Русский национальный характер в творчестве В.М. Шукшина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  1. познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина;
  2. выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;
  3. дать понятие о традициях русской классической литературы в творчестве писателей 20 в.;
  4. развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений;
  5. закрепить умения давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию;
  6. вызвать интерес к творчеству В.М. Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя.

Образовательные задачи урока: формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение.

Развивающие задачи урока: развивать навыки творческого чтения литературного произведения, исходя из его специфики – искусства слова.

Воспитательные задачи урока: формировать нравственные качества личности, прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, интерес к “малой родине”.

Оборудование:

  1. Тексты рассказов В.М. Шукшина
  2. Портрет писателя
  3. Выставка книг В.М. Шукшина
  4. Оформленная доска
  5. Видеозапись к/ф «Калина красная»
  6. Музыкальные фрагменты (запись колокольного звона)
  7. Информационные технологии.

Литература:

  1. Аннинский Л. Комментарии// Шукшин В. Собр. соч. в 3 т. М., 1985.
  2. Антухина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986.
  3. Горн В.Ф. Василий Шукшин. М., 1993.
  4. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М., 1977.
  5. Каплина В., Брюхов В. С высоты шукшинского полета. Барнаул, 1998.
  6. М.Г. Дорофеева, Л. И. Коновалова, С.В. Федоров, И.Л. Шолпо «Изучение творчества В.М. Шукшина в школе».
  7. Литература в школе 5’99.

Эпиграф к уроку:

«Нам бы про душу не забыть...»
В.М. Шукшин

Ход урока

Орг момент. Вступительное слово учителя

Запишем тему урока. Сегодня у нас урок-праздник и, я надеюсь, урок-открытие. Праздник, потому что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие, потому что через поэтику рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик» мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

Не только литературу 60–70-х годов, но и современную прозу невозможно себе представить без Шукшина. За его нестандартным подходом к человеку, за его пониманием истоков своеобразных характеров видится неповторимость, яркость, глубина личности художника.

Сообщение темы и целей урока

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссёр.

Василий Макарович Шукшин однажды сказал: "Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовёт к совершенству, всегда правдиво и современно».

Сегодня нам предстоит

  1. познакомиться с многогранной личностью и творчеством В.М. Шукшина;
  2. выяснить основные проблемы рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»;
  3. отметить традиции русской классической литературы в творчестве Шукшина

У вас на столах лежат тесты по теме, на вопросы в них вы можете отвечать по ходу урока, а проверим мы эту работу в конце. Будьте очень внимательны.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”,– говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Слово о личности и творчестве В.М. Шукшина

Общепринято считать, что все мы родом из детства. Вот только одни потом, будучи взрослыми, становятся гордостью нации, а другим уготована более скромная судьба.

Василий Макарович Шукшин – явление уникальное: актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель..

Рассмотрите фотографии Шукшина. Попробуйте ответить на вопросы, которые сейчас перед вами.

Как вам кажется, откуда родом этот человек?

– Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?

– Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

Действительно, лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жёсткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.

Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрому всё заживёт»

Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к Василию Макаровичу Шукшину.

Но рядом с мальчишеством было другое: тяжкий труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.

Сейчас мы познакомимся с В.М.Шукшиным поближе, послушав рассказ о его непростой судьбе, попробуйте ответить на следующие вопросы, они перед вами:

Как пригодится Шукшину его ранний профессиональный опыт?

– Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии – актёр и писатель?

– Как пригодился Шукшину его ранний профессиональный опыт?

– Как связаны в судьбе Шукшина две его профессии – актёр и писатель?

А сейчас позвольте поставить наш главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ:

Каков он – русский национальный характер – в понимании В.М. Шукшина?

Беседа по рассказу «Мастер».

Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по – настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.

Рассмотрим рассказ «Мастер».

– Как начинается повествование?

Герой рассказа Семка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: «непревзойденный столяр» и «забулдыга»

– Почему в деревне героя называют уменьшительным именем Сёмка?.

– В чем же причина семкиного пьянства?

– Какой же случай помог «увидеть», прозреть эту истинную красоту, ведь талицкую церковь он знал с детства?

– Почему, зная церковь с детства, он стал к ней приглядываться только после того, как побывал у писателя?

Приглядимся и мы к фотографии знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая похожа на нее.

Сообщение учащегося о церкви Покрова на Нерли

– Что же поразило Сёмку в талицкой церкви? Обращение к выставке рисунков.

Давайте найдём описание этой церкви в тексте

– Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность именно этой церкви?

– Найдите этот эпизод в тексте, давайте его прокомментируем.

– Как такое сравнение подчёркивает самобытность Талицкой церкви?

– О чем же думал Семка, глядя на церковь?

Чтение отрывка наизусть

«Тишина и покой кругом. … Так просила душа.»

