Цель: приобщение к духовно-нравственным ценностям через художественный текст.
Оборудование:
- Библия (любое каноническое издание);
- вопросы опережающего характера;
- раздаточный материал;
- “Приложение”;
- компьютер; мультимедийный проектор.
Примечание: учащимся даётся опережающее задание (подготовить сообщения, выразительное чтение стихотворений указанных поэтов, выучить стихотворение наизусть; подготовить презентации “Малиновый звон”, “Благовест”, используя возможности Интернета, фотографии из семейных альбомов). Раздаточным материалом является Приложение 2. “Ученикам на заметку”.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя. Эмоциональный настрой. Краткий комментарий оборудования.
Учитель. Наш урок – своеобразный подарок Неба. И мы, ребята, этим подарком поделимся. Правда? Приглашаем всех принять живое участие в предстоящем разговоре. Пусть он станет добрым для Вас и Ваших близких!
Верю, что всё будет так, как должно быть, ведь речь пойдёт о Вечном.
Вам в помощь, ребята, – раздаточный материал. Готовы? Тогда – с Богом!
Итак, поэзия... Век 19-й... А.К. Толстой, автор известных “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...”, “Средь шумного бала, случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой, родимый край...”... И наша задача – соединить день сегодняшний с далёким 19 - м веком. Давайте для начала настроим своё сердце...
Приложение 1 “К. Лапицкая – Как лань желает...”;
Приложение 2 (Псалом 41)
Учитель. Продолжая наш разговор о своеобразии художественного мира А. К. Толстого, мы не случайно начали урок с музыкального переложения библейской молитвы, с Псалма № 41, уже знакомого нам по творчеству поэта 19 века Ф. И. Тютчева. 8-й стих Псалма (“Бездна бездну призывает...”) иллюстрировал философскую лирику поэта.
Но дело не только в этом. В Евангелии от Иоанна читаем: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...” (Инн. 1: 1) По своей природе словесное искусство – духовно. Яркое тому подтверждение – “золотой век” русской литературы.
Именно Библия была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творчестве Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Баратынского, Батюшкова, Фета, Тютчева. Особое место в этом ряду принадлежит А. К. Толстому, наименее дисгармоничному и трагичному из всех русских поэтов того времени.
Презентация 1 “Толстой А. К.” (Слайд 1)
3. Сообщение заранее подготовленного ученика (учеников).
(Во время сообщения учащиеся делают в тетрадях необходимые пометки)
Граф Алексей Константинович Толстой, русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН, автор баллад, сатирических стихов, исторического романа, драматической трилогии, всё же в первую очередь ассоциируется нами с возвышенными, яркими образами, с проникновенной, задушевной, необыкновенно музыкальной лирикой. Презентация 1 (Слайд 2)
Вспомним об особенностях его творчества. Презентация 1 (Слайд 3)
Задание: выбрать и записать в тетрадь четыре, на ваш взгляд, основных черты поэзии Толстого.
Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого – в непосредственности чувства, задушевности тона. Умение схватить и передать в слове все краски окружающего мира характеризуют целый ряд лирических произведений поэта.
Прекрасно владея искусством слова, Толстой тщательно отделывал свои произведения. Но органическим свойством его поэзии была особого рода небрежность; она создавала впечатление, что поэт передает свои переживания и чувства в том виде, как они родились в нём, что мы имеем дело почти с импровизацией. Он не боялся простых слов, общепринятых эпитетов.
Толстой проявил прекрасное понимание поэтики народной песни, написав ряд стихотворений, связанных с фольклором. Но по своим мотивам и настроениям большая часть из них тесно примыкает к романсной лирике.
Лирика Толстого оказалась благодарным материалом для музыкальной обработки. Больше половины всех его лирических стихотворений положены на музыку, многие из них – по нескольку раз.
Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, М. А. Балакирев, А. Г.Рубинштейн, С. И. Танеев, Ц. А Кюи, С. В. Рахманинов. А П. И. Чайковский так отозвался о Толстом: “Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов”.
Значительная часть лирических стихотворений Толстого объединена образом лирического героя, лирического “я”, наделённого в этих стихотворениях более или менее постоянными чертами (это черты личности самого поэта, знакомой нам по его письмам и свидетельствам современников).
4. Слово учителя. Сообщение заранее подготовленного ученика.
