Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с творческой биографией М. Н. Щукина,
  • подвести к осмыслению основного конфликта романа “Имя для сына”,
  • помочь учащимся увидеть гордость писателя за свой родной край в книге “Встречь солнцу”,
  • сформировать интерес к творчеству писателя.

Оборудование и наглядный материал.

Выставка книг писателя, иллюстрации учащихся к произведениям Щукина, фотография писателя, подборка журналов “Горница”

До конца.
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста.

Н. Рубцов

Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя

В. Федоров

Слово учителя о писателе.

Э. Хемингуэй говорил: “Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги и печали, и сожаления, люди и места”. Я хочу верить, что книги М. Н. Щукина станут для вас, мои друзья, добрыми, надежными друзьями, что они помогут вам стать чище, лучше, счастливее! Да, счастливее! Потому что настоящая книга дает урок доброты, человечности, она всегда помогает выбрать правильный ответ. Я верю, надеюсь и волнуюсь, потому что эта встреча с писателем у вас первая.

Михаил Николаевич Щукин, коренной сибиряк, наш земляк, родился в 1953 году в селе Мереть Сузунского района Новосибирской области. С этим сибирским селом связаны самые дорогие, самые незабываемые воспоминания. Здесь прошло его детство, которое было не совсем безоблачным. Очень рано умерла его мать - Арина Александровна. Остался в памяти только звук ее голоса, а еще что-то неуловимое, родное, связанное с запахом ее рук, одежды, но больше ничего не запомнилось. М. Н. Щукину было всего семнадцать, когда не стало отца- Николая Викторовича. Окончив восьмилетнюю школу, юноша поступил в книготорговый техникум. А уже в семнадцать лет стал сотрудником Сузунской районной газеты “Новая жизнь”. Наша районная газета стала его первой школой жизни. Для многих художников слова именно так начинается “писательская судьба”. И Михаил Щукин не исключение. Школой жизни стала и служба в армии на Северном Урале. После службы он вернулся в редакцию родной газеты, где и появились его первые рассказы и очерки. Они писались как воспоминания о детстве, как строчки в дневник, как исповедь, и потому все в них подлинно, искренно, согрето доброй, тихой, очищающей печалью. И названия у них, ребята, на мой взгляд, удивительно родные, близкие. Сегодня М.Н. Щукин - известный сибирский писатель, автор прозаических книг, выходивших в разное время в Новосибирске, в Москве, за рубежом.

Более подробно представит эти книги наш библиотекарь Н.А. Налимова

“Посидели, поговорили” - рассказы, М. 1980

Это произведения о нелегкой крестьянской судьбе, о русской душе, о добре, активно борется за высокую человечность. Рассказы глубокие, светлые, наполненные со страданием и добротой.

“Дальний клин или Журавлихинские повести” М.1982

Время действия – 1944г. Идет война.

На полях Журавлихи женщины - хлеборобы совершают подвиг, сравнимый с подвигом на фронте. В тяжелейших условиях убирают урожай, чтобы помочь фронту. Эта книга о красоте самого важного труда на Земле – крестьянского.

“Грань”, роман 1990.

Герой романа Степан Берестов, пройдя через долгие мучительные поиски смысла жизни, обретает веру в себя, получает звание “Защитник природы”, смело и мужественно отстаивает свою правду.

“Жестокий спрос”, “Оборони и сохрани”, “Рядовой случай”.

В этих и других книгах вы узнаете, что высокая нравственная ответственность присуща героям М. Н. Щукина. Тепло, ярко, самобытно пишет автор летопись наших дней.

Беседа по роману “Имя для сына” М. Н. Щукина.

Слово учителя.

Роман был издан Новосибирским книжным издательством. Действие происходит в 90-е годы двадцатого столетия в небольшом сибирском городке – райцентре Крутоярове. Внимательно вчитавшись, мы с вами увидим знакомые места нашего районного поселка, ближайшие окрестности. В центре повествования стоит молодой журналист районной газеты Андрей Агарин, не побоявшийся написать разоблачительную статью о злоупотреблениях председателя райпотребсоюза Козырина. Статья называлась “Хозяин жизни”. Она произвела на жителей поселка впечатление разорвавшийся бомбы. Статью читали, говорили, обсуждали везде. Газету, в которой она была напечатана, не выбрасывали, хранили, везде передавали знакомым.

В семьях, на работе, на лавочках возле домов люди яростно спорили, и лишь одно мнение в этих спорах было единым: наконец – то сказали правду о том, что все давно знали.

- Итак, что же заставило Андрея написать такую заметку, не отказаться от борьбы? Какой он Андрей Агарин? Вспомните эпизод: Андрей на могиле отца; как он помогает понять характер героя? Что дорого Андрею в отце?

- Чем Андрей отличается от своего коллеги Рябушкина? Чего хочет Рябушкин? Анализ глав 1, 2, гл.6, гл. 9, гл.24

- Насколько злободневен конфликт, положенный в основу романа?

- Что происходит с человеком, когда он утрачивает веру в справедливость? Что значит для героев романа такое понятие как вера в справедливость?

- Не с этим ли связана трагедия Козырина, некорованного короля Крутояровского района? Давайте прослушаем главы, посвященные этому герою. Выясним, в чем Козырин видит смысл жизни? Гл. 10-14

- Андрею сложно разобраться, что объединяет нечистого на руку председателя райпо Козырина первого секретаря райкома Воронихина. А как вы поняли, почему Воронихин защищает Козырина? Может ли руководитель района поступиться с принципами ради дела, благосостояния района? Гл. 19,10.

- И все-таки, на мой взгляд, борьба, развернувшаяся между героями романа, направлена не просто против отдельных злоупотреблений властью, ведется она, прежде всего за душу человека, за чистоту и прочность его нравственных позиций. Людьми, помогавшими Андрею выстоять, сохранить душу, стал в первую очередь, Павел Павлович Савватеев. Расскажите о нем.

- Как вы понимаете духовное завещание редактора Андрею?

- Почему Андрей дает сыну имя Савватеева?

- Что значит в развитии сюжета вставная новелла о Журавлихе? Гл. 51

- Чем вас привлекла книга? Как вы понимаете эпиграф к роману?

Представление глав из книги “Встречь к солнцу”

Слово учителя.

Последние семь лет М. Н. Щукин отдал изучению сибирской истории. Результатом этой объемной работы стала книга “Встречь к солнцу”. “Встречь к солнцу” - дань памяти нашим далеким предкам, чьими трудами осваивалась наша родная и великая Сибирь. Эту книгу нашей школе подарил М. Н. Щукин с дарственной надписью. Сегодня ребята представили главы из книги, наиболее затронувшие их, покорившие.

Заключительное слово учителя.

Ребята, я думаю, что вас не оставили равнодушными герои романа “Имя для сына”, особенно слова П. П. Савватеева “Мы не имеем права жить вполсилы и брюзжать”. Как не оставили равнодушными и главы, посвященные истории Сибири. И я думаю, что вы согласитесь: М. Н. Щукина нам нужно отнести к тому роду прозаиков, которые постоянно пишут о душе, предмете всегда новом, таинственном и всегда возвышенном.

Поэтому произведения его глубокие, светлые, очень часто наполненные, состраданием и добротой. Это Добро активное, оно борется за высокую человечность. Оно помогает преодолевать невзгоды, помогает человеку мечтать, надеяться. И пусть эта встреча с писателем не будет последней, пусть запомнится вам слова писателя, адресованным Вам:

Юным землякам – сузунцам

На Добро и Удачу в жизни и на изучение истории родной земли.

Автор М. Н. Щукин.