Здесь звучит удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а есть та, которая "изнутри", чистая, светлая, которая и рождает истинную красоту человеческой души. Образ церкви настолько светел, чист и красив, что просто невозможно не проникнуться глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную красоту.

Найдите и прокомментируйте метафорический ряд в описании церкви.

«девка невиданной красоты», «белая каменная сказка», «как песня»,«стоит в зелени белая красавица», «красавица необыкновенная». Запишем его.

В этих строках звучит громадная благодарность за церковь, за веру, за любовь к миру и людям, за удивительную доброту – источник красоты.

Автор любит эту церковь, называя ее "белая красавица", "каменная сказка". И здесь она "живая": радует глаз своей красотой, ясностью.

А теперь поделитесь своими мыслями о талицкой церкви. Напишите синквейн на эту тему.

Написание синквейна.

Особое значение в рассказе «Мастер» приобретает тема красоты. Она неоднократно звучит и в других произведениях В.М. Шукшина. «У русских национальная черта – пристрастие к красоте». В «Повести временных лет» Нестор пишет, что и христианство на Руси приняли за красоту.

– Какова роль автора в рассказе?

– Какие средства художественной выразительности помогают автору передать свои чувства?

Об этом размышляла Наташа, давайте послушаем, к каким же выводам она пришла.

Сообщение заранее подготовленного ученика (Приложение 3)

– С кем из русских писателей сходен Шукшин в осмыслении истинной красоты?

Просмотр фрагмента из к/ф «Калина красная».

Я предлагаю вам посмотреть кадры из к/ф «Калина красная», где главную роль играет Шукшин, и чувства, передаваемые им, очень близки чувствам Сёмки, подумайте, что испытывает главный герой фильма.

– Ребята, а как вы понимаете фразу «праздник души»?

Итак, «праздник души» – это момент взлёта, радости, освобождения. Когда хочется раздвинуть границы, освободиться, проникнуть во что-то неведомое и прекрасное.

– Как Шукшин описывает церковь изнутри?

Неведомый автор сделал все, что бы в маленьком пространстве создать ощущение свободы, ведь "ничто так не угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат".

– Что же раздвигает эту клетку в тексте?

Так же и герои Шукшина всегда ищут возможности вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые заталкивает их жизнь, воспарить ввысь.

Душе нужны моменты взлёта, радости, освобождения

Чистый звук души, как колокол.,. ведь именно колокол – голос народа, говорили на Руси.

Прослушиваем колокольный звон, смотрим иллюстрации звонницы на фоне неба.

Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон?

Почему его так поразил блестящий отшлифованный камень на восточной стене?

– Чем же вызвано желание Семки отреставрировать церковь?

Эти два момента и подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке:

«обеспокоенный красотой и тайной»

– Что же предпринимает Сёмка?.

Почему никто не согласился помочь Сёмке?

– Что общего во взгляде на проблему у церковников и у властей?

Игорь Александрович говорит Семке, что обманулся так же, как и он. Но разве Семка обманулся? Он иначе смотрит на церковь, поэтому и продолжает упорствовать: «Надо же! Ну, допустим – копия. Ну, и что? Красоты – то от этого не убавилось»

– К кому ещё пытается обратиться за поддержкой Сёмка?

Как вы думаете, для чего понадобился Шукшину эпизод с писателем?

– Почему рассказ называется «Мастер»?

Весьма важно, что в рассказе Шукшина создатель талицкой церкви нигде не незван архитектором, он строитель, мастер, зодчий.

Работа со словарями по уточнению значения слов.

Этот нюанс помогает понять и самого Сёмку, который наверняка работает «по вдохновению», как дано от Бога. И пусть к судьбе церкви остаются равнодушны и "попы", и "родная Советская власть". Их довод продиктован здравым смыслом: исторической и архитектурной ценности церковь не представляет. Вот и получается, что никому церковка не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в вере, красоте и радостном спокойствии души, которые давала церковь. И эту потребность дают не священнический сан, не образование, не полномочия власти. Она просто есть в душе или ее нет.

– Кто этот мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего?

– Ребята, как вы думаете, почему Сёмка перестал смотреть на Талицкую церковь?

– Как говорит об этом автор? Чтение отрывка.

– Против какого течения «загребал» Сёмка?

– Понятно ли вам, какая судьба ожидает героя?

– С героем какого писателя перекликается судьба Сёмки?

– Что общего в их судьбах?

Вы абсолютно правы. Перекликаются не только судьбы, характеры героев, но и сами стилистические особенности шукшинского рассказа, больше похожего на сказ, заставляют вспомнить манеру повествования Н.С. Лескова.

– Умерло ли в нём чувство красоты, как вы считаете?

– Какими нравственными качествами привлекает нас главный герой рассказа?

– А чем вас обогатил духовно этот рассказ?