Учитель. Литературоведы, исследователи творчества поэта, отмечают, что у Толстого исключительно сильна привязанность ко “всему земному”, везде чувствуется любовь к родной природе, тонкое ощущение её красоты. И сам он мог бы повторить слова своего героя из былины “Садко”: “Уж очень к земле я привязан”.
“Земля” – значит, “Родина”, “Россия”, “Русь”... Каких только поэтических сравнений не удостаивалась Русь! Она и “васильковая”, и “ромашковая”, и Русь “березового ситца”... Но есть еще одно название, данное нашей Родине: Русь – “ колокольная”...
Послушаем, что связано у народа с колоколами.
Приложение 3 “Колокола”; Приложение 2 (Колокола)
Почему же Россию называют “колокольной”? (Синонимы: “святая”, “любящая, исповедующая Бога”, “соборная”, “христианская”).
“Бог”, “поэзия”, “колокола”... Это уже знакомый для нас ряд. Стоит только вспомнить стихотворение М. Ю. Лермонтова “Поэт” (1838):
...стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных. Презентация 1 (Слайд 4)
Просмотр фрагментов фильмов, краткий комментарий.
Приложение 4 “Фильмы”
Учитель. Кроме любви к Родной Земле, у Толстого наблюдается влечение к “мирам иным” как отражение неких “вечных идей”. Программные стихотворения Толстого – именно об этом. С одним из них мы познакомились в 7-м классе. Это лирическая миниатюра “Благовест”. Стихотворение – знакомо, для памяти – тексты.
Мы уже не раз отмечали музыкальность стихов А. К. Толстого. Необыкновенно музыкален и его “Благовест”. Само название – “Благовест”, храмовый звон в один колокол, – говорит об этом. И то, как звучит стихотворение, напоминает удары колокола.
Произносишь слово “благовест”, и чувствуешь: это – русское. Действительно, каждая строчка дышит любовью к родной земле! И кажется, что всё – предельно ясно! И всё-таки попробуем вернуться к этому произведению, посмотрев на него “взрослыми” глазами.
Но сначала попытайтесь сформулировать тему урока, соединив “Благовест” Толстого и понятие “Родина”, о чём мы уже говорили.
(Выслушать мнения учащихся)
Предлагаю назвать наш урок так: “Русь колокольная” в стихотворении А. К. Толстого “Благовест”. Презентация 1 (Слайд 5) (Запишите, пожалуйста!)
Характерной чертой лирики Толстого является не только склонность к густым, ярким краскам, но и присутствие полутонов и намёков. В одном из писем А. К. писал: “Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому её пополнить по-своему”.
Давайте воспользуемся советом Толстого, взяв эти слова в качестве эпиграфа. Презентация 1 (Слайд 6). (Запишем это!)
Итак, что же нам предстоит сделать? (Увидеть в стихотворении “новое”)
5. Выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест”
Презентация 2 “Благовест”
А. К. Толстой
БЛАГОВЕСТ (Слайд 1)
1)
Среди дубравы (Слайд 2)
Блестит крестами (Слайд 3)
Храм пятиглавый (Слайд 4)
С колоколами. (Слайд 5)
2)
Их звон призывный (Слайд 6)
Через могилы (Слайд 7)
Гудит так дивно (Слайд 8)
И так уныло! (Слайд 9)
3)
К себе он тянет
Неодолимо, (Слайд 10)
Зовет и манит (Слайд 11)
Он в край родимый, (Слайд 12)
В край благодатный, (Слайд 13)
Забытый мною, – (Слайд 14)
И, непонятной
Томим тоскою, (Слайд 15)
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова, (Слайд 16)
И отрекаюсь я
От дела злого; (Слайд 17)
Далёко странствуя
Мечтой чудесною, (Слайд 18)
Через пространства я
Лечу небесные, (Слайд 19)
И сердце (Слайд 20) радостно (Слайд 21)
Дрожит и тает, (Слайд 22)
Пока звон благостный
Не замирает... (Слайд 23)
6. Аналитическое чтение стихотворения.
Учитель. Итак, помня о совете Толстого (эпиграф) Презентация 1 (Слайд 6) попытаемся понять, что же “не договорил” поэт, или, другими словами, какой символический смысл заключён в стихотворении? Презентация 1 (Слайд 7)
Чтобы не “сбиться с пути”, пойдём вслед за автором: “вижу”, “слышу”, “чувствую” (реалии внешнего мира и внутреннее состояние человека).
