, куда каждый возвращаться с радостью. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь созревает личность. В семейном мире раскрывается мир духовных ценностей.
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали её «маленькой церковью».
– Почему даже самые близкие люди – жена и мать – отвернулись от Шурыгина?
– Как вы понимаете финал рассказа?
Подведение итогов урока
– Давайте сопоставим главных героев рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик», их взаимоотношения с окружающими.
– Каков же он – русский национальный характер?
Совершенно верно, ребята. Есть такая геометрическая фигура – эллипсис, так вот по мысли Г. Федотова, в этих рассказах Шукшин мастерски, глубоко и верно обозначил суть русского национального характера, эти герои – стоящие особняком, не понятые и не принятые другими людьми как раз представляют собой крайние проявления, два полюса, полярность которых – русский национальный характер.
Обращение к эпиграфу урока
По словам В. Распутина, до Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявлял с таким
нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души... Душа – это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".
Работа по тесту (Приложение 1)
Со страниц шукшинских книг смотрят на нас его герои: шофёры, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники – наша большая Россия. Его писательское кредо образно передал в своём стихотворении «Памяти Шукшина» Евгений Евтушенко
В искусстве уютно
быть сдобною булкой французской,
Но так не накормишь
ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ...
Когда мы взошли
на тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце, как сокол,
Как связанный Разин Степан.
Рассказы В.М. Шукшина долго держат нас в плену. Прав он был, когда писал: "Мне кажется, что самый простой случай, эпизод, встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больший простор для художника". А значит, и для читателя. Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев. Я думаю, призыв Шукшина, который мы взяли в качестве эпиграфа, «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди...».
Домашнее задание:
письменно ответить на вопрос
- Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В.М. Шукшина «Мастер»?»
- Как вы понимаете слова из текста: «Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй...»?
Отрывок из рассказа Шукшина «Мастер», который мы сегодня читали наизусть, входит в тексты для изложений за курс 9класса, поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам ответить на вопросы, предложенные в сборнике для подготовки к экзамену. Вы можете выбрать один из вопросов.