Это подтверждают синквейны, написанные вами (Приложение 2)

Л.Н. Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти. Соотнесите это высказывание с судьбой Сёмки Талицкая церковь, её гибнущая красота, её тайна, потрясли душу Сёмки, ведь он мастер, непревзойдённый столяр. Идея возрождения красоты помогла ему обрести смысл в жизни, который ему не дали реализовать, «убили» в нём жизненный стержень и теперь в душе у него рана, которая кровоточит и болит, он не может больше смотреть на церковь, от боли и бессилия, Семка «отворачивается, молчит и курит»

Он отчётливо понимает, что каждый человек должен помнить о прошлом, его мысли перекликаются со словами православного философа И. Ильина: «...каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил».

Однако этот сам по себе глубоко драматичный рассказ до конца открывается читателю только в сопоставлении с другим рассказом «Крепкий мужик», с которым он образует своего рода диптих.

– Что сближает этот рассказ с рассказом «Мастер»?

– Найдите в рассказе «Мастер» слова, в которых как бы намечен сюжет рассказа «Крепкий мужик»?

Беседа по рассказу «Крепкий мужик».

В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.

– Что мы узнали о нём? Кто такой Николай Шурыгин?

– Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?

Подобных примеров достаточно в нашей истории. Вспомнить хотя бы разрушение храма Христа Спасителя в Москве. Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России, и разрушен в советское время, и разрушение это оказалось заснятым на киноплёнку – день за днём, шаг за шагом. Гордились что ли? Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши. Он пишет о том, как трудно погибал храм: «Рабочие батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня.

То же сопротивление оказывает старинная – на века – кладка и в рассказе Шукшина.

– Найдите этот эпизод в тексте.

Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя равнодушным. Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви

Отрывок с курсивом на экране Читает ученик (Приложение 4)

Какие ассоциации возникают у вас при чтении отрывка?

– Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей?

– Как же относится к происходящему народ?

– Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него?

– Как к этому отнёсся Шурыгин?

– Чем была для людей церковь?

Обращение к эпиграфу урока

Именно поэтому тема храма – поднятая в этих рассказах – особая у Шукшина.

И. Золотусский писал: «Проза В.Шукшина начинается в быте, зарождается в быте, но тянется она к горним снегам»,

У Шукшина в рассказе есть одна очень важная деталь: кирпичи, из которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками – по несколько штук. Так же крепка и духовность, объединяющее людей начало.

И не просто на старинное здание покушается "крепкий мужик" Шурыгин, а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, – на корни, истоки, веру.

И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме.. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его "идолом", "дьяволом", жена не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на улице у магазина: "идол", "дьяволина"... Ей, старой, совестно и страшно за сына.

Действительно, вера, традиции – это то, что людей объединяет. А тот, кто пренебрегает объединяющими началами, остается в полном одиночестве. Именно об этом писали многие из вас в сочинениях на тему: «Что для тебя семья?» Мне хочется зачитать очень короткие, но такие важные сейчас слова. Я выписала их для себя:

Семья – это наивысшая ценность общества. Это тот надёжный уголок, куда каждый возвращаться с радостью. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь созревает личность. В семейном мире раскрывается мир духовных ценностей.

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали её «маленькой церковью».

Почему даже самые близкие люди – жена и мать – отвернулись от Шурыгина?

– Как вы понимаете финал рассказа?

Подведение итогов урока

Давайте сопоставим главных героев рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик», их взаимоотношения с окружающими.

– Каков же он – русский национальный характер?

Совершенно верно, ребята. Есть такая геометрическая фигура – эллипсис, так вот по мысли Г. Федотова, в этих рассказах Шукшин мастерски, глубоко и верно обозначил суть русского национального характера, эти герои – стоящие особняком, не понятые и не принятые другими людьми как раз представляют собой крайние проявления, два полюса, полярность которых – русский национальный характер.

Обращение к эпиграфу урока

По словам В. Распутина, до Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявлял с таким

нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души... Душа – это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".

Работа по тесту (Приложение 1)

Со страниц шукшинских книг смотрят на нас его герои: шофёры, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники – наша большая Россия. Его писательское кредо образно передал в своём стихотворении «Памяти Шукшина» Евгений Евтушенко

В искусстве уютно
быть сдобною булкой французской,
Но так не накормишь
ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ...
Когда мы взошли
на тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце, как сокол,
Как связанный Разин Степан.

Рассказы В.М. Шукшина долго держат нас в плену. Прав он был, когда писал: "Мне кажется, что самый простой случай, эпизод, встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больший простор для художника". А значит, и для читателя. Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев. Я думаю, призыв Шукшина, который мы взяли в качестве эпиграфа, «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди...».

Домашнее задание:

письменно ответить на вопрос 

  1. Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа В.М. Шукшина «Мастер»?»
  2. Как вы понимаете слова из текста: «Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй...»?

Отрывок из рассказа Шукшина «Мастер», который мы сегодня читали наизусть, входит в тексты для изложений за курс 9класса, поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам ответить на вопросы, предложенные в сборнике для подготовки к экзамену. Вы можете выбрать один из вопросов.

Приложения.