Какие образы в стихотворении можно выделить?
Зрительный ряд: ... дубрава, кресты, храм, колокола, могилы = “край родимый”, “благодатный”, “забытый мною”... (Родина) Презентация 1 (Слайд 8)
Звук: ...“звон призывный, благостный”, “гудит так дивно, и так уныло”, “тянет неодолимо”, “зовёт, манит”... Презентация 1 (Слайд 9)
Лирический герой (“я”): “томим непонятной тоской...”, “молюсь, и каюсь, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого...”, “далёко странствуя мечтой чудесною...”, “лечу” “через пространства небесные...”, “сердце радостно дрожит и тает” (в динамике).
Презентация 1 (Слайд 10)
Какие образы, по-вашему, имеют символическое значение? Есть ли здесь образы времени и памяти, то, что характерно для творчества поэта?
(“Могилы”, “кресты” – символичны; это историческая память. “Храм пятиглавый”, “колокола”, “кресты” – символ веры русского народа. “Дубрава” – не только пейзаж, но и символ России.)
Действительно, слова имеют значимость, со словом мы связываем определённый смысл. Приложение 2 (Глоссарий)
Помните? Наша задача – “пополнить” то, что лежит на поверхности.
Какое слово в стихотворении, по-вашему, является ключевым? (“Мечта”, явная примета романтизма)
О чём мечтает лирический герой? (О Родине, т.к. находится далеко от неё)
Знакомый мотив: “Родина – Чужбина” Приложение 2 (Некрасов)
? Тогда почему лирический герой “томим непонятной тоской”, и почему он “снова” (читай: “и снова, и снова...”, т.е. “постоянно”) “плачет”, “кается”, от какого “злого дела” “отрекается”, ведь Родину-Россию он не предавал? (?..)
Попробуем проследить направление мыслей и чувств Толстого в стихотворении “Благовест”, изобразить это графически.
Любовь к Родине, к памяти предков, к дорогим, близким людям, оставшимся в России, к человеку вообще направляет мысли и чувства (“мечта”, “сердце”) лирического героя, находящегося на чужбине, по горизонтали. Состояние лирического “я” очень близко к библейской заповеди: “...возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матф.22:39).
Презентация 1 (Слайд 11)
Но ощущать это он начинает только тогда, когда слышит колокольный звон. “Призывный звон” колоколов, что “тянет неодолимо”, звучит как сигнал к молитве (“молюсь, и каюсь...”).
К кому обращена эта молитва? – к Богу. Поэтому слова: “далёко странствуя”, “через пространства я лечу небесные”, разговор о “благодатном крае”, крае “родимом”, “забытом”, как мечта о “потерянном рае”, – вполне могут относиться к вертикали: от “я” – к Богу. И тогда объяснима “тоска”, потому что вызвана она угрызениями совести: человек забыл о Боге. А первая заповедь гласит: “...возлюби Господа Бога твоего” (Матф.22:37). И только потом идут: “Не убий” и “Не укради”!
Презентация 1 (Слайд 12)
Учитель. Вспомните, пожалуйста, у Александра Блока:
Поэт в изгнаньи и в сомненьи
На перепутьи двух дорог. (...)
Остановился на пути.
Но уж в очах горят надежды,
Едва доступные уму,
Что день проснётся, вскроет вежды,
И даль привидится ему. (“Поэт в изгнаньи и в сомненьи...”)
Ещё ближе по мировосприятию состояние лирического “я” в “Благовесте” и в стихотворениях М.Ю. Лермонтова (“Молитва”, “Когда волнуется желтеющая нива...”: “Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе...”) и в поэме Н.А. Некрасова (“Тишина”)
Причём, точно так же: когда “я” обращается к Богу, тогда и появляются в душе радостные, светлые чувства. Одно не существует без другого: мечта о Небе (Бог) и мечта о Земле (Родина-Россия) существуют одновременно, т.е. пересекаются. В результате – КРЕСТ (Спаситель Иисус Христос). Презентация 1 (Слайд 13)
А теперь – к названию стихотворения “Благовест”.
Почему стихотворение А.К. Толстого названо именно так?
“Благовест” – это не только колокольный звон перед началом церковной службы, это не только радостная весть о спасении,– это “весть”, “новость” о том, что Спаситель, Иисус Христос, обязательно придёт на Землю во второй раз, но уже как Судья, за тем, что Ему принадлежит.
? Что это или кто это? – Это все мы: и живые, и мёртвые. “Кладбище” – “клад” Божий, Его достояние. “Погост” – “гости”, пришедшие на время, “складываются” Богом, а потом воскрешается душа ( а не “кости”). “Усопший” – “уснувший”, “только на время успокоившийся”. Вот почему так важно быть всегда готовым к этой встрече, вот почему молитва лирического героя повторяется “снова”. Здесь находит своё воплощение концепция Толстого о связи времён.
Приложение 2 (Глоссарий)
Учитель. В балладе “Змей Тугарин”, говоря о “древнем русском вече”, о “вольном, честном славянском народе”, Толстой упоминает “колокол Новаграда”:
И если он даже и в прах упадёт,
Пусть звон его в сердце потомков живёт...
Поэту было важно “достучаться” до наших с вами (мы – потомки) сердец, и он бил в колокол, напоминая:
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало. (“Меня, во мраке и пыли...”)
Современен ли А.К. Толстой?
Как известно, “Бог есть любовь” (1Инн. 4: 12), и Он – вечен.
“Любовь никогда не перестаёт” (1 Кор. 13: 8) Поэт, провозглашающий любовь Божью, всегда современен. Вот почему творчество А.К. Толстого актуально и сегодня!
Презентация 1 (Слайды 14, 15)
У поэта “серебряного века” Николая Гумилёва есть такие строчки:
... Есть Бог, есть мир,
Они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себе вмещает человек,
Который верит в мир и верит в Бога.
Нужно ли что-то добавлять к этому?
Голоса поэтов Земли Русской – как колокола на звонницах: если умолкает один – ему сразу же вторит другой, третий!..
О чём вы возвещаете сегодня, “колокола России”?
7. Декламация стихотворений учащимися.
Владимир Фролов
Колокола, колокола...
Они нигде так не звучали:
Извечно ими Русь рвала
Оковы будничной печали.
...Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!
Презентация 1 (Слайд 16)
Иеромонах Роман (Матюшин)
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Презентация 1 (Слайд 17)
(Стихотворения читают заранее подготовленные ученики)
Учитель. Проникновенные строки поэтессы Натальи Щегловой — это набат! (тревожный призыв о помощи, о необходимости срочного вмешательства)
Приложение 2. (Н. Щеглова. Русь)
8. Заключительная часть. (Домашнее задание)
Учитель. Поэзия А.К. Толстого – мажорна по своей тональности.
Вы ещё раз сможете убедиться в этом, проанализировав дома стихотворение Толстого “Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...”
Стихи А.К. Толстого так часто звучали (и звучат сегодня) в музыке, что будет уместно послушать стихотворение Анатолия Поперечного, поэта 20 века, в музыкальном оформлении. Сейчас прозвучит песня Александра Морозова “Малиновый звон”.
Что означает выражение “малиновый звон”?
(Сообщение заранее подготовленного ученика)
Приложение 2 (Малиновый звон)
“Малиновый звон” и “Благовест” – разделяют века.... Но общее – щемящее чувство любви к родной земле, к России. Через года – связь душ человеческих!.. И ваших, дорогие ребята, – тоже! Ведь сегодня вы – соавторы.
Презентация 3 “Малиновый звон”
Учитель (на фоне проигрыша). Ребята, конечно, вы знаете строчки стихотворения поэта Ю. Левитанского: “Каждый выбирает по себе...”. Выбор остаётся за вами. Но если когда-нибудь вам станет трудно, вспомните, пожалуйста, Псалом 41.
9. Итоги.
Учитель. Была ли вам интересна и близка тема нашего урока? – это сказали ваши глаза. Благодарю Бога за возможность общения с шедеврами русской литературы и, конечно же, за возможность общения со всеми вами! Спасибо! Пусть хранит вас Господь!
Презентация 1 (Слайд 18)
А это – напоминание о том, что школьный звонок – частичка большого Небесного колокола – обязательно прозвенит.
Звучит музыка колоколов. Приложение 5 “Колокола”
(Объявление оценок)
(Звучит музыка: Приложение 6. “К. Лапицкая – Как лань желает...”;
Приложение 2 (Псалом 41))